«Альтернативный коридор»
Территория России, в силу своего географического положения, представляет собой своеобразный мост для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами – странами Европейского экономического союза (ЕЭС) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Между Европой и Азией ежегодно курсирует около 6 млн. контейнеров, однако большая часть этого потока перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию России.
В 2000 году правительствами трех государств-инициаторов – России, Ирана и Индии было подписано Соглашение о создании Международного Транспортного Коридора «Север-Юг». Коридор «Север-Юг», который определяет маршрут: порт Мумбаи (бывший Бомбей, Индия) – Индийский океан – Персидский залив – порт Бендер-Аббас (Иран) – порт Бендер-Амирабад (Иран)
– порт Энзели (Иран) – Каспийское море – порты России – Санкт-Петербург(Россия).
Основные преимущества МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами и, в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал, заключаются в сокращении в два и более раза расстояния перевозок. При этом стоимость перевозки контейнеров из Германии и Финляндии в Индию будет существенно меньше, чем стоимость транспортировки по морскому пути.
Новый маршрут (протяженностью 7200 км от Санкт-Петербурга до Мумбаи), по мнению специалистов, позволит сократить продолжительность перевозки грузов на 10 – 12 дней по сравнению с традиционным морским путем через Суэцкий канал, который занимает около 40 суток. А это, в свою очередь, позволит сократить транспортные затраты на 20%.
Иранские эксперты уже подсчитали, что новый маршрут протяженностью 7200 километров не только избавит перевозчиков от необходимости проходить Суэцкий канал и сократит время доставки грузов на 14 дней, но и поможет сэкономить: в качестве преимущества коридора «Север — Юг» эксперты называюттакже снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.
В 2016 году для эффективной работы транспортной магистрали не хватало 172 километра железнодорожных путей между Ираном и Азербайджаном, но ОАО «Российские железные дороги» уже стали оператором строительства данного участка.