Историк, чью концепцию Лукашенко рекомендовал для школ
Мы не окраина великого русского народа
Лукашенко заявил, что скоро в учебниках истории будет отражен новый подход к становлению белорусской государственности. «Здесь если и есть какой-то национализм, то здравый», — заранее ответил на критику президент. Сама критика не заставила себя ждать. Российское издание «Взгляд» в материале «Белоруссия обнаружила свою тысячелетнюю государственность» назвало новый подход «неисторичным».
http://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/5704215/5704215_900.jpg
Что позволяет считать, что белорусское государство насчитывает больше, чем 26 лет, TUT.BY спросил у одного из авторов концепции, о которой говорил Лукашенко, — заведующей Центра археологии и древней истории Беларуси Института истории НАН, доктора исторических наук, профессора Ольги Левко. Ольга Николаевна разработала ее вместе с проректором ПГУ, доктором исторических наук профессором Денисом Дуком.
— В чем заключается ваша концепция?
— Мы считаем, что в процессе формирования государственности на землях восточных славян на равных участвовали три центра — Новгород, Полоцк и Киев. Разница в том, что в Новгород был призван варяжский князь Рюрик, чтобы объединить живущие там этнические группы. В Киеве тоже были варяжские правители Аскольд и Дир. В отличие от Новгорода, киевляне их не приглашали. Варяги осели там, двигаясь по Днепру на юг, и стали править с согласия местных элит.
Указаний, что кого-то призывали на Полоцкую землю, в летописях нет, как и нет четких археологических подтверждений варяжского населения.
— А князь Рогволод? В учебнике истории сказано, что «он пришел из-за моря».
— Рогволод — это первый полоцкий князь, имя которого упоминается в летописях. Он правил во второй половине Х века. Имя скандинавское. Можно полагать, что так или иначе скандинавский князь появился и в Полоцке. Но к тому времени там уже полтора века правил кто-то из местных, и приход Рогволода существенно не повлиял на уклад жизни.
— Какие отношения были между Новгородом, Киевом и Полоцком?
— Есть летописные сообщения, что Рюрик в 862 году пришел в Новгород, а уже в 864-м «раздал своим мужам» города, в том числе Полоцк. Часть историков трактовала это как «дал в управление». На самом деле ни в одном из «розданных» Рюриком городов нет следов пребывания варягов во власти, по крайней мере, таких как на новгородском городище. Это наталкивает на мысль, что раздача подразумевала взимание дани.
— То есть Полоцк откупался от более сильных соседей?
— Именно. Но если Рюрик отправил собирать дань с Полоцка, то Полоцк сделал своими данниками прибалтийские земли. И князь Олег (преемник Рюрика — Прим. TUT.BY) выплачивал варягам дань за Новгород, чтобы сохранить его самостоятельность. Получается круговорот зависимости — финансовой, но не политической. Это не значит, что все города должны были быть в одном государстве, хотя Новгород с Киевом в конце IX века объединились в Киевскую Русь.
— Полоцк входил в ее состав?
— В ХІ веке, когда Киевом правил Ярослав Мудрый, он отдал полоцкому князю, своему племяннику Брячиславу, три волости — Менскую, Витебскую и Усвятскую. Это было сделано, чтобы Брячислав поддержал Ярослава в борьбе с его братьями, которые тоже хотели быть великими князьями киевскими.
Если бы Полоцкая земля была на тот момент одним из второстепенных княжеств в составе Киевской Руси, вряд ли Ярослав Мудрый просил бы «быть с ним за один», как сказано в летописях, и еще давал земли за поддержку. Такой шаг возможен только в отношении другого государства. Это для нас знак, что Полоцкое княжество было самостоятельным, а не входило в состав Киевской Руси. На этом молчаливо сходятся российские и украинские историки и сегодня.
— Молчаливо?
— Они как бы не замечают Полоцкую землю как объект государственного значения того же уровня, что и Киевская Русь. Полоцк постоянно пытаются поставить на уровень второразрядного княжеского центра, как Смоленск или Чернигов. В учебниках сказано, что в пору феодальной раздробленности на территории Киевской Руси возникает множество княжеств, в том числе Полоцкое. На самом деле были княжества как внутри Киевской земли, так и внутри Полоцкой: Менское, Друцкое и Витебское.
С конца XIX века историки считали, что Полоцкая земля сначала принадлежала Новгороду, потом Киеву, хотя уже краткие летописные сообщения свидетельствуют о другом. К тому же мы имеем археологическое подтверждение развитию городских центров на территории бывшей Полоцкой земли. Мы также видим, какие из них позже стали центрами самостоятельных удельных княжеств внутри Полоцкой земли, а не внутри древнерусского государства.
— Получается, раньше самостоятельность Полоцкого княжества историки недооценивали?
