Главная » История, Мировоззрение, Творчество

Другой взгляд на войну. Почему фильм «Собибор» снят не для нас

20:03. 13 мая 2018 Просмотров - 2,221 21 коммент. Опубликовал:
Для многих европейцев Вторая мировая война — это ущемление прав и недостаток свобод, неудобства и дефицит продуктов. Для нас — это борьба за право жить на белом свете.

Андрей Сидорчик



Московская журналистка, говоря о фильме Константина Хабенского «Собибор», бросила короткую реплику: «Не цепляет».

Такое высказывание показалось кощунственным — как может не цеплять история восстания обреченных людей в нацистском «лагере смерти»?

Запах парфюма в «лагере смерти»
Но после просмотра картины складывается странное впечатление. И вроде бы все сделано правильно, и снято на совесть, но… картинка на экране не совпадает с внутренними ощущениями.


Ножом по венам били и до сих пор бьют такие картины, как «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Помни имя свое» Сергея Колосова, «Иди и смотри» Элема Климова.

В «Собиборе» на экране 1943 год, когда нацистская машина уничтожения работала на полную катушку. А в «лагерь смерти» приезжают утонченные и приятно пахнущие парфюмом женщины и мужчины, которые, кажется, до сего момента не испытывали никаких тягот и лишений. Словно не было ни еврейских гетто, ничего иного.

Жуткая сцена в газовой камере оттеняется лицом Кристофера Ламберта в роли начальника лагеря смерти. Из реплик его подчиненных мы узнаем, что нацист испытывает проблемы с потенцией и укрепляет ее, глядя в окошко на то, как умирают от газа обнаженные женщины.

Еще один нацист получает удовольствие от порки ремнем еврея мужского пола. И так далее…



«Превращение советского человека в человека нормального»

Автор фильма погружает в мир сексуальных патологий нацистов и фобий их жертв, которые надеются на то, что абсолютная покорность поможет им выжить. И на этом фоне исчезает самое страшное — хорошо отлаженная машина массового уничтожения людей, которой на самом деле был Собибор. А ведь за полтора года существования лагеря в нем были уничтожены, по самым скромным подсчетам, 250 тысяч человек.

Главный герой, советский офицер Александр Печерский, погружен в сомнения — стоит ли бежать или нужно проявлять покорность? А реальный Печерский знал, что никакая покорность его не спасет. Из 600 советских военнопленных, доставленных в Собибор вместе с Печерским, 520 сразу были отправлены в газовую камеру. Остальных, которых оставили в качестве обслуживающего персонала, неизбежно ждала та же участь.

Реальный Печерский готовил восстание потому, что иных вариантов не существовало, и за ним пошли потому, что других шансов вырваться из лап «машины смерти» просто не было.

В поисках ответа, откуда взялся диссонанс, находится интервью Константина Хабенского, которое он дал изданию «Комсомольская правда»:

«Корр.: — В одном из интервью вы сказали, что не пытались копировать реального советского офицера Александра Печерского, у вас другие цели. Какие?

Хабенский: — Мне было важно показать момент перелома, превращения из советского человека в человека нормального. В чем отличие? У советского общественное стоит превыше личного. Но, пройдя через ужасы и боль, офицер обращает внимание на женщину, которая его любит. И вот в пиковой сцене — во время вечеринки в лагере, где над заключенными издевались, где их убивали, — Печерский превращается в человека нормального. Это такая страшная ночь рождения нового мира. Когда уже приперло и отступать некуда. И когда он признается в любви женщине, что несвойственно советскому человеку в погонах, у него за спиной появляются крылья. И это дает какую-то легкость в тяжелом решении о побеге».

Два восприятия войны

Пазл, как говорится сложился. Реальная история восстания в Собиборе — это история подвига советского человека Александра Печерского. Но Константина Хабенского такой человек не интересует. И он создает иного Печерского, ему более понятного.

