Стройбат
События происходят во время Олимпиады в Москве , год смерти Высоцского....Но это я узнал спустя два года. События происходят в Красноярском крае в 1980 - 82 годах .
Всего выложу 5 рассказов...как выглядела в действительности Советская Армия.
======================================
Служить в СА не хотелось .Но и веселая жизнь в городе надоела. Скажу больше,-интуитивно чувствовал могу «загреметь под фанфары.» Были небольшие проблемы с законом, как это имеет место в молодом возрасте.
Совковая пропаганда того времени влияла на всех. Почему-то думал, что в СА будет возможность заняться спортом . Время показало что я ошибался. Поэтому когда за мной, на территорию РСУ где я работал ,приехал уазик с воякой ,особо не расстроился.)))))))))))))))))
После нескольких перетасовок новобранцев по спортзалам школ ,(строили, пересчитывали –просто слонялись без дела) наконец то загрузили в поезд. Окна и двери задраены.В каждом вагоне
хмурые прапора и сержанты. На вопрос куда? –с ухмылочкой отвечали -Краснодар! )))))))))))))))
Где то на 3 сутки судя по пейзажам и холоду замысел вояк раскрылся. Красноярск. Народец в поезде был своеобразный .В основной массе приблатненные и имеющие проблемы с законом.Страха перед такими небыло. После строительного техникума, работая мастером в Лысьве , повидал всяких. В то время это называлось-выслать НА ХИМИЮ . Такие сразу обращали на себя внимание. Забегая вперед, скажу что ,впоследствии, хватив все прелести советского стройбата ,имели место случаи возврата ( варианты разные) такой публики в места не отдаленные, по их словам там было комфортней. Не было принудительной трудотерапии, холода, недоедания и давления со стороны офицерья и дедов. И противостояния между национальностями Ночью на 4 сутки выгрузились из вагонов.. Неровной шеренгой двинулись. Окрестности напоминали промышленную зону. Куда прибыли, спросить не у кого. Узнали не сразу. Город Ужур -4.Город зарытый до сих пор. Сейчас в Интернете выложены координаты пусковых шахт, но сам Ужур с космоса секретят. Природа там своеобразная. Сопки. Леса нет или совсем мало.Но если стоишь на вершине – вид километров на 50! Дух захватывает.)))))))))))))))))
Карантин для молодого бойца - месяц. Все земляки. Это уже потом, на «точке» столкнувшись с азиатами, оценишь разницу службы. А первый месяц ,все клево-никакой тебе « кирки-лопаты» - построения, равняясь! Смирно! Разойдись! После этой команды помнится взвод ломанулся в сторону деревянного туалета. Слышу-Хрясь!! Это проломился пол …
Все. Всех раскидали по разным частям. Едем в КамАЗе на точку. Азиатов большинство. Cразу почувствовалось напряжение. Особенно по приезду на 101. Точка это место пуска межконтинентальной баллистической ракеты. Cобственно за два года службы ракет мы и не видели. Это дело ракетчиков. Мы -мобута! Почему мобута? Был такой генерал в Латинской Америке. А мы все черные от грязи. Территория точки огорожена несколькими рядами колючей проволоки. Передвижения от казармы до «места службы» строем.
Первое что испортило настроение :
-Азиатов было не просто больше- они были ВЕЗДЕ!
-Казалось что они ВСЕ настроены недружелюбно ( это мягко сказано) к славянам.
-У кочевников была значительная поддержка со стороны.
-В общей массе они выглядели если не крепче то упитаннее точно.( вскоре это преимущество испарилось)
-Если на карантине в Ужуре все были из Перми и области и вполне адекватные и вполне крепкие парни , то на точке в нашей 4 роте мало того что русские были в значительном меньшинстве ,но самое удивительное, что среди славян столько дебилов на одной небольшой территории я не встречал за всю свою жизнь. Нестроевая часть! Похоже собирали всех подряд. Сам попал, предположу, что был по образованию- строитель. Забегая вперед скажу что мне присвоили звание сержанта, через неделю службы без всякой учебки.
Была надежда - офицеры славяне . Не оправдалось. Первые пол- года нашей ротой командовали деды чечены.Это было самое хреновое. Вот такой расклад сил, не в нашу пользу. Еще большой минус –русские почему то не стояли друг за друга, и в общей массе были недружны.
Плюс. Как оказалось в дальнейшем кочевники разные. В дальнейшем я стал отличать азербайджанца ( кардаш) от узбека ( ача), грузина от армянина, казаха от киргиза и т.д.
Даже сейчас спустя 30 лет .Так что вся эта «туча »была на самом деле неоднородна.
И последнее. По «раскладу» сил ,в первые пол года службы .На 101 кроме нас ,молодого пополнения , а в роте человек 150 , находилось еще 3-4 роты разного призыва. И не смотря на то, что Чеченов было человек 30, –имели они определенный вес. Командирами отделений , а в отделении человек 20 назначили сержанта чеченца ,которому до дембеля оставалось пол года. Вот так! И старшина чеченец. А командира роты я увидел только спустя полгода. Были мы в полной их власти…и это на нашей земле …
Территория части представляла из себя 5-6 щитовых казарм, такое же помещение под столовую, сан часть и офицерский буфет. В глазах молодых бойцов застыл один молчаливый вопрос-почему? Почему нас принуждают делать тупую работу лопатой, где техника бы справилась на раз –два? Почему в казарме ,где нам придется спать, надо предварительно выгрести несколько сот килограммов земли и после отбоя по казарме снуют крысы по карманам, в поисках хлеба спрятанного бойцами. Почему старшина –чеченец стукнув по ногой опрокинув хавку ,не дал нам закончить обед и дал команду –« Выходи строиться»! На все была заготовленная фраза-СОЛДАТ ДОЛЖЕН СТОЙКО ПЕРЕНОСИТЬ ВСЕ ТЯЖЕСТИ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ .
101 “точка” под Ужуром - первое место дислокации нашей 4 роты в/ ч 75128 . Рота проживает в щитовой казарме численностью около 140 солдат. На территории кроме нас ещё 3 казармы с разным призывом, но существует указ- никаких контактов между рядовыми различного призыва. Ранняя весна, по утрам холодно и ветрено, но по указу все войска перешли на летнюю форму одежды и ватный бушлат не положен. Перед строем командир части, показывая на построенные казармы пояснят, что все это сделано руками таких же призывников, как и мы. На тот момент смутно представлял процесс строительства, зато через каких-нибудь полгода лепили их без проблем, хотя качество заставляло желать лучшего. Первая” работенка”- старшина чеченец выводит роту за территорию на заготовку дерна.
Сейчас даже прикольно вспоминать когда по команде ( не вспомню как она звучит) 140 военнослужащих одновременно освобождают мочевой пузырь на обочину дороги . После нескольких таких процедур трава становится желтой. Часть солдат лопатами копает дерн , другая грузит в кузов. Постепенно новая “хэбэшка” становится черной и к вечеру пот с пылью создает дискомфорт. Утром приходится одевать её же. Под хэбэшкой есть нижнее бельё- оно меняется после помывки в бане, но не каждую неделю. Хэбэшка вдается на год, и стирать (по крайней мере, в первые пол года) условий нет. Через неделю-другую дискомфорт от грязной одежды как то пропадает . Кстати бельевых вшей видел в своём белье раз. Был такой период - всех заставляли выворачивать бельё и демонстрировать швы (вши живут в них), потом гладили горячим утюгом. Кипеж чувствовался - даже в стройбате наличие вшей как понял форс-мажор.
На территории точки (периметр 3-5 километров) одновременно пашут несколько сотен солдат. Копают ямы под ограждения , разравнивают щебень, прокладывают кабель, везут бетон к командному пункту, что то колдуют с шахтой . У каждого отделения ( 12-16 человек) своя отдельная работа. Что происходит в целом, рядовому знать не положено, да им и пофиг. Из” беспредела” вспоминается такая картина - дневная жара, на небольшой площади размером пол стадиона одновременно ломами долбят землю с камнями несколько десятков солдат, на возвышении сидит ротный обложившись небольшими камушками. И для острастки (не знаю больно или нет - в меня не кидали) кидает камень в того, кто по его мнению “сачкует”. Или был такой ком. взвода того была плетка – подстегивать солдат во время движения.
Мой командир отделения сержант чеченец, которому оставалось до дембеля несколько месяцев увидев во мне способности (до призыва я работал в строительстве мастером) фактически передал мне свои полномочия. Отделение это бригада, а нашей бригаде можно было поручить любую работу.
Но все равно где то через 2 недели мое терпение лопнуло - подумал будь, что будет. И я днем перешел за территорию точки подумав - уйду куда глаза глядят, не зная даже сколько до ближайшего населенного пункта (за это запросто можно было получить дисбат).
Про дисциплинарный батальон ходили разные слухи и им постоянно запугивали, там ещё жестче и время службы в нем не “засчитывается” . То- есть отбыв там, возвращаешься обратно дослуживать.
Как бы развивались события, если б попробовал сбежать - не известно. Но в 100 метрах от границы точки (колючая проволока) откуда ни возьмись командир ЧАСТИ! И так вежливо – А что тут делаешь рядовой? Пришлось включить дуру – так, типа до -ветру…
А еще через несколько дней за проявленные заслуги мне и ещё Коле Старцеву перед строем объявили о присвоении звания младшего сержанта и назначили его командиром отделения (в последствии старшиной), а меня еще и мастером. Мастер дает задание бригадам (отделениям) и считает норму выработки. Получается, что в казарме хозяин старшина или ротный, а на производстве мастер. Конфликт изначально был в том, что по закона службы я “дух “ –прослужил месяц , а норму выработки ( результат работы) придется ставить своему же призыву командирами отделений к тому же сержанты “деды” чеченцы.
Самое клевое для меня, что найдя где то старый ватник, одев сверху гимнастерки, я теперь “имею право” одевать его - правда прячу в трубу- когда идем строем в столовую….