Торговая экспансия – путь к процветанию

707 0

Война – это лишь продолжение политики. В том числе политики торговой. И в этом смысле борьба за внешние рынки сбыта национальных товаров мало чем отличается от ведения военных действий, разве что пушки молчат. Обеспечение своей экономике устойчивых плацдармов сбыта – одна из важнейших задач, встающих перед любой правящей администрацией. Россия, вставшая после развала СССР на капиталистические рельсы и вполне интегрировавшаяся в глобальную экономику, должна следовать этому курсу жестко и непреклонно. Трудности на этом пути нас ждут колоссальные, ведь в мире жесточайшей бизнес-конкуренции никто не будет рад новому претенденту на лакомый кусок. Однако выбора у нас нет.

На сегодняшний день более половины объема российского экспорта составляют энергоносители, сырье и продукты первичной переработки (металлы, химические удобрения, целлюлоза). Концепция "энергетической супердержавы" родившаяся в годы обманчивой стабильности, столкнулась, как со стремлением ЕС максимально диверсифицировать поставки энергоносителей, так и с падением мировых цен. Что, конечно, ничуть не трагедия, а, может статься, как раз наоборот - редкий шанс. Вообще, тенденция такова, что в мировой торговле доля указанных продуктов будет неумолимо сокращаться, в то время как доля готовых изделий, особенно наукоемких, будет расти. Россия сейчас вновь стоит перед судьбоносным выбором: либо ее экспорт по-прежнему будут составлять сырье и вооружения, либо она сможет прорваться на мировые рынки оборудования и высоких технологий, чтобы не менее 20% ее экспорта приходилось на эти продукты. И в этом смысле очень опасны узко корпоративные попытки представить торговлю вооружениями, пусть даже и ультрасовременными, как "особый путь" и мерило фактического положения России на международном рынке. Да, львиная доля отечественных высоких технологий исторически сосредоточена в сфере ВПК. Но следует отметить, что традиционные рынки, дававшие России основной прирост доходов в последние годы, в значительной степени исчерпаны. Главные клиенты либо уже купили почти все, что хотели (Алжир и Ирак), либо, как Китай, упорно проводят политику копирования и покупают только небольшое количество передовых изделий и важные компоненты. Российский экспорт продукции военного назначения в структуре отечественного экспорта составляет всего около 4% (14-15 миллиардов долларов). К слову, прибыль The Walt Disney Company за прошлый, 2016 год составила 15,7 млрд. долларов. Поэтому вызывает озабоченность тот факт, что российских технологий, разработанных вне ВПК, и способных совершить прорыв на мировые рынки, очень немного. Назрела реальная технологическая и производственная диверсификация. Правительство работает в этом направлении, наращивая финансирование наиболее перспективных образовательных и экспериментально-производственных направлений, но есть объективные и субъективные препятствия для осуществления желаемого рывка. К числу последних, например, относится тяга российских частных компаний к легкому, "колониальному" пути развития, основанному на заимствовании чужих технологий, что и не позволяет им выходить на мировые рынки, где всегда есть спрос на оригинальные продукты. Необходимо разумно рисковать, инвестировать в собственные технологические решения, избегая зависимости от интегрированных продуктов. Без этого успешный экспорт невозможен.

Но каковы же конкретные пути преодоления проблем для успешной экспансии на внешние рынки? Очевидно, что нужно создавать мощную инфраструктуру, как и у зарубежных компаний. Маркетинг является традиционно недооцененной сферой, причем не только в России. Инженеры свысока смотрят на продавцов. Но создавать высокотехнологичный продукт, не имея заранее представления о его сбыте, - абсурд. Артель "Напрасный труд". Сначала следует четко определить потенциальные рынки, стратегию сбыта, те ниши, в которые мы сначала должны "втиснуться", успешно выдержав жесткую конкуренцию. Для продажи технологий на внешних рынках необходимо привлекать местные ресурсы: покупать компании или учреждать и продвигать свои, нанимать местный персонал, хорошо знающий специфику данного рынка, и уже тогда начинать поставлять производственные разработки из России. Спецификой отечественного бизнес-ландшафта является огромная роль госкорпораций, которым наше законодательство не разрешает открывать дочерние компании или покупать фирмы за рубежом. Следовательно, предстоит и большая работа в законодательной сфере РФ. Что, как мы понимаем, не является неразрешимой проблемой (как и решение выше упомянутых трудностей). Главное, что у руководства страны есть правильное понимание, в каком направлении двигаться, и желание это движение осуществить, назло паникерам и "всепропальщикам".

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)