В нашем восприятии войны и том восприятии, которое есть у современных европейцев и американцев, существует огромная разница.

Разница эта измеряется более чем 26 миллионами человек, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Для многих европейцев Вторая мировая война — это ущемление прав и недостаток свобод, коммунальные неудобства и дефицит продуктов.

Для нас — это борьба за право жить на белом свете.

Хорошо образованные дамы, когда заходит речь о советских героях, с ужасом говорят: «Этой девочке было 18 лет, а она стала снайпером, чтобы убивать людей? Какой ужас! Этому мальчику было 17, а он бросился с гранатами под танк?! Но это же самоубийство! Эта юная санитарка, окруженная немцами, подорвала себя гранатой? Она же могла сдаться и жить дальше!»

По Красной площади в 2018 году мог маршировать другой «полк»

Как объяснить, почему советские люди поступали иначе?

Как объяснить это им, если даже замечательный актер Константин Хабенский провозглашает ненормальными тех, общественное ставит выше личного?

Зоя Космодемьянская могла бы не записываться в партизаны. Александр Матросов мог бы не бросаться на амбразуру. Советские бойцы могли бы сдаться в Брестской крепости, не вести бои в керченских каменоломнях. Жители Ленинграда могли бы вывесить белые флаги, надеясь на милость немцев.

А безногий летчик Маресьев мог бы в тылу получать пенсию, а не лезть снова в кабину истребителя.

Могли бы смирить гордыню в немецком плену генерал Карбышев и Муса Джалиль.

Вот только итог бы у этой войны был бы иной. И сегодня по Красной площади шел был не «Бессмертный полк», а парад потомков героических бойцов фюрера, расширивших нацистский Рейх до Урала.

Подмена героев, или История с «Топором»

Войну выиграли именно советские люди, ставившие общественное выше личного. Это самое общественное, которое выше личного, заставляло Александра Печерского уводить за собой из лагеря десятки людей, хотя это понижало его собственные шансы на выживание.

Те, кто пошел за Печерским, в основном выжили. Остальные, надеявшиеся после побега выжить индивидуально, были убиты немцами и местными антисемитами.

«Собибор» Константина Хабенского — отличный фильм об ужасах войны, сделанный для европейцев. Степень горя и ужаса, пережитая советскими людьми, исключает смакование сексуальных сдвигов нацистов. Советские солдаты находили в карманах убитых немцев такие фотографии расправ, по сравнению с которыми меркнут всем самые страшные фильмы ужасов, вместе взятые. Советские бойцы, освобождая родную землю, шли через оставленные немцами пепелища, на которых на трупах матерей лежали тельца малышей.

Это горе не пахло парфюмом, не блистало роскошным макияжем и не поддавалось психоанализу.

В нашей стране наблюдается водораздел между народом и создателями «современного кино».

9 мая 2018 года по каналу НТВ был показан фильм «Топор». В основу его была положена история советского бойца Дмитрия Овчаренко, который летом 1941 года вступил в схватку с 50 гитлеровцами, уничтожив гранатами и топором (!!!) 23 человека.

Реальный солдат Овчаренко был сыном сельского плотника и родился в 1919 году. А какую историю нам предлагает режиссер Владимир Семеновых?

Читаем описание фильма: «1941 г. Весть о начале Великой Отечественной войны доносится в далекую от боевых действий сибирскую тайгу, где живет старый отшельник. Некогда он был блестящим офицером, воевавшим на стороне “белых” после революции, а после Гражданской войны попал за решетку. Сбежав из лагеря, он нашел приют в тайге, которая надежно укрывала его от глаз НКВД. В уникальных природных пейзажах казак провел целых 17 лет, однако новость о нападении фашистов изменила планы бывшего военного: отшельник принимает решение уйти на фронт защищать свою родину».

Вот так реальный молодой колхозник Дмитрий Овчаренко, воспитанный Советской властью, заменяется авторами на белого офицера, пострадавшего от НКВД.



Советским людям здесь не место?

Вне всяких сомнений, автор имеет право на творческий вымысел. Но он у наших творцов имеет очень определенный вектор — советские люди героями быть не могут, ими должны быть «нормальные», или «антисоветские».

Фраза из «Повести о настоящем человеке»: «Но ты же советский человек!», — кажется сегодня чуть ли не крамольной.

Герои «Утомленных солнцем» молятся богу и, уповая на него, идут на крепость с черенками. Герои «Сталинграда» сражаются не за родину, а за девушку Катю. Вся советская составляющая выкинута из «28 панфиловцев», где ее подменяют абстрактные рассуждения о родине вообще и о героях-самураях. А есть еще и такие занимательные образчики жанра, как «Сволочи», авторы которых вообще идут на прямой подлог, рассказывая о никогда не существовавшей школе НКВД для детей-диверсантов.

Пока не в кино, а в публицистике, договорились уже до того, что главным творцом победы в Великой Отечественной войне стал … император Николай II. Недалек тот день, когда подобную версию истории мы увидим на экране.

Историческая правда же состоит в том, что Великую Отечественную войну прошел не абстрактный, а именно советский народ, не отказавшийся от своей идеологии, столпами которой были коллективизм и интернационализм. И именно на этом, а не на некой личной влюбленности базировался великий подвиг Александра Печерского в Собиборе. Так же, как и подвиги других героев войны.

Фильм же талантливого мастера Константина Хабенского действительно не о реальном Печерском. Он об истории в том виде, в каком она может именно сегодня понравиться западной публике, способной вручить за «Собибор» различные призы и награды.

Ничего зазорного в этом нет. Но не цепляет.

Андрей Сидорчик
Метки: вов, героизм, Запад, идеология, история, кино, патриотизм, Россия, ссср

21 Комментарий » Оставить комментарий


  • 1599 1343

    Песня о еврейской кружки сбора за холокост

  • 2626 2280

    Актеры упитанные, огня в глазах нет.Очередная пакость и пасквиль

  • 6041 5479

    =Ножом по венам били и до сих пор бьют такие картины, как «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Помни имя свое» Сергея Колосова, «Иди и смотри» Элема Климова.=
    Автор прав. Лично меня потряс в свое время “Иди и смотри” Климова.
    Ну а “Собибор”… Как и многие последние фильмы про ВОВ сняты немного с другой подоплекой,в надежде на премию,в надежде на одобрение зарубежных зрителей,в общем не для нас. И получил одобрение,и получил(и еще получит) премии,только вот главного в этом фильме нет,-того стержня,который имели советские фильмы. Ну нет этого…Попахивает чем-то заказным,кошерным,деньгами и заказанностью темы.

    • 5950 3818

      все фильмы снятые в последнее время ,специально убивают пафос борьбы с фашизмом,героизм и жертвенность русского народа и это цель,которая оплачивается на Западе-У Бандарчука в его Сталинграде борются за девушку Катю и среди них интеллегент с роялем фриц,в Аде Кончаловскго тоже скрытое восхищение аристократами старой России, а не хамами советскими,его братик тот со Сталиным боролся в Цитадели ,воплощая на экране художественные фантазии-как то -ткнув мордой в торт главнокомандующего.А этот бессеребренник и пацифист Хабенский вообще притащил в фильм духи,шелка и эротические фантазии фашистов,ну просто обрек фильм на многие в будующем награды.Теперь его не остановить.Если глубинка не родит художника своего,русского,скоро войну так и будет воспринимать молодежь по жидовским пасквилям.

  • 5700 4966

    “В нашей стране наблюдается водораздел между народом и создателями «современного кино».” – не водораздел, а целый Кавказский хребет! Снимают, вроде бы, патриотическое кино, и, зачастую, за государственный счет, а получается – самореклама, зарабатывание денег и пропаганда западных ценностей. А все потому, что не боятся ничего – неприкасаемые они….

