Бусидо. Кодекс чести самурая
Бусидо (в переводе с японского означает «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.
Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.
Основные положения и постулаты кодекса Бусидо
Окончательно оформившись в конце эпохи воюющих провинций Сэнгоку Дзидай (1467—1568 гг.), бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена честь самурая; включал запрет лжи и привязанности к деньгам.
Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:
- Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
- К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
- Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
- Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
- В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
- Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
- Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
- На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
- Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая.
- Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
- Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
- Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
- Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
- Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
- Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
- Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник.
- Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью. Вот его главное дело.
Айны намного больше самураи, чем эти ряженые япошки. Жаль, что они исчезают.
Собственно и “кодекс” “бусидо” и все “самурайство” япошки нагло украли у айнов, а самих айнов, которые и являются коренными аборигенами островов в отличие от пришлых захватчиков – японцев, (и с которыми японцы вели войны на полное истребление), оболгали и продолжают это делать. Японцы переняли всю культуру айнов , а самих айнов уничтожили, это в точности соответствует поведению пришлых захватчиков – евреев по отношению к радушно принявших их ханаанеев, ( огромные пласты культуры и даже сам язык ( древнееврейский это ханаанейский) были евреями переняты, а сами ханаанеи уничтожены.
Кодекс достойного слуги, главное дело которого умереть с честью. Немного грустно. Интересно, какого кодекса придерживался его сюзерен? Был ли он обязан умирать с честью? Был ли он таким человеком, за которого и умереть не жалко?
Уважаемый Брахман, Вы не могли бы ответить на мои вопросы? Статеечку ещё опубликовать…Кажется, что Вы кое-что об этом знаете.
Господин самурая сам являлся подданым своего господина и исповедовал те же принципы. Вообще кодекс Бусидо – это правила для не вполне образованных и не знатных служащих. Элита Японии того времени с малых лет воспитывалась в духе почтения к сюзерену и императору вплоть до отдачи жизни за интересы сюзерена.
Господин формально был властителем и имущества и жизни своего подданного и мог в любое время приказать ему лишить себя жизни, однако, живя по определенным принципам, равно как и равные с ним по знатности, рисковал неразумным приказом своему подданному запятнать уже свою честь. В таком случае, если это становилось достоянием гласности, уже сам мог быть обязан смыть позор своей кровью.
Поэтому до сих пор Япония – страна неузаконеных строго соблюдаемых условностей. Генетическая память.
Фракталы.
А кто не фракталы,даже мы кучкуемся на сайте,строго поддерживаясь этой математической модели мира.)
Просто я сразу себе представила, что у самурая есть преданный до смерти прислужник, у прислужника – преданная до смерти собачка…
А если собачка покусала самурая, значит прислужник должен сделать харакири.
Собственно, так и было. Жесткая иерархия. Только у прислужника была не преданная до смерти собачка, а преданная до смерти жена и преданные до смерти дети.
Ой, а про жену-то и не подумала.
Просто жена по рангу после собаки.)))))
У собачки преданная ей до смерти блоха,у блохи подковка,у подковки преданный ей гвоздь(не представляю как гвоздь будет делать себе харакири),у гвоздя примесь мельдония,у мельдония примесь цианида(и харакири делать не надо),дальше молеккулы,и подчиненные им атомы,вплоть до кварков и непонятного бульона,который видимо и есть божественный микро чип.Ну может где то упустил недостающее звено,ааа,точно,в конце черная дырка(она маленькая,несолидно ее называть дирой.);)))
Про блоху тоже написать хотела, да посчитала за низкое, но глубже моя мысель не простиралась, ишь, до чёрной дырки дошёл, силён!
Да уж,есть во мне что то эзотерически-извращенское,не зря твердый так обзавидовался.)))
Очень обширный материал. Если сказать кратко: самурай – кшатрий (в ведической традиции) или витязь (в славянской).
Сюзерен – брамин или ведун.
Брамин устанавливает закон и передаёт его всем остальным, кшатрий следит за его соблюдением.
Всё низшие служит высшему: низшие варны (рабочий, веся, витязь) служат ведуну, ведун служит богу.
Всё та же кастовая система, которая гарантирует стабильность и порядок в обществе. Каждый сверчок знай свой шесток.
Да, только каста и варна это не одно и то-же.
Каста – это сообщество людей определённой профессии. Например: плотники, кузнецы, торговцы, лекари, чиновники и т.п.
Варна – это цвет, уровень вибрации души человека. В процессе эволюции этот уровень повышается, как следствие меняется и цвет.
Наиболее молодые души, недавно перешедшие из животного мира, обладают самыми низкими вибрациями, они вне варн. Как правило они годятся для выполнения самых простых или грязных работ.
Более опытные души уже могут служить обществу, они могут быть мастерами своего дела, хорошими тружениками создающими все блага, это шудры.
Когда в душе проявляется мудрость, она может взять на себя управление не только собой, но и заботиться о других. Такая душа накапливает благосостояние и мудрость, это веся.
На определённом этапе душе открывается закон, и она понимает, что создавать благо для себя и близких это только начало. Нужно служить обществу, познавать и утверждать закон везде и активно противостоять его нарушениям – это кшатрий.
Далее душе открывается её единство со всем миром и закон в неприкрытой форме. Такие души постигают и передают знания и являются ведущими светилами общества, это брамины.
В любую касту может попасть представитель любой варны, но чтобы сменить варну нужна эволюция души.
” И теперь у нас в деревне каждый третий индуист.” (БГ).
Спасибо, доходчиво.
Так то в Индии, там тепло. А у нас, бывает, человек работает кочегаром, чтобы были средства писать философский трактат. Или учёный историк идёт работать на мебельную фабрику, чтобы содержать семью (мой дальний родственник). То есть, ты чувствуешь в себе творческие силы, а применения они не находят, приходится зарабатывать простым трудом, а без денег не проживёшь. То есть, врождённые способности приходят в противоречие с образом жизни и способом заработка. Или полный приду-рок и алкаш, сидящий во властных структурах, тоже противоречие здравому смыслу. Эх, хорошо бы всё организовать по уму…
1. Противоречие только в нашем уме – в несоответствии действительности нашим желаниям. Творчество можно и нужно проявлять даже в самых простых вещах, ежедневных делах и труде. Каждое наше действие, правильно осознанное ведёт к эволюции.
2. Невежда и алкаш не просто так попал во властные структуры (нам не известен его путь и былые заслуги), но за свои неразумные действия он ответит как и любой другой – закон един для всех. И чем больше даётся силы, тем большая возлагается ответственность.
Дорогой Брахман!
По некотором размышлении Вы этим посланием принесли мне некоторое утешение. Сейчас всё чаще, подняв голову от ежедневной суеты, начинаешь понимать, что все наши приключения суть наши уроки. К примеру, с этой точки зрения, наш добрый Урсус в последнее время взялся преподавать Вам человеколюбие. А меня жизнь постоянно побуждает к заботе о ближних, хотя даже жить не хочется, не то, что заботиться…Спасибо за Ваш труд, вы иногда помогаете жить.
Да и вот Вам, комментировать не в силах, опубликуйте.
http://voprosik.net/zakonoproekt-ob-izyatii-organov/