Лубок – СМИ прошлых веков
Что такое лубок? Для чего и как он изготовлялся? Что общего у него с палубой корабля? И почему власти запрещали его? Ответы – в статье!
Новости разного рода стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И неважно, откуда мы их получаем: из Интернета, из газет или по телевидению. Для нас важно, чтобы информация была свежей, разносторонней и постоянной. И если вы думаете, что наши предки обходились без этого, то вы сильно ошибаетесь. В старину тоже были свои СМИ. И они тоже пользовались бешеной популярностью. И некоторые из них тоже запрещали. И они также что-то рекламировали, кого-то ругали, что-то внушали. Так что же выпускали тогдашние редакции?
В старину существовал один вид СМИ, и это – лубок. Лубок, он же лубочный лист или картинка, представляет собой нанесённое на бумагу стилизованное изображение с комментариями. А так как он отображает творчество скорее народа, чем профессионалов, то и отличался простотой, лаконичностью и доходчивостью.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/afcf0f4eeaf7b5c9774c7dd099b7971c.jpg
Краткая история
Первые лубки (няньхуа) появились в Китае. Причём поначалу каждый лист прорисовывался вручную, и лишь после 8 века китайцы научились изготовлять оттиски. Из Поднебесной лубочное искусство распространилось в Индию и арабские страны. Как и вся восточная живопись, азиатские лубки отличались насыщенностью красок и изобилием элементов.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/a9a2f8126f1a5fe6883f1907104bb638.jpg
В европейских странах лубок известен с 15 века. Сначала изображения были черно-белыми, и напоминали неказистые детские раскраски; обрели цвет они немного позднее. Европейские лубки отличались разнообразием сюжетов и были схожи с современными газетами и журналами: в крупных городах существовали редакции-фабрики (которые позже переродились в типографии), и магазины по их продаже.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/49e8ecd7d91d902835d3651887074745.jpg
В некоторых странах лубки просуществовали до 19 века. Вытеснили их обычные печатные газеты и комиксы.
Сюжеты лубков
На Востоке картинки имели преимущественно религиозное и философское содержание, но как только лубки попали в Европу, то их тематика значительно расширилась. Появились сказочные или былинные, исторические и юридические (изображения судебных процессов, наполненные сатирой и моралью). А также картинки с изображением святых (как современные календари), всадников и народных героев. Отдельное место и большую популярность имели балагурники – юмористические лубки с карикатурами, сатирой, шутками, тостами и баснями.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/a0d7047ddf0afab0edfdfc6a62d32d3c.jpg
Кроме того, в Европе некоторые крупные фирмы и предприятия заказывали рекламные лубки, рассказывающие об их продукции или услугах. Очень часто лубки использовались правительством и церковью в качестве пропаганды или агитации. В общем, лубки раньше играли ту же самую роль, что и современные газеты и листовки.
Лубки в России
В Россию лубок попал из Европы в 16 веке и он назывался тогда «фряжский лист». Сначала в продаже были только импортные картинки, но с конца 17 столетия в Московской Придворной типографии научились их изготовлять самостоятельно. По способу производства они и получили своё новое название – лубок. Но об этом ниже.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/2adec7d8c795592aaf4ade9cc0d95e5a.jpg
Несмотря на наличие в продаже отечественной продукции, импортные балагурники пользовались большой популярностью. Православную церковь возмущала их «безнравственность и непристойность», и дело дошло до запрета на продажу «листов еретиков». Запрет ввели в 1674 году, а в 1721 году по настоянию церкви ввели цензуру и на отечественные лубки. Так называемая Изуграфская палата следила за нравственностью картинок.
Но, к счастью, процветали типографии, умевшие обойти цензуру. Иначе мы не имели бы замечательных лубков, демонстрирующих народные нравы прошлых времён.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/e358f4fde009b4c417947a4a50bbefc3.jpg
Изготовление лубков
В России изготовители лубков назывались «фряжских резных дел мастерами». Сам процесс нанесения и раскрашивания рисунка – знаменованием.
Работа заключалась в следующем: художник (знамёнщик) рисовал на доске изображение, а гравёр вырезал его, то есть изготовлял оттиск. Затем копировальщик наносил на него тёмную краску и делал отпечаток на бумаге – получалась картинка-простовик. Эти листы передавали в артели, занимающиеся раскрашиванием. В них, как правило, работали дети и женщины. Профессиональные работники таких картелей назывались цветальщиками. Но с появлением новых, более совершенных способов нанесения рисунка (литография и гравюра), подобные артели распустили.
Так почему отпечатанные картинки получили такое название – лубок? Ответ: рисунок для оттиска наносился на липовую доску, полученную особым способом пиления из нижней части коры дерева. Подобные доски носили название луба. Они шли на изготовление кровель домов и палуб кораблей, а луб, полученный с молодых деревьев, годился на лыко.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/92cf745d7102d785b66a7e9cad919313.jpg
Такова история лубка – особого вида народного творчества, предшественника газет, журналов и популярных ныне комиксов.
Автор: Любовь Фёдорова