Узорочье браного ткачества рукодельниц Сольвычегодского уезда Вологодской губернии
Проживаю я в небольшой деревушке на берегу Северной Двины. Мой интерес к излагаемой теме обусловлен тем, что я занимаюсь северновеликорусским браным ткачеством, где всё пространство узорочья пронизано древними знаками.
На протяжении нескольких лет я снимала для своей работы вещи ткачества, как в частных собраниях, так и в музеях старинных сёл по Северной Двине. К примеру, о селе Черевково первое упоминание встречается в летописи 1516 года. Село Верхняя Тойма письменные источники знают с 1137 года. Снимки предметов браного ткачества с этих селений и других я бы хотела представить всем тем, кому интересно наше узорное искусство, передававшееся из поколения в поколение (рис. 1 – рис. 32).
Каждый даже самый маленький предмет с узорами браного ткачества – это драгоценное наследие рукодельниц ушедшего времени, это труд наших прабабушек, ещё совсем недавно живших на этой земле, но в ином измерении и по иному воспринимавших смыслы нашего бытия. Возникает огромный интерес понять суть и смысл драгоценного наследия, доставшегося нам от наших матерей и бабушек. Вот, например, маленькая тряпочка, всего с вершок убористого мелкого узора, но глаз не оторвать – притягивает, за душу берёт глубинным смыслом важного посланья. И как его прочесть? Где труды наших академиков и профессоров? Почему до настоящего времени наука не в состоянии прочитать то, что умели толковать наши бабушки?
Мне выпало редкое счастье осваивать браное ткачество за настоящим старинным ткацким станом, осмыслить суть названий и образность его частей.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image001.jpg
Рис.1 Ткацкий стан, конец 18 века. Дерево, резьба. Деревня Федьков Починок Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Филипповой Г.Н. в д.Федьков Починок, 2016 г.
На первый взгляд не хитрое устройство, но поработав, понимаешь – насколько точно просчитаны все размеры, а части станка объединяет не только само его построение, но также вселенская знаковость смыслов названий всех его частей, идущих из глубочайшей древности.
Кросна – крепления осно, то есть станины для осей с нитями основы вырублены из цельного древа с корнем, объединив в себе подземный и надземный мир. Они несут идею Древа жизни, Древа рода.
Нить, спрядённая из первозданного «безпорядка» кудели, на заправленном стане преобразуется в длинный и широкий упорядоченный поток нитей основы. Нить, включаясь в пояс, полотенце становится нитью судьбы для будущих детей девы-пряхи, матери-пряхи.
Лицевая часть станка – набилка, вырублена в образе утиц с тремя знаками Солнца на выгнутой спине.
Два Утка – красный и белый – цвета Жизни и Смерти, челноками ныряют между нитями Основы и ткут узор Жизни на белом поле Земли. Два Утка – два ут-ЁН-ка, как два Демиурга, один из которых ЁН, достают из первозданного потока Основы Горы и Древа, Солнце и Землю. При этом набилка-утица прибивает, уплотняет уточные нити и создаётся ткань, так слово «у-тка» даёт начало слову «тка-нь». Ткань – материя, матерь. Сразу вспоминается образ Утицы – Праматери давшей начало ткани Мироздания, птенцы которой, ныряя в первозданный океан, достали с его дна горы, древа, Солнце и землю, на которой зародился причудливый узор осмысленной жизни.
Рассуждая так, невольно приходишь к мысли о том, что в этом ткацком стане отражены два мира бытия, два уровня творения – человеческий и Божественный. Женщина ткёт свою материю, многократно повторяя действо творения священной ткани мироздания совместно с Утицей-праматерью.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image002.jpg
Рисунок 2. Конец полотенца. Верхнетоемская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Ткачество. 19 в. Собрание музея с. Верхняя Тойма вход. № 707-5. Снимок Г.Н. Филипповой, 2014 г.
В русском языке слова «ткань» и «текст» на первый взгляд не имеют прямого родства, но вот словом «материал» мы можем назвать как ткань, так и печатный текст. Слово «текстиль» обозначает ткань, а начинается со слова «текст». Эта взаимосвязь заставляет задуматься о том, какой же смысл вложен в тексты узоров?
Интересно многочастное узорочье конца полотенца из Черевковской волости, оно разделено желтыми полосами:
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image003.jpg
Рисунок 3. Конец полотенца. Браное ткачество. Черевковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. 19 в. Музей с. Черевково Красноборского района Архангельской области, вход.№1099. Снимок Г.Н. Филипповой, 2010 г.
