Люди и даты – Омар Хайям.

2698 6

http://img12.nnm.me/2/6/9/6/6/ee1d528a51a01c14d57555976ee.jpg

18 мая 1048 года — родился выдающийся таджикско-персидский поэт, математик, астроном, философ Омар Хайям.

http://img11.nnm.me/e/c/0/2/1/e270cd7a95ba46834fbc53b5764.jpg

Таджикско-персидский персидский философ, математик, астроном и поэт Омара Хайяма (1048—1131).

Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как выдающийся философ и поэт. В Иране и Афганистане Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей. Учениками Хайяма были такие учёные, как Музаффар аль-Асфизари и Абдуррахман аль-Хазини.

Стихи Хайяма „Рубай" не только глубоко проникают в мир чувств человека, они исполнены философских раздумий и откровенной антирелигиозности.

http://img11.nnm.me/b/7/c/1/3/657112467c1867960aa1f25688c.jpg

Хайям высмеивает религиозный призыв к отказу от благ земных во имя благ, ждущих нас за гробом. Никакого загробного мира, говорит он, нет. Существует лишь посюсторонний мир, где царят законы природы. Перед их лицом молитвы и болтовня о рае и аде смешны.

,,К чему кумирен дым, светильники мечетей?
К чему про рай и ад все разговоры эти?"

Все религии, включая ислам, обманывают людей, одаряя их „сорной травой" веры в воздаяние.

Поэт часто повторяет и остроумно иллюстрирует ту мысль, что единственная реальная действительность — земная действительность, что ею только имеет смысл дорожить, а ее утрата принесет не божественное воздаяние, а небытие:

„Когда покинешь мир — ведь будет все равно,
что делал, говорил, чем запятнал себя ты".

Хайям вскрывает противоречие между религиозным учением о всемогуществе и всеведении бога и учением о воздаянии:

„Когда ты для меня слепил из глины плоть,
ты знал, что мне своих страстей не побороть;
не ты ль тому виной, что жизнь моя греховна?
Скажи, за что же мне гореть в аду,господь?"

Эпикурейское положение о том, что несправедливостью, царящей в обществе, опровергается существование провидения, получает яркое выражение в творчестве Хайяма, страстно обличающего социальное зло и так же страстно отвергающего существование всеблагого господа:

„О небо, к подлецам щедра твоя рука.
Им — бани, мельницы и воды арыка;
а кто душою чист, тому лишь корка хлеба.
Такое небо — тьфу! — не стоит и плевка!"

Некоторые рубай позволяют предполагать, что смелые идеи Хайяма разделялись определенными кругами общества, в котором он жил. Например:

Несовместимых мы всегда полны желаний:
В одной руке бокал, другая на Коране.
И так вот мы живем под сводом голубым,
Полубезбожники и полумусульмане.

Рубай часто облекают антирелигиозную мысль в шутку, но автор подчеркивает: ,,Не только на словах я враг всей этой лжи" — и самым серьезным образом заявляет, что решительно отвергает порабощение разума какой бы то ни было религией.

„Дух рабства кроется в кумирне и в Каабе,
трезвон колоколов — язык смиренья рабий,
и рабства черная печать равно лежит
на четках и кресте, на церкви и Мирхабе".

Ко мне ворвался ты, как ураган, Господь,
И опрокинул мне с вином стакан, Господь!
Я пьянству предаюсь, а ты творишь бесчинства?
Гром разрази меня, коль ты не пьян, Господь!

Я в мечеть не за праведным словом пришел,
Не стремясь приобщиться к основам пришел.
В прошлый раз утащил я молитвенный коврик,
Он истерся до дыр — я за новым пришел.

Моей руке держать кувшин вина — отрада;
Священных свитков ей касаться и не надо:
Я от вина промок; не мне, ханжа сухой,
Не мне, а вот тебе опасно пламя ада!

Из всех, которые ушли в тот дальний путь,
Назад вернулся ли хотя бы кто-нибудь?
Не оставляй добра на перекрестке этом:
К нему возврата нет,- об этом не забудь.

Нам с гуриями рай сулят на свете том
И чаши, полные пурпуровым вином.
Красавиц и вина бежать на свете этом
Разумно ль, если к ним мы все равно придем?

