Язык без гостей. О дискриминации русского языка в России
Требование Путина не сокращать количество часов на изучение русского языка в школах национальных республик и изучать национальные языки только на добровольной основе – открытка многим.
Лишь недавно прокуратура Башкортостана указала республиканским властям на недопустимость принуждать к изучению башкирского языка тех, для кого он не родной. Но и то, как сообщают с мест, прямое государственное принуждение лишь заменилось телефонным правом и намеками на желательность такого обучения.
В Татарстане обучение татарскому и вовсе является принудительным, что вызывает систематически протесты родителей, не испытывающих никакой необходимости в навязывании чадам этой дисциплины (в быту никто из принуждаемых говорить на татарском языке, разумеется, не будет).
Абсурдней всего ситуация в республике Коми, где трем четвертям населения – русским – навязывается обязательное изучение языка четверти населения (которая к тому же тоже не вся его употребляет).
Отрицательные последствия лингвистической обязаловки очевидны – сокращение количества русского языка в школе, более слабая подготовка по базовому для поступления в любой вуз предмету. А значит – фактическая дискриминация жителей национальных республик при поступлении в вузы и приеме на работу.
При изучении национального языка его носители и те, кому он навязывается искусственно, ставятся в заведомо неравное положение, поэтому русские школьники оказываются в вечных отстающих.
Прибавьте сюда чувствительную атмосферу идеологического запугивания, когда отказ от изучения татарского, башкирского или коми приравнивается к нелояльности к титульной нации, читай – к республиканским элитам, что может иметь немалые последствия в жизни.
Главная скрытая причина, по которой навязываются национальные языки, вполне прозрачна. Сформировать у русского населения республик неуверенность в себе, ощущение, что они находятся не у себя дома – в России, – а в гостях у титульной нации. И должны соблюдать какую-то особую специфическую гостевую вежливость, чувствовать себя сидящими на краешке стула.
Апологеты навязывания национальных языков все время проговариваются: «Находясь в стране, нужно знать ее язык» или что-то вроде того. Когда задаешь вопрос: «А в какой такой стране находятся русские на территории Российской Федерации?» – умолкают, понимая, что сболтнули лишнего.
Страна у нас одна – Россия. Государственный язык – русский. И он должен изучаться не потому, что русские его кому-то навязывают, а потому что нормальная жизнь без него невозможна.
Все учащие в любой точке России должны изучать русский язык в равном объеме, без всяких сокращений, поскольку в данном случае он не язык этноса, а язык государства.
Языки проживающих в России народов изучаются на другом основании – как часть политики по защите их культуры и этнической идентичности. Каждый народ имеет право быть собой, имеет право на свою память, словесность, на развитие своей литературы. Каждый. И поэтому никто не может помешать татарину изучать татарский, башкиру – башкирский, якуту – якутский и т. д.
Однако как только к изучению языка того или иного народа принуждаются русские ученики, для которых языком их идентичности и культуры является русский, принцип защиты этнического многообразия немедленно нарушается.
Речь уже не о том, что в нашей единой стране сохраняется многообразие культур, а о том, что из ее состава выделяется другая страна, которая, кстати, никакого многообразия не терпит и немедленно превращает русских в дискриминируемое меньшинство, а русский язык – в фактически преследуемый. Ситуация совершенно нетерпимая.
Для защиты своей идентичности русским учащимся следует углубленно изучать русский как родной. Однако опции «Русский как родной» наша образовательная система не предусматривает, и всем учащимся некоторых республик навязывается титульный язык, который для большей части из них родным не является.
Мы должны со всей решительностью разорвать порочную связь между административно-территориальным делением страны и языковой образовательной политикой. Политика изучения государственного языка, русского, должна быть одинаковой на всем пространстве страны, без исключений.
А политика изучения родных языков проживающих в России народов должна точно так же не иметь никакой привязки к административному делению. Татарский язык – не язык Татарстана, а язык татар, проживающих в России. Где они проживают, там он и должен изучаться – независимо от территориальной нарезки. Тем самым, кстати, сфера изучения татарского языка, быть может, даже и расширится, не будучи привязана к татарстанскому.
Русские граждане России везде должны чувствовать себя как у себя на родине, а не как в гостях, где им навязчиво указывают на их гостевое место.
Егор Холмогоров
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/4796/19557/-
Олег,спасибо за вашу активную жизненную позицию,выраженную в ваших статьях…и не обижайтесь на тех,кто ещё по тем или иным причинам не дорос до обсуждения глобальных проблем…им больше нравятся обсуждение типа” сплетен на деревенской лавочке”…
На данную тему очень хорошее видео…http://boot.ge/watch/aaXHeVSrB4Q
Страну готовят к развалу. В национальных вопросах не должно быть принуждения, как с одной стороны, так и с другой. Хочешь изучать родной язык? Изучай в национальной школе или на дополнительных уроках, но для межнационального общения используется русский как государственный язык. А так можно дойти до латиницы или до арабского алфавита.