Срединная широкая праставка состоит из четырёх вертикальных полос текста на непривычном глазу древнем языке узора. В этом узоре все четыре полосы различны. Сравнивая их с известным куфическим письмом ираноариев, видишь единые глубинные истоки индоевропейских народов, индославянскую или индорусскую общность наших предков.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/lkzstbf0rf0.jpg
Некоторые из тех узорных предметов, что представлены на снимках – есть прямое наследие моих прабабушек, но как они называли знаки узоров и что за мысль вложили, спросить сегодня уже не у кого. Но можно отметить, что браные узоры нам встретились на обрядовых праздничных полотенцах, столешницах, подзорах, на подолах и оплечьях женских рубах и поясе.
В 20 веке, сохраняя эти предметы, наши бабушки рисковали жизнью и свободой, но не только сохранили, ещё и передали из рук в руки, от матери к дочери, из глубины веков до наших дней и саму исконь браного ткачества. И нами – великорусами 21 века, и после нас, эта священная исконь должна быть осмыслена и продолжена, и Нить Времён должна быть сохранена и передана будущим поколениям, и главный Знак наших узоров, называемый в разных местностях по-разному, – чертогон, заяц, огонь, вращун, ярга, –должен быть отмыт и возвращён на прежнее почётное место нашего жизнестроя и всей знаковости народной культуры.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image004.jpg
Рисунок 4. Конец полотенца. Федьковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Браное ткачество. 19 в. д. Федьков Починок. Снимок Г.Н. Филипповой, 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image005.jpg
Рисунок 5. Часть конца полотенца. Бранное ткачество. 19 в. Город Усть-Сысольск Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в деревне Тюринская Верхнетоемского района Архангельской области, 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image006.jpg
Рисунок 6. Обрядовое полотенце. Первый конец – изнанка, второй – лицо. Деревня Вершина Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Браное ткачество. Кружева, – вязание крючком. Лён. 19 в.
Снимок А.А. Арнаутовой в д. Вершина Верхнетоемского района Архангельской области, 2015 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image007.jpg
Рисунок 7. Конец полотенца. Черевковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Браное ткачество. Музей с. Черевково Красноборского района Архангельской области, вход. №1092.. Снимок Г.Н. Филипповой, 2010 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image008.jpg
Рисунок 8. Конец полотенца. Черевковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Браное ткачество. Лён. 19 в. Музей с. Черевково, вход. № 1092. Снимок Г.Н. Филипповой, 2010 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image009.jpg
Рисунок 9. Конец полотенца. Верхнетоемская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Браное ткачество. Лён. 19 в. Музей с. Верхняя Тойма вход. № 1326-1. Снимок Г.Н. Филипповой, 2014 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image010.jpg
Рисунок 10. Конец полотенца. Браное ткачество. Лён. 19 в. Верхнетоемская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой, Архангельская область, село Верхняя Тойма, 2014.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image011.jpg
Рисунок 11. Узор по краю столешницы. Браное ткачество. Лён. 19 в. Кайма, – вязание крючком.
Ляховская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой, 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image012.jpg
Рисунок 12. Узор по краю столешницы. Бранное ткачество. Лён. Кайма, – вязание крючком. 19 в.
Деревня Петушиха Ляховской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой, 2015 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image013.jpg
Рисунок 13. Узор конца по краю столешницы. Браное ткачество. Лён. 19 в. Федьковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в д. Федьков Починок, 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image014.jpg
Рисунок 14. Узор конца по краю столешницы. Лён. Браное ткачество.19 в.
Федьковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в д. Федьков Починок Верхнетоемского района Архангельской области, 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image015.jpg
а
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image016.jpg
б
Рисунок 15. Узоры на полотне столешницы (а) и её конце (б). Лён. Браное и закладное ткачество. 19 в. Верхнетоемская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Музей с. Верхняя Тойма, вход. №1641-1. Снимок Г.Н. Филипповой, 2014 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image017.jpg
Рисунок 16. Заготовка для оплечья женской рубахи. Лён. 19 в.
Федьковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Браное ткачество.
