Альтернативные методы решения конфликта в НКР
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля над Нагорным Карабахом, и прилегающими к нему районами.
Как следствие этого, между двумя государствами Арменией и Азербайджаном сохраняется ситуация "ни войны, ни мира", отсутствуют дипломатические отношения, их общая граница превращена в подобие линии фронта. Ввиду того, что некоторые ключевые страны региона занимают различные позиции в отношении карабахского конфликта, он стал также заметным фактором напряженности в регионе, превращаясь порой в разменную карту геополитических и экономических интересов мировых держав, в первую очередь, США и России.
Такое состояние "ни войны, ни мира" весьма опасно, ибо таит в себе постоянную угрозу возобновления военных действий. Даже при том, что вероятность такого развития невелика, оснований для беспокойства все равно остается слишком много. Во- первых, обе страны, уже понесшие огромные потери из-за конфликта, продолжают нести значительные экономические убытки из-за консервации конфликта на неопределенное время. Ведь помимо прочего, Азербайджан и Армения, как и большинство бывших советских республик, были связаны тесными экономическими отношениями, разрыв которых сыграл не последнюю роль в масштабном снижении уровня жизни народов обоих государств. Более того, каждый новый день взаимной изоляции - это день новых упущенных возможностей - потенциальные партнеры вынуждены обращаться к другим странам. Целый ряд региональных проектов застопориваются ввиду неразрешенности этого конфликта.
Но, наиболее тревожно то, что откладывание решения конфликта, или просто отсутствие хотя бы небольшого прогресса в деле его урегулирования потенциально еще более затрудняет поиск путей к примирению и, в конечном счете - к урегулированию. К сожалению, в обеих странах сформировался достаточно устойчивый "образ врага" по отношению к противоположной стороне, и большинство политических сил обеих стран, включая властные структуры и Баку, и Еревана, в разной степени также способствуют укреплению этого "образа". А при таком положении дел прежде всего страдает взаимное доверие - основа любых переговоров, попыток к сближению и к поиску путей примирения. Вражда порождает рост противостояния.
В настоящее время нагорно-карабахский конфликт может быть преодолен только посредством переговоров. Только договориться, другого пути урегулирования данного конфликта в настоящее время не существует. Договоренности за длительный период переговорного процесса, который принимал различные формы, много раз были близки, даже на расстоянии вытянутой руки, но потом срабатывал какой-то инстинкт недоверия с той или другой стороны и все переговоры сводились на нет.
18 февраля 2018 года президент Армении Серж Саргсян заявил, что Армения готова к мирному урегулированию вопроса Нагорного Карабаха, если руководство Азербайджана действительно сядет за стол переговоров и поймёт, что эта проблема может решиться только на основании компромисов.
Если руководство Азербайджана в ближайшее время «переступит через себя» и в очередной раз сядет за стол переговоров, существует доля вероятности, что затянувшийся карабахский конфликт впервые за долгое время выйдет на новый уровень урегулирования без вооруженных столкновений и другого кровопролития, и в конечном итоге наступит конец почти 30-ти летнему противостоянию двух независимых государств. Самое главное, если данные переговоры и состояться, что бы не получилось, как это уже было несколько раз, а если быть точнее «не сработал какой-то инстинкт недоверия с той либо с другой стороны».