Что умела 10-летняя девочка век назад на Руси?

11497 16

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей. 

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/wysiwyg/2016/06/03/776.jpg

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/wysiwyg/2016/06/03/677.jpg

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/wysiwyg/2016/05/31/5432.jpg

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/wysiwyg/2016/06/06/57_Z0GREtf.jpg

Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

< ![CDATA[]]>Источник< ![CDATA[]]>

Также читайте о том, что умел мальчик в русской деревне век назад.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
16 Комментариев » Оставить комментарий
  • 291 265

    Самостоятельность и уважение к родителям, золотые дети получались! Жду статью про юношей!
    Вот очень жалею, что в детстве очень мало ремня от бати получал! Очень!

  • 24297 8551

    Меня рано научили вышивать,в первом классе уже моя вышивка крестиком была на выставке детских работ.Добросовестно отношусь к любому труду.У сына набор инструментов был с первого класса,поэтому в двадцать с небольшим смастерил мебель в первой своей квартире на севере,где зарабатывал деньги на будущую жизнь.Нельзя барчуками детей растить.Читала,что даже Энгельс считал,что ребёнок с 9 лет должен трудится на благо семьи.

  • 16519 10348

    Отец в старости вспоминал свое детство. С 9 лет (он 31-го года) в колхозе работал. Вставал в 4 утра, запрягал лошадь и возил сено, все лето, работа заканчивалась после захода солнца. Он вспоминал эти годы, как золотое, лучшее время своей жизни. Он испытывал огромное удовольствие от своей работы, от выполненного долга, от общения с лошадью, за которой сам же и ухаживал… А с осени он ходил в школу за 8 км от села до райцентра, пешком, один, т.к. не было больше в маленьком селе сверстников. Прочел всю библиотеку, которая располагалась в местной церкви, и умудрился из-за любопытства попасть под единственную полуторку, когда она впервые приехала в село, обошлось без ущерба здоровью.
    Голод в военное время оставил отпечаток на всю жизнь – даже в самое обеспеченное время, он всегда хранил под подушкой пару сухарей…

    • 0 0

      Мой отец тоже 1931 года рождения. В 12 лет стоял у станка на авто-рем.заводе и точил детали(1943г.) А потом и меня научил в этом возрасте работать на токарном станке и варить электросваркой. Благодарен ему до сих пор.

  • 347 205

    “Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет.”
    Это примерно из той же самой песни, о том как “сирийские дети так хотят учиться, что аж кушать не могут”…
    Русские сказки пусть перечитает для начала, особенно там, где девочки фигурируют.

  • 798 689

    С раннего детства нас мама приучила никогда не сидеть без дела. Всегда повторяла: “Делу – время, потехе – час”. В 10 лет на мне лежала обязанность полной уборки в доме, мытьё окон и зеркал, глажка белья кроме пододеяльников, мытьё посуды и покупка продуктов по списку. Возражать или сопротивляться этой работе мне и в голову не приходило. Мама любила готовить поэтому не настаивала, чтобы я там мешалась ей. Когда мне в 18 лет пришлось уехать на учёбу, то я пожалела об этом очень сильно. В общежитии деревенские девчата в свои 16-17 лет и готовили, и убирались, и стирали быстро и словно на автомате, а мне готовка долго не давалась, выручала столовая. Смотрю на современных подростков и диву даюсь почему их родители ничему их не учат?

  • 30 10

    интересно сам Энгельс то чего умел делать такого чтобы себя прокормить в 10 летнем возрасте, или он сразу про экспроприацию уже всё знал.

  • 30 10

    Н6адо спрашивать чего не умели тогда делать в 10 летнем возрасте — меньше слов надо будет для обозначения.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru