Футбол объединяет?
В современном мире спорт является неотъемлемой частью политики: его используют как инструмент концепции «мягкой силы» для продвижения интересов государства. Неоднократно во время проведения спортивных состязаний мирового уровня происходило оздоровление политических отношений между ранее непримиримыми противниками. К примеру, в 1971 году, пригласив команду США на дружеский турнир по настольному теннису, Китай сделал первый шаг к налаживанию контакта между правительствами этих стран. Олимпиада 1980 в Москве показала всему миру, что стереотипы западной пропаганды о Советском Союзе далеки от реальности.
Однако существует и обратная сторона медали – деструктивная пропаганда, направленная на подрыв авторитета принимающей страны. Ярким примером такой агрессивной риторики служит информационное сопровождение западными странами подготовки России к проведению Чемпионата мира по футболу 2018. Многочисленные призывы к дипломатическому бойкоту Мундиаля, необоснованные заявления о неспособности России обеспечить безопасность болельщиков, сравнение предстоящего турнира с Олимпиадой в Берлине 1936 года – все это лишь усугубляет и без того напряженную политическую обстановку в мире. Футбол используется не для сглаживания острых углов, а как еще один фронт в непрекращающейся информационной войне между Западом и Россией.
Чем в конечном итоге обернется предстоящий ЧМ по футболу: прологом к Третьей мировой войне или новой разрядкой международной напряжённости?