Мифы и реальность лечения наркомании

2219 0

Доводы мифа о том, что наркомания неизлечима всегда подкрепляются обратными уверениями: всё прекрасно лечится и тому есть множество примеров. На первый взгляд тут можно найти противоречие. Как же можно подкрепить одни доводы другими, если они друг другу противоречат? Где тут логика? Эти вопросы были бы оправданными, если бы сама ситуация была связана с необходимостью её поиска.

 

Истоки мифологии

 

Почему говорят о том, что наркомания неизлечима? Чтобы показать серьёзность проблемы, её глобальность, подчеркнуть то, что это вопрос жизни и смерти. А зачем тогда тут же добавлять про успешность различных программ? Затем, что иначе никто всерьёз лечение наркомании рассматривать не станет.. В результате получается раскачивание маятника, а в него вовлечены все — производители, дилеры, «крышующие», наркополиция, наркологи и, конечно же, сами наркоманы и члены их семей. Маятнику всё равно с какой стороны его раскачивают.

 

Миф о химической зависимости как таковой создан примерно с этой же целью. Регулярно в медицинских учреждениях целый ряд больных получает препараты, которые являются наркотиками того или иного вида. Это происходит по самым разным причинам, а основной является обезболивание, облегчение страданий во время боли. Никто из них наркоманом не стал.

 

Когда США принимали участие в гражданской войне во Вьетнаме около 30% военнослужащих снимали стресс наркотиками. Существовало опасение, что после их демобилизации Штаты накроет волна активных наркоманов. Однако около 94% из тех, кто принимал наркотики во Вьетнаме, после возвращения домой, про них просто забыли. Они оказались в родной среде, где нет ежедневного риска ранений и пленений, гибели. Оказалось, что страсти вокруг «ломки» и самого синдрома отнятия слишком раздуты. К наркологам обратилось совсем небольшое число бывших ветеранов войны. Остальные перестали употреблять сами.

 

Удовлетворение потребностей и лечение наркомании

 

Наркотики — это способ удовлетворения потребностей, не более того. В случае с американскими военнослужащими во Вьетнаме — это реакция на фрустирование потребностей в безопасности, создании семьи, управлении своей жизни по собственному усмотрению, потребностей в наличии естественных социальных связей. Если бы состояние наркотического опьянения не могло решить этих проблем, то не было бы никакой наркомании. Оно решает примерно в той же мере, в какой решает и суицид. Человек испытывает мучения, прерывает посредством смерти поток сознания — проблема решена. Наркотик делает тоже самое, но только не прерывая на 100%, а изменяя его течение.

 

Существуют ещё и высшие потребности:

 

  • познания своего внутреннего мира;

  • обретения целостности самого себя;

  • стремление человеческой души к Богу.

 

Поскольку они являются абстрактными, то выразить их чёткими и однозначными определениями невозможно. Однако все они, так или иначе, связаны с изменением состояния сознания, переходом его на качественно новый уровень. Наркотик даёт такое «транспортное средство». Правда, куда-то к высшим идеалам на нём никто не едет. Все «катаются» на том же самом примитивном уровне. Увидел себя в своём психологическом зеркале кем-то ещё, как и мир отразился иначе, — ну так потом туда манит. Своеобразный Pokemon Go внутренних и внешних переживаний.

 

«Это мои друзья. Они ужасные. Идёмте, я вас с ними познакомлю..».

 

«Вылечить» всё это не так уж и сложно. Если наркоман не употребил слишком много веществ и не умер, конечно. Процесс детоксикации может длиться всего-то несколько часов. Это на самом деле так, метод называется УБОД — ультрабыстрая опиодная детоксикация. Если же речь идёт о полном курсе снятия симптомов синдрома так называемой «ломки», то это пара недель примерно. Хорошо, а что дальше? Пациент боится, что сорвётся. Знаете, чего он боится на самом деле? Что сорвётся слишком быстро. Было очень плохо: трясло, плющило и колбасило прямо на глазах. Врачи вывели из очень нехорошего состояния. И стало даже приятно — обратная «ломка». Не хочется так сразу падать в бездну ярко выраженного соматического дискомфорта.

 

Он сам с удовольствием остаётся ещё на пару недель и лечение наркозависимости продолжается. К концу этого срока, время идёт необычным образом, кому-то кажется, что в клинике он оказался вчера, а кому-то, что в прошлой жизни, всё воспринимается так, как будто ничего и не было. И вот он оказался дома… Не нужно думать, что человек вернулся к каким-то прежним социальным проблемам особого уровня. Всё такое же, как и всех людей. У каждого есть непонимание в семье, конфликты на работе, друзья-придурки, неудачи на личном фронте. Не думайте, что наркоман бежит от всего этого или он вот так просто хочет решить проблемы удовлетворения своих базовых, социальных и духовных потребностей.

 

Психический Pokemon Go

 

Наркоман знает путь, который можно было бы назвать «и ещё один». Ничего не надо удовлетворять на том пути. Там происходит нечто другое. Не этот мир становится ярче, а сознание превращается в Android, а в него загружается «приложение», которое формирует то, что на сленге сторонников психоделиков называется «трип» – путешествие. И начинается игра по правилам формул химических веществ. Никто от этой жизни не бежит, все уходят играть в психический Pokemon Go.

 

Никто и никогда не спрашивает у котов о том, хотят ли они, чтобы их видели такими. Впрочем, неизвестно… Какими они видят нас. Может ещё и похлеще…

 

 

Вот в этом и кроется отгадка загадки феномена излечимости или неизличимости. Попробуем переиначить саму проблему. Какое состояние сознания более значимое и важное, нужное и приятное — покемона или человека? Сделать выбор за самого наркомана никто не сможет. Но и он сам сделать так сразу не сможет. Это тоже самое, что спросить у человека, который с головой ушёл в компьютерную игру — собирается ли он взяться за ум и начать наконец готовиться к поступлению в институт. Попробуйте — услышите о себе массу интересного. И это не наркоман. Что же ждать от того, кто играет в эту игру прямо в своём уме и психике?

 

Поэтому хороши, в равной степени, самые разные подходы:

 

  • интервенция в сознание;

  • внушение в состоянии гипноза;

  • психоанализ;

  • занятия в группах, и так далее.

 

Да о чём речь? Если кто-то когда-то придумает, как использовать для лечения наркозависимости когнитивно-познавательную психотерапию, то и флаг ему в руки.

 

В конечном итоге всё это «лечение» долгий или короткий способ практического применения методик создания условий для осознания пациентом того, что он играет в Pokemon Go прямо в своём сознании, без компьютера. А дальше уже — свободу выбора никто не отменял. Если потом, в совершенно естественном состоянии сознания, он придёт в восторг от того, что его личность — это личность монстра, а смысл жизни в том, чтобы завершить записи в Покедексе, то тут уж ничего поделать не получится. Следует отметить, что такой выбор практически никто не делает. Вопрос лишь в том, чтобы человек получил возможность делать выбор осознанно, с полной ответственностью и пониманием.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Комментирование закрыто.