Фуражное царство. Гонка за урожаем принимает в России катастрофический оборот

1329 4

Производители пшеницы, работающие по интенсивным технологиям, сегодня могут получить прибавку урожая только за счет новых высокопродуктивных сортов. С помощью химии (особенно в южных регионах) повышения урожайности не добиться — там уже и так применяют все, что только можно. Однако сельхозпроизводители, использующие новые сорта, забывают о важных нюансах, например, о качестве получаемого зерна.

В результате в последние годы в России наблюдается производство избыточного количества фуражного зерна и дефицит пшеницы 1 и 2 класса. Кроме того, одновременно с рекордными урожаями зерновых возросло количество кредитов и аграриев, не способных погасить свои долги перед банками. В том, на что сделать упор, чтобы выращивание пшеницы было выгодным, разбирался корреспондент журнала «Агротехника и технологии».

Сегодня около 80% посевных площадей озимой пшеницы в стране занимают сорта шести ведущих селекционных центров: Краснодарского НИИСХ, Московского НИИСХ «Немчиновка», Воронежского НИИ зерновых культур, Самарского НИИСХ, Ставропольского НИИСХ и Донского НИИСХ. В 2017 году в государственном реестре находилось 320 сортов озимой мягкой пшеницы, около 80 из них принадлежат селекции Краснодарского НИИСХ. Но, несмотря на большой объем селекционных достижений кубанских ученых, следует отметить, что большинство из их сортов районированы в одном-двух регионах, то есть созданы исключительно для условий Юга страны. Впрочем, это объяснимо: каждый семенной центр старается выводить сорта, максимально адаптированные к условиям своего региона. Так, основные регионы-покупатели сортов «Немчиновки» — Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный. Есть сортовая специализация и у других НИИСХ.

Еще одна проблема современной селекции — погоня за количеством новых сортов, которых требует растущий рынок, работающий по интенсивным технологиям. «Вопрос, в какой степени селекционеры удовлетворяют потребности отрасли в новых сортах в количественном и качественном отношении, остается отрытым, — говорит Сергей Гончаров, профессор кафедры селекции и семеноводства Воронежского ГАУ. — Но есть и другой вопрос: насколько этому процессу помогут планы Минсельхоза по созданию в России 150 селекционно-семеноводческих центров к 2020 году на фоне тотального сокращения кафедр селекции и семеноводства аграрных вузов? Тиражирование не доказавшей своей эффективности модели без широкого обсуждения в профессиональных кругах не предполагает гарантированного результата».

Между тем, пшеница является, наверное, единственной культурой, семена которой в России почти на 100% отечественной селекции. «В реестре есть и импортные сорта, — не отрицает Рамин Мамедов, заведующий лабораторией селекции озимой пшеницы Московского НИИСХ «Немчиновка», — но, к счастью, у аграриев они не пользуются популярностью. У иностранных коллег отлично отлажена реклама, и они умеют продавать свои сорта. С одной стороны, для нас как для селекционеров, это даже неплохо, потому что здоровая конкуренция всегда необходима. Но в моей практике были случаи, когда аграрии жаловались, что закупили действительно хорошие районированные семена иностранной селекции, и на следующий год вся пшеница вымерзла».

[...]

Гонка за урожайностью, во многом поддерживаемая правительственными планами, по мнению аналитиков рынка принимает в России катастрофический оборот. Так, в последние годы небывалый урожай зерновых привел к падению цен и банкротству многих сельхозпроизводителей.

«Себестоимость выращивания пшеницы в лучших хозяйствах средней полосы сегодня на уровне 5 руб./кг, а закупочная цена этого сезона (2017−2018 гг.) тоже около 5 руб. Получается, многие работают в минус, — констатирует Рамин Мамедов, из «Немчиновки». — Кроме того, далеко не у всех есть возможность хранить зерно, чтобы дождаться повышения цены, да и качество урожая оставляет желать лучшего».

Но есть и еще одна серьезная проблема. В 2016 году на Втором всемирном зерновом форуме в Сочи эксперты единогласно сошлись во мнении, что последние годы тенденция на рынке неутешительная. Зерна становится больше, а качество его ухудшается. Если пять лет назад пусть и в небольших количествах, но встречался 1 и 2 класс, то сейчас львиная часть урожая представлена 3, 4 и 5 классом, которого больше всего, причем пятый класс можно уже приравнивать к фуражному.

Аналитики констатируют: цена на зерно в регионах, отдаленных от порта, действительно смешная. Единственный вариант для таких производителей — экспортировать в Китай. Впрочем, из Алтая и из Новосибирской области уже начали поставлять зерно в КНР. Для аграриев Зауралья и Западной Сибири это действительно перспективное направление. Но для того чтобы экспорт заработал в полную силу, необходимо совершенствовать инфраструктуру: строить новые порты, транспортные магистрали и зерновые терминалы по типу Забайкальского. Также крайне важно доработать логистическую цепочку в этом направлении, поскольку в данный момент сбыт в Китай еще не до конца отлажен. Без строительства специализированных логистических складов, которые будут ориентированы на вывоз, не обойтись.