— Они ее просто игнорировали, будем говорить открыто. Исторические процессы на территории восточных славян трактовались не в пользу белорусских земель, что дает некоторым повод говорить: «Да не было этих белорусов! Им 25 лет! Не было у них никогда своего государства, своей территории, своей культуры и языка, они все никто!».
— В материале «Взгляда» о вашей концепции сказано, что в древнерусском государстве не было ни русских, ни украинцев, ни белорусов, а были славянские племена, которые перемешивались.
— Нам все время навязывают идею, что была единая древнерусская народность. Но позвольте, если мы все так сильно перемешались еще на том этапе, то какие же тогда основания у русских и украинцев говорить, что это их территория, это их история, это их корни? Если мы так сильно перемешались, то мы тоже можем присваивать себе и Киев, и Новгород. Но мы же этого не делаем.
— Ваша концепция затрагивает исторический период от IX до XVIII века, но во времена ВКЛ и Речи Посполитой Беларусь не была самостоятельной.
— ВКЛ и Речь Посполитая не уничтожили экономических и культурных традиций, заложенных еще во время существования Полоцкой земли. Территория осталась, неважно, чья власть пришла. У людей, живущих на этой территории, была своя историческая память. Она способствовала тому, что эти люди к XVI веку сформировали самостоятельную белорусскую народность, отличную от украинской и русской.
Это не окраинные зоны великого русского народа, как их иногда пытаются представить. Великий русский народ сформировался в равно тех же условиях и на тех же основаниях, как и два других великих народа восточнославянской общности, хоть и с меньшими территориями.
— Из вашего рассказа получается, что история — очень «политическая» наука.
— К сожалению, почти на всех этапах своего развития история политизировалась, но есть постоянные величины, из которых вырастают истории отдельных народов. Конечно, всякому государству хочется видеть себя «красивым» в древности. Это в том числе и о наших ближайших соседях можно сказать. Но позволить, чтобы о твоем народе говорили, что это люди без рода и племени, мы тоже не можем. И не потому, что мы хотим политически красиво выглядеть, а потому, что у нас есть все исторические основания.
http://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/5704502/5704502_900.jpg
Территория Беларуси в XI веке. Автор карты — Степан Темушев
Лукашенко заявил, что скоро в учебниках истории будет отражен новый подход к становлению белорусской государственности. «Здесь если и есть какой-то национализм, то здравый», — заранее ответил на критику президент. Сама критика не заставила себя ждать. Российское издание «Взгляд» в материале «Белоруссия обнаружила свою тысячелетнюю государственность» назвало новый подход «неисторичным».
http://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/5704215/5704215_900.jpg
Что позволяет считать, что белорусское государство насчитывает больше, чем 26 лет, TUT.BY спросил у одного из авторов концепции, о которой говорил Лукашенко, — заведующей Центра археологии и древней истории Беларуси Института истории НАН, доктора исторических наук, профессора Ольги Левко. Ольга Николаевна разработала ее вместе с проректором ПГУ, доктором исторических наук профессором Денисом Дуком.
— В чем заключается ваша концепция?
— Мы считаем, что в процессе формирования государственности на землях восточных славян на равных участвовали три центра — Новгород, Полоцк и Киев. Разница в том, что в Новгород был призван варяжский князь Рюрик, чтобы объединить живущие там этнические группы. В Киеве тоже были варяжские правители Аскольд и Дир. В отличие от Новгорода, киевляне их не приглашали. Варяги осели там, двигаясь по Днепру на юг, и стали править с согласия местных элит.
Указаний, что кого-то призывали на Полоцкую землю, в летописях нет, как и нет четких археологических подтверждений варяжского населения.
— А князь Рогволод? В учебнике истории сказано, что «он пришел из-за моря».
— Рогволод — это первый полоцкий князь, имя которого упоминается в летописях. Он правил во второй половине Х века. Имя скандинавское. Можно полагать, что так или иначе скандинавский князь появился и в Полоцке. Но к тому времени там уже полтора века правил кто-то из местных, и приход Рогволода существенно не повлиял на уклад жизни.
— Какие отношения были между Новгородом, Киевом и Полоцком?
— Есть летописные сообщения, что Рюрик в 862 году пришел в Новгород, а уже в 864-м «раздал своим мужам» города, в том числе Полоцк. Часть историков трактовала это как «дал в управление». На самом деле ни в одном из «розданных» Рюриком городов нет следов пребывания варягов во власти, по крайней мере, таких как на новгородском городище. Это наталкивает на мысль, что раздача подразумевала взимание дани.
— То есть Полоцк откупался от более сильных соседей?
— Именно. Но если Рюрик отправил собирать дань с Полоцка, то Полоцк сделал своими данниками прибалтийские земли. И князь Олег (преемник Рюрика — Прим. TUT.BY) выплачивал варягам дань за Новгород, чтобы сохранить его самостоятельность. Получается круговорот зависимости — финансовой, но не политической. Это не значит, что все города должны были быть в одном государстве, хотя Новгород с Киевом в конце IX века объединились в Киевскую Русь.
— Полоцк входил в ее состав?
— В ХІ веке, когда Киевом правил Ярослав Мудрый, он отдал полоцкому князю, своему племяннику Брячиславу, три волости — Менскую, Витебскую и Усвятскую. Это было сделано, чтобы Брячислав поддержал Ярослава в борьбе с его братьями, которые тоже хотели быть великими князьями киевскими.
Если бы Полоцкая земля была на тот момент одним из второстепенных княжеств в составе Киевской Руси, вряд ли Ярослав Мудрый просил бы «быть с ним за один», как сказано в летописях, и еще давал земли за поддержку. Такой шаг возможен только в отношении другого государства. Это для нас знак, что Полоцкое княжество было самостоятельным, а не входило в состав Киевской Руси. На этом молчаливо сходятся российские и украинские историки и сегодня.
— Молчаливо?
— Они как бы не замечают Полоцкую землю как объект государственного значения того же уровня, что и Киевская Русь. Полоцк постоянно пытаются поставить на уровень второразрядного княжеского центра, как Смоленск или Чернигов. В учебниках сказано, что в пору феодальной раздробленности на территории Киевской Руси возникает множество княжеств, в том числе Полоцкое. На самом деле были княжества как внутри Киевской земли, так и внутри Полоцкой: Менское, Друцкое и Витебское.
С конца XIX века историки считали, что Полоцкая земля сначала принадлежала Новгороду, потом Киеву, хотя уже краткие летописные сообщения свидетельствуют о другом. К тому же мы имеем археологическое подтверждение развитию городских центров на территории бывшей Полоцкой земли. Мы также видим, какие из них позже стали центрами самостоятельных удельных княжеств внутри Полоцкой земли, а не внутри древнерусского государства.
— Получается, раньше самостоятельность Полоцкого княжества историки недооценивали?
— Они ее просто игнорировали, будем говорить открыто. Исторические процессы на территории восточных славян трактовались не в пользу белорусских земель, что дает некоторым повод говорить: «Да не было этих белорусов! Им 25 лет! Не было у них никогда своего государства, своей территории, своей культуры и языка, они все никто!».
— В материале «Взгляда» о вашей концепции сказано, что в древнерусском государстве не было ни русских, ни украинцев, ни белорусов, а были славянские племена, которые перемешивались.
— Нам все время навязывают идею, что была единая древнерусская народность. Но позвольте, если мы все так сильно перемешались еще на том этапе, то какие же тогда основания у русских и украинцев говорить, что это их территория, это их история, это их корни? Если мы так сильно перемешались, то мы тоже можем присваивать себе и Киев, и Новгород. Но мы же этого не делаем.
— Ваша концепция затрагивает исторический период от IX до XVIII века, но во времена ВКЛ и Речи Посполитой Беларусь не была самостоятельной.
— ВКЛ и Речь Посполитая не уничтожили экономических и культурных традиций, заложенных еще во время существования Полоцкой земли. Территория осталась, неважно, чья власть пришла. У людей, живущих на этой территории, была своя историческая память. Она способствовала тому, что эти люди к XVI веку сформировали самостоятельную белорусскую народность, отличную от украинской и русской.
Это не окраинные зоны великого русского народа, как их иногда пытаются представить. Великий русский народ сформировался в равно тех же условиях и на тех же основаниях, как и два других великих народа восточнославянской общности, хоть и с меньшими территориями.
— Из вашего рассказа получается, что история — очень «политическая» наука.
— К сожалению, почти на всех этапах своего развития история политизировалась, но есть постоянные величины, из которых вырастают истории отдельных народов. Конечно, всякому государству хочется видеть себя «красивым» в древности. Это в том числе и о наших ближайших соседях можно сказать. Но позволить, чтобы о твоем народе говорили, что это люди без рода и племени, мы тоже не можем. И не потому, что мы хотим политически красиво выглядеть, а потому, что у нас есть все исторические основания.
http://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/5704502/5704502_900.jpg
Территория Беларуси в XI веке. Автор карты — Степан Темушев
Поделиться:
Записи на схожие темы
Слабенько.
Если древние УКРЫ выкопали Черное море то они выходит КРУЧЕ древних жемойтов .
Этак долбодетки не поверят в свою исключительную знакокачественность НАД москалями.
Радзивилловская летопись !!!!!!
