Ранцевый ангел-хранитель

2308 0

105 лет назад изобретен русский парашют, покоривший мир

http://img12.nnm.me/0/b/7/3/d/540574551b0785149cd1c41c6a4.jpg

27 октября (по старому стилю) 1911 года петербургский актер Глебов-Котельников подал заявку на первый в мире ранцевый парашют. Он предназначался для спасения летчиков.

http://img12.nnm.me/7/2/b/1/7/0fe9ca3f28e5731873a0a11e32a.jpg

Глебов-Котельников – сценический псевдоним артиллерийского поручика запаса Глеба Котельникова (1872–1944). Сын профессора механики и высшей математики Петербургского лесного института, он выбрал карьеру офицера, окончив Киевское военное училище, но она не заладилась. Прослужив три года, Котельников уволился из армии и стал провинциальным акцизным чиновником. Но давала себя знать еще в детстве привитая отцом любовь к театру, и постылую службу Котельников совмещал с драматической самодеятельностью, а еще с конструированием разных поделок. Тяга к технике тоже проявилась еще в гимназии. А на 39-м году жизни Глеб Евгеньевич Котельников решил стать профессиональным актером, поступив в театральную труппу Народного дома в Санкт-Петербурге. Это не мешало продолжать живо интересоваться становящейся на крыло отечественной авиацией, полеты пионеров которой можно было наблюдать на Комендантском аэродроме.

http://img12.nnm.me/2/8/c/8/7/a4a33769d73d60773c30a28116c.jpg

Именно здесь Котельников стал свидетелем гибели капитана Льва Мациевича, чей «Фарман» из-за лопнувшей расчалки просто развалился в воздухе. Потрясенный трагедией, актер решил сосредоточить свои инженерные задатки на разработке надежного средства спасения летчиков. Он изучил предпринимавшиеся с давних времен попытки создания устройств, которые позволяли бы людям безопасно спускаться по воздуху с высоты. В 1495 году Леонардо да Винчи придумал «летательную машину», которую описывал так: «Если взять полотняный натянутый купол, у которого каждая сторона имеет по 12 локтей и такую же высоту, то человек может сброситься с любой большой высоты, не опасаясь гибели».

http://img12.nnm.me/1/a/a/0/0/11caa90b5c4a21c417e10199d69.jpg

А в 1783-м французский физик Луи-Себастьян Ленорман совершил удачный прыжок с парашютом собственной конструкции с башни обсерватории в Монпелье. Собственно, он и придумал название изобретению, скрестив греческое παρα (против) и французское chute (падение). Ленорман прямо указывал назначением своего парашюта спасение аэронавтов, совершавших полеты на шарах-монгольфьерах.

http://img12.nnm.me/5/5/9/6/6/deef2a20407b5cfba293343bf19.jpg

Затем появились похожие разработки других конструкторов-энтузиастов – в начале ХХ века, предназначенные уже для пилотов первых аэропланов. Эти громоздкие системы должны были, раскрывшись под напором воздуха, вытягивать пилота тросом из гибнущей машины. Сам парашют находился в хвостовом ящике, а трос закреплялся на поясе авиатора.

http://img12.nnm.me/9/d/b/9/7/7a1ea126263721526c50f6d86fd.jpg

Но как отмечал в своей книге «История одного изобретения» Котельников, «лучшие парашюты были слишком тяжелы и громоздки. Даже сложенные, они не могли уместиться на аэроплане. А механизмы, которые раскрывали купол парашюта? Как сложны, ненадежны были и взрывной заряд, и сжатый воздух. Если парашют, раскрываясь, запутается или зацепится за хвостовое оперение или крыло аэроплана? Я понял, что для аэроплана надо создать прочный и легкий парашют. Сложенный, он должен быть небольшим. А главное – авиационный парашют всегда должен быть с летчиком. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с любого борта аэроплана». Такой задумывался ангел-хранитель.

http://img12.nnm.me/3/d/7/c/0/2c4eaa14130a814c6bf4116c0ff.png

Приоритет Котельникова в создании средства спасения экипажей аэропланов состоит в том, что он изобрел компактный шелковый парашют, укладывавшийся в ранец, который крепился с помощью подвесной системы на летчике. Купол приводился в действие с помощью вытяжного кольца. Изобретатель назвал свое детище ранцем-парашютом РК-1 (русский, Котельникова, первый). 6 июня 1912 года РК-1 был успешно испытан сбросом манекена с аэростата, причем изобретатель уже имел патент.

