Мирное урегулирование карабахского конфликта
Как известно, второго марта парламентом РА был избран новый президент страны, которым стал Армен Саркисян, финансовый посредник и представитель транснациональных бизнес-структур. Его карьера на протяжении последних тридцати лет была связана более с Великобританией, нежели с Арменией. Вступление в должность нового главы государства, который будет преимущественно церемониальной фигурой, должно состояться девятого апреля.
Известно, что внешняя политика, да в определенной степени и внутриполитическая динамика постсоветской Армении, во многом определяется необходимостью достойного решения карабахского вопроса. По мнению будущего лидера Армении не урегулированный статус нагорнокарабахской проблемы создаёт препоны для развития региона. Во-первых, всегда существует возможность начала войны, в которую будут втянуты и Армения, и Азербайджан, что поставит в трудное положение Россию: Москва — военный союзник Армении по ОДКБ и одновременно региональный партнёр Азербайджана, поставляющий ему в немалых количествах оружие. Во-вторых, неурегулированный статус Карабаха затрудняет экономическое развитие Армении. В-третьих, постоянное балансирование на грани войны укрепляет позиции националистов и в Баку, и в Ереване. Взаимные обиды и отсутствие раз и навсегда закреплённого статуса Нагорного Карабаха затрудняют также и поиск компромиссного варианта решения конфликта.
Кроме того, критики не раз обращали внимание на опасность распыления полномочий различных властных субъектов, что могло бы иметь непредсказуемые последствия в предвоенный (или военный) период. Это учтено, и переход в Армении к парламентско-правительственной форме правления будет сопровождаться усилением роли Совета национальной безопасности, куда будут входить руководители правительства и силовых структур (что вполне естественно для страны, вовлеченной в неурегулированный конфликт, в любой момент готовый взорваться очередной военной эскалацией).