  • 53 35

    Евреи о евреях,не получается у хитроумных нормальный фильм,души в нем нет.(как и еврейского холокоста)

  • 6303 5412

    Как понимаю, фильм уже хорош тем, что хорошо показывает, какая разница между русским и евреем-иудеем. Евреи-иудеи, твари без души, рвутся в учителя русского народа. А нам это надо?

  • 1433 1087

    Смотреть не буду, не только после этой статьи , просто эта тема -в современной интерпретации, охЭ, как неинтересна. Акценты не те, одни искажения. Вон уже парад 9 мая Пу принимал вместе с каким-то израильтянином.Такой страны тогда на карте мира не было.А теперь они победили вроде как с СССР.

    • 9636 7084

      Пройдет время и окажется, что победили нацизм только евреи.

    • 8873 4478

      Не вроде как с СССР,а в СССР.Смотри:
      https://topwar.ru/120019-prozhivayuschie-v-izraile-veterany-vov-poluchat-pozhiznennye-posobiya.html
      Они потом уехали в Израиль.
      “Согласно указу, «с 1 января 2018 года устанавливается пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 тыс. рублей гражданам Израиля, ранее состоявшим в гражданстве СССР и являющимся инвалидами и участниками ВОВ, бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей».

      Пособие в размере 500 рублей в месяц полагается, в частности, лицам награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», вдов и вдовцов военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, ВОВ, войны с Японией и бывшим совершеннолетним узникам концлагерей.

      Как ранее сообщало израильское министерство абсорбции, в стране «проживают около 10 тысяч участников Второй мировой войны». Всего же, по данным ведомства, «в армиях союзников воевали полтора миллиона евреев, из них треть – в Красной армии и партизанских отрядах на оккупированной территории СССР». Погибли в боях 206 тысяч человек, около 150-ти стали Героями Советского Союза. ”
      Ещё:
      https://nashe.orbita.co.il/blogs/worldnews/68707
      Внимание : 150 героев Советского Союза- евреи!

  • 296 224

    То что подобные поделки снимаются в том числе и за государственный счет, лучше всего иллюстрирует отношение нынешних правящих “элит” к человеку советскому. Они, поставившие во главу угла барыгу, эгоиста, озбоченного лишь тем как хапнуть сейчас и побольше, да утащить в норку пока не отобрали, человека советского, ставящего общественное превыше личного, боятся как черт ладана. Однако глупцы не понимают, что те с кем они пытаются договориться, никогда не примут их как равных, и обязательно попытаются сожрать с потрохами. Пытаясь поменять, посредством такого “творчества” матрицу своего народа, роют могилу себе, ибо барыга и эгоист не сможет их зщитить когда настанет час, скорее продаст подороже. Всегда поражала меня подобная тупость, ну ладно мозг бабло застит, инстинкт самосохранения то должен работать? Представляю себе – за Родину, за Сечина, за Миллера.. Хотя они подлецы знают, что когда прижмет, останется только одно – за Родину. Тем большая анафема им.

  • 13448 11614

    Вот на современном бреде и воспитывают новое поколение Иванов родства не помнящих. Кому сейчас 20 не понимают в где правда, а где ложь! По тому я не удивился современной трактовке и украинцами и поляками истории второй мировой войны. Это заслуга не бандеровцев или польских националистов, это заслуга российского кино, ТВ и СМИ. Трудно спорить с противниками после таких кино шедевров как “Сволочи” “Штрафбат” и прочей дури под названием российское кино.

    • 53 35

      Совершенно верно и эта еврейская “взвесь”с различным уровнем званий “народных лауреатов” и прочее ,формирует взгляд и образ мышления уже не одно поколение,наших,русских,детей! Но вопрос в другом ,как противоборствовать этой машине,что мы можем им противопоставить…?

    • 7173 3987

      колабрационизм-модно сегодня.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)