Лидеры племен в Дейр эз-Зоре не признают правительство САР
Суннитский арабский клановый фактор оказывает существенное социокультурное, политическое воздействие на кризис в Сирии (в первую очередь в Деръа, Дейр эз-Зор, Хомсе, Дамаске, в долине реки Евфрат).
Местные племена, не обращая особого внимания на проведенную в 1920 г. границу между Ираком и Сирией, исторически поддерживают друг с другом прочные культурные, этнические, семейные и экономические связи.
Многие недовольны алавитским режимом в Дамаске, чья религиозная принадлежность чужда им. С момента начала восстания, режим стремится ограничить масштабы протестов в провинции, оказывая давление на лидеров племен (многие из которых живут в Дамаске и Алеппо), а также осуществляя набор боевиков в проправительственные военизированные формирования.
Несмотря на удаленность в 280 км от сирийской столицы, Дейр эз-Зор является ключевым стратегическим форпостом для режима Башара Асада. Здесь расположены нефтяные месторождения, а также инфраструктура по транспортировке углеводородов. Через провинцию приходит нефтепровод, ведущий из Ирака (хотя в настоящее время он не функционирует, но в случае возобновления потоков нефти между двумя странами он станет ключевым транспортным узлом), а также инфраструктура по транспортировке иракского газа. Обе артерии могли бы стать источником транзитных сборов для Дамаска.
Сирийские власти длительное время стремилась подорвать независимость племен и авторитет лидеров кланов. Эта политика усугублялась десятилетиями экономического застоя и почти полного краха сельских регионов в Южной и Восточной Сирии, вследствие засухи, коррупции, неэффективного использования водных ресурсов и управления пахотными землями. Под давлением со стороны государства многие племенные шейхи были вынуждены переехать из традиционных территорий расселения большинства своих соплеменников.
Среди повстанцев довольно сильно желание отомстить своим обидчикам из служб безопасности страны, которые активно различными методами подрывали авторитет местных вождей, применяя пытки, аресты, похищения и убийства наиболее влиятельных старейшин. В результате, гибель представителей того или иного клана, в частности, в городе Деръа автоматически ведет к мести их представителей в сирийской столице, где проживает значительное количество членов племен из конфедерации шаммар.
Племена Северо-Восточной и Восточной Сирии, например, шаммар, баггара, джаббур, дулейм и угайда, имеют тесные и прочные отношения с родственными им племенными группами в Саудовской Аравии и Ираке. Это обстоятельство активно используется Дохой и Эр-Риядом для переправки оружия в Сирию, хотя это официально отрицается.