Вы говорите мне: "За гробом ты найдешь
Вино и сладкий мед, кавсер и гурий". Что ж
Тем лучше, но сейчас мне кубок поднесите:
Дороже тысячи в кредит — наличный грош.

Один телец висит высоко в небесах,
Другой своим хребтом поддерживает прах.
А меж обоими тельцами,- поглядите,-
Какое множество ослов пасет Аллах!

В молитве и посте я, мнилось мне, нашел
Путь к избавлению от всех грехов и зол;
Но как-то невзначай забыл про омовенье,
Глоток вина хлебнул — и прахом пост пошел.

Молитвы побоку! Избрав благую часть,
В беспутство прежнее решил я снова впасть
И, шею вытянув, как горлышко сосуда,
К сосудам кабака присасываюсь всласть.

Отречься от вина? Да это все равно,
Что жизнь свою отдать! Чем возместишь вино?
Могу ль я сделаться приверженцем ислама,
Когда им высшее из благ запрещено?

О небо! Я твоим вращеньем утомлен,
К тебе без отклика возносится мой стон.
Невежд и дурней лишь ты милуешь,- так знай же:
Не так уже я мудр, не так уж просвещен.

Однажды встретился пред старым пепелищем
Я с мужем, жившим там отшельником и нищим;
Чуждался веры он, законов, божества:
Отважнее его мы мужа не отыщем.

http://img12.nnm.me/1/9/1/5/4/326303162c464747ff9088e56d6.jpg

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
6 Комментариев » Оставить комментарий
  • 1613 1357

    Омар Хайям не столько эпикуреец, сколько суфий, а «вино» в суфизме – суть учения, ведущего к Счастью?

  • 4016 2799

    Во многих суфиийских школах есть интересные определения уровней человеческого познания вот некоторые.
    1-Люди _воды_…стандартный человек быта,живущий согласно , только своим интересам инетересующийся всем,что может ему принести пользу и осуждающий всех, кто этому мешает.
    (обсуждение-осуждение все и вся соседей, политиков, народов и пр..),короче из пустого в порожнее))))
    2-Люди _молока_….интересующиеся(не любопытствующие) не стандартной для масс инфой, типа религии, учения,эзотерические знания и пр.(среда поиска ввиде смысла жизни).
    3-Люди _меда_ РЕАЛЬНО вставшие на Путь Познания + Пророки.
    4-Люди _вина_ Состояние Я Есмь Бог.(всомним Христа и Его упоминание вина,как аллегорию).
    ————

  • 4016 2799

    Хорошо(если у кого есть желание) ознакомится с трудами Джалаладдина Руми особо с Месневи.
    Суфии уникальные люди …
    “Религиозные заповеди, столь полезные вначале, могут обратиться в препятствие, по мере того, как вы глубже погружаетесь в сердце ереси,в свое чувство того, что вы и божественный источник едины. Чтобы вступить в область изначальной истины, вы должны оставить коня и в одиночку вступить на земли души,которых нет на карте. Там вы обнаружите, что вам придется вести себя таким образом, о котором вы даже и помыслить не могли, пока следовали доктринам и правилам поведения той религии, в которой вы родились.
    Еретик любит Бога больше религии. Еретику надо быть более верным своим порывам и своему представлению, чем жрецам учрежденного религиозного порядка. Как это странно, что ваш собственный путь к Богу,
    похоже, часто критикуется служителями религии или они чинят препятствия на этом пути.
    Осмелитесь ли вы освободиться от ограничивающих правил? Осмелитесь ли идти путем своей истины, даже если он собьет вас с пути вашей религии? Сможете ли последовать внутреннему, еретическому импульсу,
    даже если это будет означать рискнуть своей жизнью?” (R)

  • 9703 4861

    Вино и табак пища рабов. Я думаю некоторые переводы искажены или выбраны наиболее худшие рубаи, бывают и у пророков затмения.

    • 4016 2799

      Про табак спорный вопрос….
      А …Про вино ОБОСНУЙ, за одно и переводы ПРАВИЛЬНЫЕ в доказательство Приведи!!!!
      ЕСЛИ,что ОПРОВЕРГАЕШЬ, то этим ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ….и Заполняй))))))

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru