Не любишь нынешнюю украинскую власть? Доктрина полюбить заставит!
Жизнь с ног на голову перевернулась на Украине в 2014 году. Со времен Майдана и последовавшей после него революционной смены власти прошло три года. За это время, конечно, много воды утекло, людей погибло, глупых законов было издано, но то ли еще будет...
25 февраля 2017 года Петр Порошенко подписал Указ о введении в действие Доктрины информационной безопасности.
Немного предыстории. Впервые о необходимости создания этого документа заговорили в конце 2014 года. Переносить мысли на бумагу политики и эксперты начали в 2015, старались около двух лет и 29 декабря 2016 года на заседании СНБО таки утвердили. Далее подпись президента и, как пошутил народный депутат Украины Александр Бригинец, министр информационной политики Юрий Стець превращается в "фактически силового министра". Шутка смешная, но весело, по крайней мере, журналистам, было недолго.
Как только открываешь этот документ, с первых строк становится ясно, что власть отныне в безопасности. Не страна, не люди, а именно власть.
Например, там написано "актуальной угрозой национальным интересам и национальной безопасности Украины в информационной сфере является осуществление специальных информационных операций, направленных на подпитку панических настроений, обострения социально-экономической ситуации". Во-первых, сразу отмечу, что в украинском законодательстве нет такого понятия как специальные информационные операции, а это значит, что органы власти смогут трактовать его, как их душе будет угодно. Во-вторых, этот пункт - явно ни что иное как запрет на любую критику власти и ее действий. То есть, отныне далеко не каждый осмелится критиковать власть, но заткнуть рты всем Киеву не удастся и обязательно найдутся те, кто выскажется, например, на тему грабительских тарифов на услуги ЖКХ, при этом они будут понимать, что "СБУ уже идет за ними". Это, что касается самих украинцев.
Теперь давайте поговорим о людях, журналистах и СМИ из-за рубежа. Их Доктрина тоже не обошла стороной. Каждый иностранец, критикующий киевскую власть, теперь тоже рискует попасть в "черный список". А учитывая их истерическую натуру, полагаю, уже скоро к 579 произведениям российской киноиндустрии, 140 российским артистам, более 70 российским телеканалам, а также российским песням и книгам присоединятся "Бильд", "Фигаро", но, конечно, никак не "Вашингтон пост".
Правозащитник Евгений Захаров уверен, что простые граждане, эксперты и журналисты рано начали тревожно бить в колокола. По его словам, Доктрина информационной безопасности это далеко не введение цензуры на Украине и думать об этом совсем преждевременно. А вот я так не считаю, потому как ситуация накаляется с каждым днем и запретам украинским нет ни конца, ни края.
Например, недавно на официальном сайте интернет-представительства Президента Украины опубликовали петицию "О регулировании деятельности СМИ в сети Интернет". Авторы предлагают закрыть украинское интернет-пространство для иностранных пользователей, обязать зарубежные информационные ресурсы регистрироваться в НСУ по вопросам телевидения и радиовещания, а тех, кто этого не сделает, блокировать. Таких жестких и удивительных запретов в сфере регулирования информационного пространства нет ни в одной европейской стране, а на Европу, не будем забывать, Украина очень сильно стремиться быть похожей. Скажите – это всего лишь петиция. Да. Но я уверена, что это только начало, первая ласточка. Очевидно, что в той или иной степени "огораживание" украинского интернета неминуемо. Слишком много в нем неустраивающего Порошенко и Ко.
Большинство правозащитников совсем не в восторге от этой Доктрины. Так, исполнительный директор Amnesty International на Украине Татьяна Мазур резко ее раскритиковала, отметив, что она угрожает свободе слова в стране. Бывший исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Владимир Яворской увидел в Доктрине попытку государства установить постоянный мониторинг веб-ресурсов, что, по его мнению, приведет к установлению цензурированных шлюзов, которые отделят украинский интернет от мира.
Но, видимо, когда одно место горит, и ты понимаешь, что очень скоро твоей карьере может настать конец, в борьбе за выживание любые средства становятся хороши.
При этом есть во всей этой ситуации и хорошая сторона. Одна. Возможно, с принятием Доктрины информационной безопасности на Украине прекратятся убийства журналистов. За инакомыслие их будут просто сажать в тюрьму или штрафовать, согласитесь, это более гуманно.