Снимок Г.Н. Филипповой в д. Федьков Починок, 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image018.jpg
Рисунок 17. Заготовки для оплечья женских рубах. Лён. Браное ткачество. 19 в. Федьковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в д. Федьков Починок, 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image019.jpg
Рисунок 18. Узор по краю подола женской рубахи. Лён. Браное ткачество. Деревня Новгородская Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок сделан в пос. Авнюгский Верхнетоемского района Архангельской области Филипповой Г.Н. 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image020.jpg
Рисунок 19. Узор по краю подола женской рубахи. Лён. Браное ткачество. 19 в. Федьковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в д. Федьков Починок, 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image021.jpg
Рисунок 20. Узор по краю подола женской рубахи. Лён. Браное ткачество. 19 в. Верхнетоемская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в с. Верхняя Тойма, 2014 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image022.jpg
Рисунок 21. Узор по краю подола женской рубахи. Лён. Браное ткачество. 19 в.
Черевковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Музей с. Черевково Красноборского района Архангельской области, вход.№1729.. Снимок Г.Н. Филипповой, 2010 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image023.jpg
Рисунок 22. Узор по краю подола женской рубахи. Лён. Браное ткачество. 19 в. Черевковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Музей с. Черевково Красноборского района Архангельской области вход.№ 1723.. Снимок Г.Н. Филипповой, 2010 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image024.jpg
Рисунок 23. Узор по краю подола женской рубахи. Лён. Браное ткачество. 19 в.
Черевковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Музей с. Черевково Красноборского района Архангельской области, вход № 1090.. Снимок Г.Н. Филипповой 2010 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image025.jpg
Рисунок 24. Часть подзора. Лён. Браное ткачество. 19 в. Федьковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в д. Федьков Починок, 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image026.jpg
Рисунок 25. Конец полотенца. Лён. Браное ткачество. 19 в. Федьковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в д. Федьков Починок Верхнетоемского района Архангельской области, 2016 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image027.jpg
Рисунок 26. Конец полотенца. Лён. Вышивка крестом. 19 в. Федьковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в пос. Авнюгский Верхнетоемского района Архангельской области, 2014 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image028.jpg
Рисунок 27. Конец полотенца. Лён. Браное ткачество. 19 в. Верхнетоемская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Музей с. Верхняя Тойма, вход № 1721-80. Снимок Г.Н. Филипповой, 2014 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image029.jpg
Рисунок 28. Конец полотенца. Лён. Браное ткачество. 19 в. Верхнетоемская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Частное собрание. Снимок Г.Н. Филипповой, 2014 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image030.jpg
Рисунок 29. Заготовка для подзора. Лён, ткачество. 19 в.
Черевковская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Музей с. Черевково Красноборского района Архангельской области, вход. №1100. Снимок Г.Н. Филипповой, 2010 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image031.jpg
Рисунок 30. Конец полотенца. Лён, ткачество. 19 в. Верхнетоемская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в с. Верхняя Тойма, 2014 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image032.jpg
Рисунок 31. Часть подзора. Лён, Ткачество. 19 в. Ляховская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в Красноборском районе Архангельской области, 2015 г.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image033.jpg
Рисунок 32. Оплечье, заготовка для рукава рубахи. Лён. Браное ткачество. 19 в. Федьковская вол. Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Снимок Г.Н. Филипповой в д. Федков Починок.
http://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2017/01/12/image034.jpg
Рис. 33 Часть пояса. Закладное многоцветное тканьё. Вехнетоемская волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, 19 век. Снимок Филипповой Г.Н. в музее с. Верхняя Тойма, вход.№ 700-62, 2010 г.
Должна сказать, что северная русская деревня – этот родник живой воды, из которого последние сто лет пополнялись собрания музеев, который веками питал духовную и материальную культуру городов, в настоящее время находится в печальном положении родника, заваленного ядовитым мусором и в прямом и переносном смыслах, и нужно признать, что он почти иссяк.
Пришло время возвращать многотысячелетнюю народную культуру в деревни. В наших школьных и краеведческих музеях есть огромная необходимость в научных исследованиях, сделанных на основе собранных у нас музейных фондов, и даже просто в живом общении с учёными исследователями в виде бесед и различного рода открытых занятий.
От всех женщин Русского Севера, которые трудятся, продолжая исконь узорного тканья, выражаю благодарность и великое уважение всем добросовестным исследователям наших узоров, всем тем, кто пишет книги и осмеливается озвучить свои мысли о глубинной сути нашей исконной культуры. Ваши поиски истины, ваши книги и труды в заснеженных деревнях на севере изучают с лупой в руках ваши самые благодарные читатели.
Г.Н. Филиппова
Читайте также книгу: Русский традиционный орнамент как знаковая система. П. В. Макагонов
Огромная благодарность автору!