http://img12.nnm.me/3/0/8/8/6/ccca154ab60c8dc7de8f9f28cbc.jpg

Увы, зарегистрированный не в России (датированная осенью 1911-го попытка получить его в своем Отечестве оказалась бесплодной), а во Франции. А в 1913 году в Руане студент Петербургской консерватории Владек Оссовский совершил прыжок с парашютом Котельникова с моста высотой 53 метра. РК-1 получил признание за рубежом, где незамедлительно приступили к копированию русского изделия.

http://img12.nnm.me/e/e/9/3/a/2000efcd41b5083d6495b06e9cd.jpg

С началом Первой мировой войны поручика Котельникова призвали в армию, назначив начальником авторемонтных мастерских. На фронте он стал очевидцем, как наблюдатели подожженного австро-венгерским самолетом змейкового аэростата спаслись на РК-1. Партия из 70 парашютов по инициативе известного летчика-испытателя Глеба Алехновича поступила в распоряжение экипажей тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец».

http://img12.nnm.me/b/4/4/6/c/3f041aec73d6e9a8ec88195b280.jpg

Любопытно, что противником внедрения парашютов выступил шеф Императорского военно-воздушного флота великий князь Александр Михайлович. На докладе генералов, отстаивавших необходимость принятия изобретения на вооружение, представитель династии Романовых начертал: «Парашют в авиации – вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели».

В 20-е Котельников разработал усовершенствованные модели для летчиков РК-2 и РК-3, грузовой парашют «Авиапочтальон» и так называемый корзинный РК-4, предназначенный для спасения экипажей и имущества наблюдательных аэростатов. Последний представлял собой отделяемую от воздушного шара аэростатную корзину, приземлявшуюся на куполе парашюта. Система РК-4 была принята на снабжение воздухоплавательных частей Красной армии.

http://img12.nnm.me/5/4/b/1/0/ab8c357465337310d86c6c8dc25.jpg

Историко-техническое значение изобретения Котельникова не исчерпывается спасением экипажей летательных аппаратов. Создание людских и грузовых парашютов привело к появлению в СССР качественно нового рода войск – Воздушно-десантных. Датой их рождения считается, как известно, 2 августа 1930 года, когда под Воронежем с борта самолета французского производства «Фарман» F-62 «Голиаф» было осуществлено первое в истории парашютное десантирование бойцов с личным оружием. Тогда использовались штатные для ВВС РККА американские изделия фирмы Irvin. В том же году в СССР стартовало массовое производство парашютов ПЛ-1 для летчиков и ПН-1 для наблюдателей-аэронавтов, а «Ирвины» начали выпускать по лицензии под маркой ПТ-1 (тренировочные). Позже были освоены людские (ПД-1, ПД-2) и грузовые (Г-2, Г-3) десантные парашюты и от импорта отказались. В 1936-м Воздушно-десантные войска получили усовершенствованные ПД-6. Их модификация образца 1941 года – ПД-41 с удешевленным куполом из перкаля вместо шелка – прослужила всю войну.

http://img12.nnm.me/0/4/f/f/6/9bd7cd84b8dd1fd5f0723efdea6.jpg

В послевоенный период парашютно-спасательная и десантная техника эволюционировала вместе с авиацией, а со второй половины 50-х – и с космическими системами. Парашюты нашли применение в кораблях «Восток», «Восход» и «Союз», посадочных модулях межпланетных «Венер». ВДВ СССР располагали людской десантной парашютной системой Д-6, позволявшей совершать одиночные и групповые прыжки бойцов с полным табельным вооружением с борта самолетов от Ан-2 до Ил-76 и вертолетов при высоте выброски от сотен до нескольких тысяч метров. Для боевой техники (БМД, БТР-Д, реактивные установки залпового огня БМ-21В и т. д.), автомобилей (ГАЗ-66Б, топливозаправщиков ТЗ-2-66Д), боеприпасов и прочих спецгрузов были созданы многокупольные (МКС-5-128) и парашютно-реактивные (ПРСМ-915) системы, обеспечивающие задействование в вертикальном охвате противника всего штатного тяжелого вооружения воздушно-десантных дивизий.

http://img12.nnm.me/b/e/b/a/8/7fe6d07e8d6c5ca03dc44f866fa.jpg


Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru