Главная » Мировоззрение, Образование

Почему школа отбивает интерес к чтению

14:00. 19 сентября 2017 1063 просмотра 7 коммент. Опубликовал:

Исследования выявляют очень опасную и, пожалуй, даже позорную проблему нашего образования

Исследования выявляют очень опасную и, пожалуй, даже позорную проблему нашего образования. Если в четвёртом классе российские школьники находятся по умению читать впереди планеты всей, то к концу школы они скатываются на уровень ниже среднего, куда-то ближе к странам Африки и Латинской Америки.

На видео Катерина Поливанова, доктор психологических наук из ВШЭ, разоблачает некоторые мифы о пользе детского чтения и объясняет, почему книги о Гарри Поттере сделали так много в плане возврата интереса школьников к литературе. Не спешите сразу возмущаться, потратьте 14 минут на видео. Там практически всё по делу.

Госпожа Поливанова полагает, что одна из причин катастрофы заключается в том, что школьникам очень не хватает в жизни «волшебства». Они не видят результатов учёбы, а только поглощают бесполезные и неинтересные знания, которые, как говорят лукавые учителя, «пригодятся в жизни». Волшебник, получающий результат сразу после взмаха палочкой, вызывает в этой ситуации острую зависть.

Проводя старую аналогию с велосипедом — представьте, что сидящим за партами детям на протяжении 11 классов рассказывают об устройстве велосипеда, о способах его ремонта, о великих велосипедистах и о программах тренировок профессиональных спортсменов. Для школьников это будет очевидной пыткой, и велосипеды они при таком методе обучения явно не полюбят.

К сожалению, с литературой ситуация именно такова. «Записки охотника», «Пиковая дама» и, допустим, «Вот опять окно» — безусловные шедевры, однако создавались они явно не для детей. Проблема даже не в том, что школьники не имеют ещё достаточных фоновых знаний, чтобы читать классику такого рода осмысленно, проблема в том, что интересна она будет хорошо если одному ребёнку из десяти.

Если школа хочет привить детям интерес к чтению — а без этого интереса все часы литературы можно смело отдавать на физкультуру и ОБЖ — подбирать книги нужно не по полезности, а именно по интересности. Я не предлагаю, конечно же, изучать в пятом классе богомерзкого Гарри Поттера, но вот, например, книги покинувшего наш дружный ЖЖ Сергея Лукьяненко я бы включил в программу 5-8 классов непременно.

Провести масштабное исследование и выяснить, какие книги затягивают школьников сильнее всего, не так уж сложно. Вместо этого однако составители учебников включают в программу разнообразную пафосную классику на свой вкус, как будто мы живём в XVI веке, школы только что появились, а до изобретения термина «мотивация» остаётся ещё 300 лет.

Плавно перехожу к печальной сути поста. Если на уроках литературы школьники давятся пусть неудобоваримой, но всё-таки классикой, то на математике, русском и физике они вынуждены читать учебники, составленные далеко не самыми талантливыми в стране людьми.

Представьте приказ Министра образования: убрать из программы Пушкина с Лермонтовым, заменив их специально написанными для школьников актуальными текстами. Технически-то сделать несложно — нанимаем копирайтеров по 50 рублей за тысячу знаков, даём им задание написать книгу о войне 1812 года. Потом учим школьников на основе этой свежесозданной книги.

Нелепо, правда? Очевидно, что если уж у нас есть возможность выбирать из всех книг, которые были написаны за последние пару тысяч лет, значит, то выбирать самое лучшее, без компромиссов. Но, увы, Министерство образования исповедует при составлении учебников именно такой нелепый подход. Вместо того, чтобы взять лучшие созданные за последние 100-200 лет учебники, начиная с книг бессмертного Якова Перельмана, учебники заказываются разным случайным людям, как будто фактор таланта тут не имеет ровно никакого значения.

Стоит ли удивляться, что посредственный учебник школьники читают безо всякого интереса и удовольствия? Скачайте руководство по эксплуатации трансформаторов тока ТЗЛМ, начните читать. Захватывает? Сомневаюсь. Хотя вы можете быть уверены, что составлено руководство грамотным человеком, а информация там не только полезна, но и правильно структурирована.

Я понимаю, существует целая индустрия производства школьных учебников. Одни люди получают зарплату, постоянно выдавая на-гора свежие тексты. Другие зарабатывают на редактуре, на оформлении и на издательстве. Третьи имеют свой хлеб, контролируя процесс, выдавая ценные указания составителям учебников и проверяя, хорошо ли они эти указания выполняют. Все при деле, все при деньгах…

Вот только сделать хороший учебник не проще, чем написать хорошую книгу. Если мы возьмём на входе кучу безвестных специалистов среднего уровня, учебник у них тоже получится средним — скучным и неэффективным. А конкурировать этот посредственный учебник будет с лучшими сериалами, лучшими мультфильмами и лучшими компьютерными играми, ибо индустрия развлечений «средним» произведениям шансов не даёт никаким. И конкуренцию за внимание школьника учебник, разумеется, проиграет начисто.

Подведу итог

Если мы хотим. Чтобы школа перестала отбивать у детей интерес к чтению, подход к выбору текстов следует кардинально поменять.

1. Произведения для чтения должны выбираться не по принципу модности и пафосности автора, как сейчас, а так, чтобы школьникам — особенно тем, кто читать не любит — было интересно. Повторюсь — особенно тем, кто читать не любит. Если школьник любит читать, он за год полсотни книг и безо всякой школы переварит, школа ему в этом благородном деле сможет разве что помешать. Ориентироваться надо на тех, кто к чтению относится с прохладцей.

2. У каждой книги должна быть профессиональная аудиоверсия. Мобильники сейчас есть у всех, и очень многим будет интереснее не сидеть с книгой за письменным столом, а слушать её по дороге из школы или даже на переменах. Таким нехитрым способом можно приобщить к сокровищам литературы целый сегмент не любящих читать «глазами» школьников.

3. Подход к выбору учебников должен быть тем же, что и к выбору остальной литературы. Нужно брать лучшее из того, что было создано за последние 100-200 лет, а при создании новых учебников не лениться и приглашать к сотрудничеству современных классиков, фамилии которых я во избежание неизбежных споров перечислять сейчас не буду. Создание учебников нельзя доверять случайным людям, учебники должны создавать писатели, причём самые талантливые, каких только можно найти.

PS. Кстати. А кому из современных российских писателей вы бы доверили создание школьных учебников?

===============================================================================

Рекомендуем:

Сердце отдаю детям, Сухомлинский В.А.

Рождение гражданина, Сухомлинский В.А.

Письма к сыну, Сухомлинский В.А.

===============================================================================



7 Комментариев » Оставить комментарий


  • 5777 4603

    У нас и так через год новые учебники. Как правило новый противоречит старому.

  • 217 180

    Сергею Алексееву (40 уроков русского, сокровища Валькирии)

  • 7609 6902

    Видео смотреть не стал после прочтения этого пустопорожнего комментария. Пункт 2 вообще для тех, кто и буквы забыть хочет.
    1.Запретить пользование в стенах школы любыми электронными приборами, в т.ч. калькуляторы. Все расчёты на бумажке столбиком. И чтобы домашние задания выполняли также, расписав все последовательности расчётов. Между прочим, враги это уже применяют.
    2. Все лучшие учебники по математике, русскому языку, химии, географии и т.д., даже сборники произведений лучших авторов для чтения на уроках литературы для каждого класса давно придуманы – бери и пользуйся, развивайся. Это же стыдоба какая, дожили: Парню 23 года, институт закончил, а не знает про Александра Матросова и что такое и где Оймякон. Сам с таким разговаривал.
    3.По P.S. – Создание современных учебников не дело современных писателей, вы же не зовёте чинить свой автомобиль медиков, поваров и пр. Это дело высококвалифицированных специалистов, профессионалов. А кто писатель по специальности? Посмотрите сами их биографии.
    4. Совершенно неуместно даже упоминание Г.Поттера. У нас своих произведений без этих ужастиков и уродцев достаточно, хотя бы носовский Незнайка и волковский волшебник Изумрудного города. А народные сказки? А рассказы А.Гайдара? “Два капитана” Каверина? “Сын полка”, “Повесть о настоящем человеке”, “Молодая гвардия”, “Семнадцать мгновений весны”…. Зачитывались с фонариком под одеялом.
    Этот Г.Поттер вообще вредительство вместе со святым Валентином, хеллоуином и Санта-Клаусом при нашем Дедушке Морозе!
    У нас своих национальных традиций на весь мир хватит, а мы чуть ли не вуду тащим в школу плюс уроки секса.
    Может перестанем оглядываться и оправдываться, а сразу в пятак, хоть своим, хоть чужим доброхотам?

  • 3752 3100

    Катерина Поливанова (д.пс.Н., ВШЭ) констатирует (ей и карты в руки) : «…в четвёртом классе российские школьники находятся по умению читать впереди планеты, … к концу школы скатываются … куда-то ближе к странам Африки…».

    Никто не спорит, «выбирать самое лучшее, без компромиссов,… включать в программу разнообразную пафосную классику (оговорюсь – мы живём в ХХI веке, и классика должна быть не на старославянском – J U), книги по физике, математике и астрономии бессмертного Якова Перельмана (писаные по канонам его мыслей «Что такое занимательная наука»), или К.Циолковского, Р.Фейнмана, И.Павлова, И.Мичурина, И.Ефремова … Во всякой отрасли науки найдутся корифеи, излагавшие предметы своего поклонения интересно не только для взрослых.

    Тут замечу, что преподавать науки надо не «интересно» (как о «богомерзком» тунеядце Гарри Поттере Роулинг или как у Остера во «Вредных Советах»), но серьезно и «занимательно» ! Т.е. к детям – ученикам надо относиться серьезно, но не игриво ! Это трудно, но оно того стоит. И совершенно не лишней будет именно классика – «Записки охотника», «Пиковая дама», «Война и мир», «Как закалялась сталь», «Двенеадцать»… (несть им числа).Только в русской литературе достанет произведений о человечном в человеке.

    Кого – то, с отклонениями в психике и гормонах потеряем, но удержим и воспитаем «тех, кто к чтению относится с прохладцей», но которых большинство. И которые поддаются, в отличие от утрачиваемых гипертрофированных «личностей». Работать надо серьезно именно с массами, которых современные манагеры от образования не вголос, но про себя считают «серыми».

    Я сознательно упомянул гормоны. Потому что у старшеклассников они, природные, многократно усиленные секс- пропагандой и секс – свободой, вместе с наркотиками и слабоалкогольной продукцией успешно развращают некрепкие детско – юношеские души. Вот где второй по значимости фронт педагогов. И главных педагогов – думских законодателей, творцов этой свободы. Тем более, что забота – работа думцев не так уж и тяжела (если есть мозги).

    Чего не скажешь о «линейных» (школы, ВУЗы) педагогах – в смысле тяжести нет равного им труда. И оплачиваться он должен по достоинству. Напомню, первым указом ЕБоНитого ( вы догадались?) было постановление, что в сфере науки и образования оплата джолжна быть вдвое выше , чем в производительной сфере. Жаль, на рельсы он так и не лег.

    Думаю, очень к месту будет предложение К. Поливановой – у каждой книги должна быть профессиональная аудиоверсия.
    Пусть оно не останется единственным творческим началом в новой обещающей программе МинОбра по возврату к лучшим традициям русской и советской школ образования, обозначенной первыми шагами Министра О.Ю.Васильевой. Уже взрослые дети должны знать, что результат достигается трудом, а не сразу после взмаха палочкой.

    Не соглашусь с утверждением, что можно назвать «лучшими сериалами, лучшими мультфильмами и лучшими компьютерными играми ПОДЕЛКИ ИЗ ( – J U) индустрии развлечений» ! Главное – не КАК строить, но КУДА строить ! Именно они, эти «мастерские» поделки делают из нас тунеядцев (сибаритов) или дебилов.

    Мы можем сделать занимательные «средние для масс» произведения (работая без Сороса), не оставляющие рыночным поделкам никаких шансов в воспитании наших детей.

    Парадигма воспитания – работа педагогов по обучению детей привычке трудиться над познаниями законов жизни, достойной человека.

    J UDOV

  • 7337 4111

    Очередной неадекват ВШЭ.Формировать желание ,чтобы школьнику было интересно…что говорит этот субъект,он понимает?Поэтому у нас бардак-потому что такие вот д е би лы нас учат вроде этой тётенки…Если у ученика нету цели..сейчас.а потом ,выйдя из школы и подавно…о каком интересе она говорит?ВШЭ как никто другой приложили свою волосатую руку,чтобы эти школьники не имели цели-а значит не имели желания учиться…А почему..это чудовище,не говорит о скорочтении..почему детей этому не обучают

  • 39596 20128

    Почему,почему,да потому что надо откинуть всех к палке копалке.Нам ведь все подают как разгильдяйство,а на самом деле галяпоттеры и прочие котовоители это контрольный выстрел в мозг школьникам.Они вырастая так и остаются в стадии инфантильности,подсознательно думая что все проблемы можно решить волшебством,не прилагая ни умственных,ни физических усилий.

  • 24258 8512

    Мы находимся в таком периоде,что будущее наше,нашей страны в руках каждого.Если петь ребёнку колыбельные,а затем читать ему сказки ежедневно,то куда он денется,он будет любить читать и думать.Сегодня необходимо держать оборону против этой масскультуры каждой семье,развивать и своё понимание реальности,а не ныть и страдать в интернете.Против нас идёт война на всех уровнях и многие этого никак не поймут.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)