Надо жемойтам заявить что это ОНИ писали “историю Руси” а значит ею владели )))))
Где то подобный бред мне приходилось уже слышать!Когда народ привыкнет к тому,что иЗтория совсем не наука,и никогда ею не являлась!Те писанки с которыми нам приходится иметь дело являются,мягко говоря фальсификатом для людей доверчивых на подобную чушь!Ничего не изменилось за последние тысячи лет!Как не изголялись удельные князьки в Древней Руси,продвигая подобный бред,всё равно по сусалам получали и делали так,как велел центр!И сегодня та же самая иЗтория повторяется!Никогда не быть Руси разделённой на удельные княжества!Как не крутитесь господа президенты,всё равно получите по сусалам, и Русь снова станет единой!!!
Раньше я через год ездила в санатории Беларуси – ностальгия по советскому союзу вероятно – люди спокойные доброжелательные (как у нас в глубинке). Я им (культработникам при беседах в автобусе на экскурсии) говорила что “вы русейшие из русских”. Экскурсия в Полоцк (из сан Лётцы) меня потрясла живой историей – перекрестием пограничных земель и религий. Первой знаменитой христианкой – дочерью не менее известного отца – последнего язычника! Личностью (и Памятником) Симеона Полоцкого! Эрудицией и патриотизмом экскурсовода по Полоцку! Эта интереснейшая женщина, наверняка при учёных регалиях, не поленилась приезжим столько рассказать!
В этом году собралась повторно в Лётцы (внучке живую историю показать), а там что-то батька настораживает своими изысками в отношениях с Россией, как бы визы не ввели :-)
А исторические изыски для того и нужны чтобы все покопались в истоках и поняли многообразие единой Руси. Можно, к примеру, Амазонию как-то оконтурить на Дону, на моей родине. Думала всегда – что-то воронежские-борисоглебские девчонки (любого возраста) такие самостийные и красивые :-) Так там же именно древняя Амазония была, говорят
Все бы понимали, что в многообразии – богатство, были бы поспокойнее и доброжелательнее. Но, к сожалению, не все спокойно, потому что тот, кого называют “батька” сильно запутался.
балабольство в многообразии.
Симео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович (по другим данным — Емельянович) Петровский-Ситнянович[2] (Ситниянович[3]); Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря 1629, Полоцк, Полоцкое воеводство, Речь Посполитая — 25 августа 1680, Москва, Царство Русское) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, московский придворный астролог.[4] Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Ивана, Софьи и Фёдора. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре
—–
И что в нем БЕЛАРУССКАГА?
)))))
в русском Полоцке его запинали майданутые, в столицу подался.
В татарском Полоцке
Липецкие татары они-же Жемойты.
Охранники пути из Варяг в Греки
Звезда и Смерть Золотой Орды
https://www.youtube.com/watch?v=kuTR840c7dY
В татарском Полоцке
Липецкие татары они-же Жемойты.
Охранники пути из Варяг в Греки
Звезда и Смерть Золотой Орды
https://www.youtube.com/watch?v=kuTR840c7dY
Ты рееедкостный и неповторимый чукча. Хочешь рассказать мне скока в Полоцке татар?
Почитай выше пост Антонины.
татар сюда завёз Грозный.
Нет никакой истории Белоруссии. Государство Белоруссия создал в 1922 году товарищ Сталин вместе с каким то армянином из ЦК ВКПб, отобрав у РФ 4 области: Минскую, Гомельскую, Витебскую, Могилевскую. Население этих областей было против.
ИИИИ??
Эти минчуки собрались переносить столицу в Полоцк? И переименовать Беларусь в Русь?
ЗАБЫЛИ как-то объяснить эти “умники”, какое отношение Полоцк имеет к Беларуси??
В древности он объявлялся столицей Великого княжества Русского. Полоцкий торговый дом в Риге именовался Русским торговым домом. А теперь полоцким княжеством эти гении обосновывают белорусскую государственность!!!!!! ну клиника!!!
Ничё, что после революции народ витебской губернии был против вхождения в Белоруссию? /но победила география/. Такие мелочи минчуков и палешуков никогда не смущали!!! Захватили русский город, а теперь им обосновывают минское “государство”.
Беларусь – новодел. Как и ВСЕЕЕЕ государства на планете.
Вменяемых минчуков не видел. Менчуков тем более.
Минск был построен для охраны южных границ Полоцкого княжества. Теперь время холопов.
ВСЕ государства слеплены по такой вот дебильной схеме.
ВСЕЕЕЕ. Ибо лепили их нелюди. Люди тут тока в качестве расходного материала находятся.
Но были бы у людей мозги – они бы никогда не позволили так собой манипулировать.
в 1920-ые сюда засылали комиссаров учить аборигенов беларуской мове. Спустя 90 лет выросло поколение одарённых, упэуненых, что вучат родну мову.
так что на факты этим деятелям параллельно! Политзаказ, и никакой науки близко нету.
Эта концепция игнорирует Туровское княжество, занимашее половину современной Беларуси