ПАСЕ инициировала доклад «Расовая дискриминация Россией крымских татар в Крыму»
На днях мониторинговый комитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) принял решение о подготовке отдельного доклада и резолюции «Расовая дискриминация Россией крымских татар в Крыму». Этот документ будет подготовлен в преддверии апрельской сессии ПАСЕ на котором предусмотрены дебаты по незаконным выборам в аннексированном Крыму.
Остается открытым вопрос, какие доводы докладчики противопоставят уже тем принятых и реализованных комплексных мер по интеграции крымских татар в российское общество.
Напомним что, с первых же дней после законодательного оформления факта воссоединения Крыма с Россией был принят целый комплекс мер, направленных на правовое закрепление общегражданского и этнокультурного статуса этнических меньшинств.
Так, одним из первых шагов стало принятие 11 апреля 2014 г. новой Конституции Крыма, где в Преамбуле закрепляется понятие "многонациональный народ Республики Крым", а в качестве цели постулируется сохранение многообразия и самобытности национальных культур, обеспечение их равноправного развития и взаимообогащения в опоре на многовековую общую историю с народами Российской Федерации. Пункт 1. ст. 10 Конституции определяет государственными языками русский, украинский и крымско-татарский языки. В п. 3 ст. 10 признается принцип многообразия культур в РК, их равноправного развития и взаимообогащения.
21 апреля 2014 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития". По словам Президента, государством "должны быть приняты все необходимые политические законодательные решения, которые завершат процесс реабилитации крымско-татарского народа, решения, которые восстановят их права и доброе имя в полном объёме".
11 августа 2014 г. Постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года". Направление "Обеспечение межнационального единства" включает реализацию ряда мероприятий по гармонизации межнациональных отношений. Так, численность обустроенных граждан из числа ранее депортированных, возвратившихся на постоянное место жительства в 2015 г., должна составить, согласно Программе, 600 человек, в 2016 г. — 800; в 2017 г. — 1200; в 2018 г. — 2600 человек. На мероприятия по национально-культурному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, а также на социальное обустройство территорий Крыма и г. Севастополя до 2020 г. в
30 июля 2014 г. был опубликован законопроект РК "О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым". Смысл законодательной инициативы заключается в предоставлении "земельной амнистии" некоторым категориям граждан. Российские чиновники обещали "разобраться" с самозахватами. Однако самовольно занятые 1500 га земель, на которых расположено более полусотни жилых массивов, оказались не так быстро решаемой проблемой. Тем не менее, в настоящее время острота вопроса заметно снизилась, перейдя в правовое русло.
В апреле 2014 г. в соответствии с Федеральным Законом от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" в Крыму появилась и региональная национально-культурная автономия (РНКА) крымских татар (глава Эйваз Умеров).
Наряду с созидательными мерами, урегулирование межнациональных отношений в Крыму сопровождалось и ограничительно-запретительными инициативами. Так, на полуострове сразу же после законодательно оформленного перехода Крыма под российскую юрисдикцию перестала существовать экстремистская организация "Хизб ут-Тахрир", запрещённая в России в 2003 г., но не преследуемая на Украине. В апреле 2016 г. была запрещена деятельность крымско-татарского "Меджлиса", признанного Верховным судом Крыма экстремистской организацией. А лидеров "Меджлиса" М. Джемилёва и Р. Чубарова, живущих в Киеве, прокуратура Крыма сочла причастными к транспортной и энергетической блокаде полуострова. Кроме того, согласно информации прокуратуры, лидеры "Меджлиса" сотрудничают с наёмниками террористических организаций "Серые волки" и "Хизб ут-Тахрир". Не приходится сомневаться в том, что запрет "Меджлиса" вызвал протесты со стороны ряда представителей западных структур.
В целом, ценности и видение ситуации русскими и крымскими татарами во многом совпадают, хотя различия в "картине мира", безусловно, присутствуют. Тем не менее, при всех сложностях инкорпорации Крыма в российское пространство, нужно подчеркнуть, что на полуострове существует потенциал благоприятного разрешения межнациональных проблем и установления более или менее устойчивого баланса политических, этнонациональных и этноконфессиональных сил.