[...]

Последние два года мы получаем миллионы тонн пшеницы, но что с ней делать, не очень понятно, рассуждает Таракановский, потому что все, кто мог, уже занял свои позиции на экспорт, туда не пробиться. А внутри страны такое количество зерна никому не нужно. К тому же цены снижаются, а за «три рубля» пшеницу выращивать уже бессмысленно.

Такая ситуация приводит к трагедиям, продолжает Таракановский: есть даже случаи самоубийств среди закредитованных фермеров, которым предлагают слишком низкую цену для реализации. «С другой стороны, на что можно рассчитывать, выращивая, к примеру, 800 тонн 4 класса без уверенности в реализации всего объема? — рассуждает специалист. — Возможно, нужно было вырастить 600 т, но 3 класса? Но у нас все, почему-то, думают о количестве, а не о качестве. Считают, что третий класс никому не нужен, но это неправда».

Действительно, на огромном рынке России аграрию, вырастившему фураж, конкурировать невозможно — фуража слишком много, а вот действительно качественного зерна нет. Если сельхозпроизводитель расположен далеко от портов, какой смысл ему выращивать фуражное зерно, тем более в больших количествах, задается вопросом Таракановский. Здесь лучше сфокусироваться на качестве или производить твердые сорта пшеницы, например, для какой-нибудь компании-производителя макаронных изделий. Или стоит искать какие-то другие пути, помимо экспорта.

Источник: https://aftershock.news/?q=node/629494

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
4 Комментария » Оставить комментарий
  • 6509 4383

    Создание кооперативов, вот в чём выход. Зерно ниже 2 класса это мясо. Только никто не хочет понижать цену топлива, техника слишком дорогая. Всё решается в комплексе. Государство могло бы взять на себя убытки, но при этом было бы здоровое питание. Ну как же всё это просто, на основе растениеводства можно развить животноводство и т.д..
    Но опять в правительстве перетягивает взяточничество и блат. Ткачёв свои хозяйства вытаскивает, не всех аграриев.
    “Чубайское” общество прекрасно понимает, что если в России крестьяне встанут на ноги, то как они тогда будут зарабатывать на пальмовом масле, сое, заменителях и т.д..
    Хлеб всему голова – власть об этом забыла.

  • 837 687

    По-моему нас давно потчуют хлебами из фуражной пшеницы с соей… Раньше мы любили есть супы с сухариками из хлеба, сейчас “сухарики” в супе превращаются в медузообразную бесформенную массу.
    Выгодно в КНР отправлять пшеницу, древесину, рыбу, дождевую воду, даже плодородный слой почвы вывозят из кедровых лесов. А что выгодно ввозить? Некачественное тряпьё и и детские игрушки, от которых дети страдают болезнями, которые им ещё аукнутся в будущем… Вот теперь ещё из европейской части России прокладывают в “дружественный” Китай скоростные магистрали.
    1. Схииеромонах Аристокл Афонский в 1917 : «Вся Россия сделается тюрьмой … Конец бед России будет через Китай”.
    Какая-то баба Люба полуграмотная это понимает, а вот высокообразованные кремлёвские чиновники не понимают, и бабу Любу на ютубе не слушают.
    Хлеб мы уже не покупаем, научились лепёшками обходиться, но ведь и для лепёшек нужна хорошая мука, не обработанная двуокисью хлора и другой химией…

    • 7736 4434

      вы же голосовали за Путина а он сказал,что у нас в сельском хозяйстве все хорошо..вырастили много пшеницы..радуйетсь есть прогресс..или все таки он соврал?А?как обычно

  • 9844 8929

    Давайте начнём с семян. Семена зерновых высоких классов дОроги. Далее- фуражное зерно требует более простых технологий выращивания (гербициды) и очистки (примеси), значит дешевле.
    СССР фуражное зерно закупал, т.к. было гигантское поголовье скота, его надо было кормить – зима у нас более полугода в среднем.
    Зерно высоких классов шло для питания населения.
    Сейчас принято решение о допуске фуражного зерна на корм населению (материал есть в интернете), не 100%, конечно, но кто поручится, что при прибыли 300% капитализм…
    При советских масштабах животноводства не хватало бы и этого фуражного зерна, но у нас успехи только в разведении миллионеров и миллиардеров, а также приведении в негодность пашен.
    Кроме того, химия бежит вперёд и научила пекарей из ржаной муки делать белые булочки. А вы про содержание клейковины что-то там…
    Действующий пока министр с/х никаких успехов не добился. Планирует заняться семейным бизнесом. А что ему не заниматься? У него земли в Краснодарском крае не меряно скуплено. Порты рядом – только отправляй зерно на экспорт.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)