“Дорога к независимой Украине”
Сегодня вспоминают события 75-летней давности, Волынская трагедия остается самой трагической страницей в истории двух государств, с общими славянскими корнями, Украины и Польши, вспоминать те далекие события больно, но необходимо, дабы не перенести ошибки прошлого в настоящее.
В сознании мировой общественности стойко сформировался образ Польши, безвинно пострадавшей в годы Второй Мировой Войны, от рук украинских националистов. Польские политики, спекулируя на теме Волынской трагедии обвиняют бойцов Украинской повстанческой армии (УПА) в геноциде польского населения, забывая о том, что Польша сама создала предпосылки, чтобы спровоцировать всплеск межнационального противостояния.
Началось в далеком 1918 году с вторжения польской армии в Западную Украину, которое сопровождалось кровавым террором, насилием и грабежами украинского населения. Продолжение последовало с законным на то основанием, после подписания Рижского договора 1921 года, по которому Польша получила 162 тысячи квадратных километров украинской территории с населением 11 млн. человек. С целью насильственной ассимиляции и полонизации в регион направили поток польских переселенцев, которым было передано более 200 тысяч гектаров земли в Галичине, 112 тысяч гектар на Волыни и 113 тысяч гектар в Полесье. На территории был введен комендантский час, ограничено передвижение, армейские подразделения находились в готовности подавить волнения. О жестокости польских комендантов ходят страшные легенды: украинцам выламывали конечности, "мозжили" головы, вспарывали животы, резали малолетних детей и стариков.
На оккупированных землях польское правительство запрещало украинский язык, закрывали местные газеты, поступить в университет разрешалось только тем, кто присягнул на верность Польше (подобные меры имеют место и в нашей современности). Так продолжалось вплоть до прихода гитлеровской армии в 1939 году.
Последствия польских издевательств продолжительностью в двадцать с лишним лет, не прошли бесследно, выросло поколение на глазах которого творились ужасные вещи, принижающие человеческое достоинство и ценность человеческой жизни. Этот факт довольно облегчил немцам организацию украинско-польской резни. Польских ненавистников было предостаточно, оставалось организовать и вооружить. Прагматичные немцы старались освободить территорию для истинных германцев, руками представителей «низших рас». Используя лютую ненависть ко всему польскому не составило никакого труда устроить резню поляков.
Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили не нацисты, а боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения. Почувствовав вкус крови украинские националисты пошли дальше и зачистки проводили от всех, кто не украинской национальности.
Убивали всех — женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, рубили топорами. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. Трупами детей обвязывали деревья на въездах в населенный пункт, с плакатами на польском языке, что означала "Дорога к независимой Украине".
Группы ОУНовцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности. О характере издевательств и особенном садизме существует много документальных доказательств, в том числе описано непосредственными участниками тех кровавых событий.
9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать женщин и девушек. Перед убийством им обрезали груди, носы и уши. Мужчин перед смертью лишали половых органов. Добивали ударами топора по голове. Двум подросткам, братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе за одну ночь было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.
Сегодня, как и много лет назад, Варшава вновь пытается направлять в нужное русло террористические банды украинских националистов, и всерьез примеряется к «исконным польским землям» Галиции и Волыни. Но самое главное то, что уроков от тех трагических событий не извлекла ни одна сторона, хотя публичные высказывания, лидеров Польши и Украины, должны были убедить в обратном, но в Польше немало тех, кто «ничего не забыл и ничему не научился». Остается надеяться на то, что подобные «добрососедские отношения» описаны и в продолжении не нуждаются.
Пока существует Окрайна, как отдельное государство или территория, так будет всегда с разной интенсивностью и периодичностью. Тридцать лет бардака. После 1917-го тоже не срослось с созданием собственной страны, хоть под Германской оккупацией, хоть без неё. В 1648-ом Сечь юлила между Москвой, Крымскими татарми, Польшей и Шведами, но опять толком ничего не получилось. Пока была в составе царской России и СССР – было тихо, конечно были относительно мелкие вспышки, но это бывает везде. Без обиды, ну не способны к собственной государственности.