Политико-экономические объединения на постсоветском пространстве и интересы России
Распад СССР поставил Россию перед необходимостью поиска и выбора нового вектора своего геополитического и геоэкономического развития. Оглядываясь на годы назад, можно с уверенностью утверждать, что в обретении своего "я" на постсоветском пространстве Россия прошла трудный и тернистый путь, напрямую связанный с ее особым статусом в мире. Сегодня РФ участвует во множестве международных и региональных политико-экономических структур, организаций и блоков, основными среди которых считаются:
Содружество Независимых Государств (СНГ) – международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, Армении и Киргизии, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, объединяющий Армению, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Белоруссию. ОДКБ была создана для защиты территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.
Интерес к деятельности этих региональных институтов проявляют практически все страны ЦАР, ЮВА и АТР, поскольку подобная форма взаимодействия позволяет им эффективно решать многие спорные вопросы.
В свою очередь Россия, на протяжении двух последних десятилетий, также накопила весьма разнообразный опыт сотрудничества с государствами-членами СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, позволяющий ей эффективно отстаивать собственные военно-политические и экономические интересы в регионе, обусловленные общим историческим прошлым, географической близостью, экономическими связями, а также проблемами в области безопасности, с которыми в той или иной степени сталкиваются сегодня все страны региона. Так, например, ШОС, согласно концепции внешней политики РФ, выполняет три важные функции в интересах российской внешней политики: вносит вклад в формирование системы коллективного лидерства в мире, делает ШОС составной частью сети партнерских организаций регионального сотрудничества в АТР, наряду с ООН, СНГ и ОДКБ играет решающую роль в стабилизации обстановки в Афганистане. В целом, активное участие РФ в деятельности всех этих организаций направлено на укрепление стабильности и безопасности в регионе; борьбу с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком; развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. РФ также заинтересована в сохранении военного присутствия в Центральной Азии для сдерживания влияния США на южных рубежах России, а также из-за угрозы проникновения исламского радикализма из Центральной Азии.
С началом санкционного противостояния с Западом экономическая кооперация в рамках региональных организаций приобретает для РФ особое значение, на первое место выходят задачи протекционизма и замещения импорта. Эти задачи решаются сообща всеми участниками региональных клубов, следует отметить, что ни один из членов ШОС, например, не подписал документы о "политике санкций" в отношении России. Более того, поддержка России подталкивает ее стратегических партнеров к поиску принципиально новых форм сотрудничества и кооперации. Так, например, готовится к реализации разработанный российской стороной пилотный проект "Организация трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи государств-членов ШОС", направленный на рост взаимного товарооборота и ускорение процедур оформления грузов через границы.
Таким образом, в условиях экономических и политических санкций Запада, ЕАЭС, ШОС и прочие международные политико-экономические структуры становится для России не только источником валютно-финансовых, торговых, инвестиционных ресурсов, но и дополнительной возможностью для восстановления диалога с Западом, а также для усиления своих партнерских отношений с региональными центрами силы, прежде всего Китаем. При этом Москва всецело уважает мнение своих союзников и не пытается "прогнуть" их под себя, заставив отказаться от своей многовекторной внешней политики, сделав выбор в пользу лояльности. Такой подход позволяет взглянуть на Россию как на страну, которая трезво оценивает последствия принимаемых ею решений, понимая, что ее союзники не обязаны нести ответственность за те решения, которые ее руководство принимало в одиночку.
В качестве резюме можно сделать вывод о том, что, геополитическими интересами России в рамках региональных блоков являются: их расширение и укрупнение; сохранение военного присутствия в ЦАР; расширение военного сотрудничества по вопросам безопасности в регионе; взаимодействие в борьбе с экстремизмом, сепаратизмом, терроризмом, наркотрафиком и киберпреступностью. К экономическим интересам РФ можно отнести развитие торгово-экономического, транспортного, производственного и инвестиционного сотрудничества; расширение социально-экономического участия в развитии стран региона. В целом, участие России в деятельности любой из этих структур полностью обеспечивает реализацию ее интересов по широкому спектру геополитических и экономических задач.