Дважды таран
https://cs7064.vk.me/c637516/v637516614/15645/bQZsJevNwe8.jpgКаждый из нас ежедневно идет по знакомым с детства улицам родного города, спешит на работу или учебу, возвращается домой после трудового дня, шагает на встречу с друзьями, в парк, кино. Наш взгляд скользит по домам, табличкам с названиями улиц.
И мы не задумываемся, что эти дома и улицы были свидетелями многочисленных исторических событий, которые происходили в нашем крае, что одни лишь названия улиц могут многое рассказать внимательному слушателю.
Это имеет большой познавательный и практический интерес, и недаром названиями улиц как и другими географическими названиями, занимается отдельная географическая наука — топонимика.
Попробуем и мы внимательно всмотреться в названия мелитопольских улиц, послушать, например, их рассказ о недавнем героическом прошлом, о тех, чьими именами названы наши улицы.
Дважды таран
Во всех воинских частях Советских Вооруженных Сил каждый день завершается традиционной проверкой. Выстраивается вечером и личный состав одной из эскадрилий н-ской авиачасти, «Лейтенант Лисконоженко», — выкрикивает старшина. В ответ четко и торжественно звучит голос лучшего воина подразделения: «Герой Советского Союза лейтенант Лисконоженко погиб смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины».
Смотрят безусые бойцы на фотографию молодого парня в летной форме, и, пожалуй, не один из них задумывается: где и когда начиналась жизнь героя, какими путями шел он навстречу своему подвигу?
… В тревожном 1919 году в украинской семье Лисконоженко родился пятый ребенок. Малыша назвали Колей. Времена были тяжелые. Тащились изо всех сил, помогали друг другу. Жизнь шла. Николай учился в 18-й мелитопольской школе, затем в фабрично-заводском училище, и вот он уже стоит у станка паровозного депо. Рабочая профессия дает уверенность, возможность ощутимо помогать семье … Был он доволен? Да, безусловно.
Но где-то в глубине души родилась и жила мечта: летать. С газетных страниц смотрели улыбающиеся лица пилотов — спасателей челюскинцев. «Республике Советов — надежные красные крылья» , «50000 комсомольцев — в ряды воздушного флота» — призывали яркие лозунги.
Гремели на всю страну имена Валерия Чкалова и его отважных друзей. В Мелитополе в это время открылся аэроклуб. Его маленький учебный самолет У-2 дал путевку в небо не одному десятку смельчаков. Пройдет время — и многих из них Родина почтит высокими наградами и званиями, многие из них встретит свою смерть в дымном небе войны. А пока… Пока Николай после работы, впопыхах поев, спешил на занятия в аэроклуб, его настойчивость и рвение принесли первые скромные успехи, похвалы инструкторов.
Осенью 1936 года он окончательно выбрал свой путь: подано заявление, и вот уже на нем новая, хорошая форма курсанта летного училища. Полеты, изучение техники — потянулись будни военного обучения. Суровый экзамен наступил июньским утром 1941 года…
Вражеские полчища бешено рвутся в Москву и Ленинград. Армады самолетов сбрасывают тысячи тонн взрывающегося металла. Гитлеровский сапог уже топчет древнюю новгородскую землю. Опьяненные успехами, фашисты возле села Малая Вишера идут в «психическую атаку». Она стоила врагу трех тысяч убитых. Фашистам приходится окапываться. Советское командование решает в это время нанести силами пятьдесят второй армии контрудар и освободить Маловишерский район. В этом наступлении немаловажная роль отводилась авиации. Разведка укреплений и сил врага, штурм его позиций, прикрытие наземных войск — работы нашим пилотам хватало, тем более, что численно авиация врага значительно превышала нашу.
Открытая землянка на окраине Каменки — армейский командный пункт. Генералы Клыков и Писарь согласовывают детали будущего наступления. Сообщения с поста наземного наблюдения: " Большая группа бомбардировщиков Ю-88 под прикрытием истребителей МЕ-109 идет курсом на восток«. Минутой позже в расположении одной из эскадрилий прозвучала команда: «Звено лейтенанта Лисконоженка — на взлет!»
Тройка истребителей рванулась в мглистое осеннее небо. Трудно сказать, о чем думал тогда 22-летний комсомолец Николай Лнсконоженко. Пожалуй, о следующем бое, о боевой машине… А может, о празднике Октября, который приближался, о товарищах. Это был только четвертый его боевой вылет. Он не знал, что пятого вылета уже не будет, что часы на доске приборов считают не только летные минуты, но и время до его подвига и бессмертия.
Вспоминает очевидец боя — генерал-лейтенант Клыков:
На большой высоте наше звено ведет бой с шестеркой истребителей врага… Вдруг один из наших орлят отделился и ринулся вниз. Нам показалось, что его подбили. Но он с высоты бросился на бомбардировщик, который проходил ниже, ударил пропеллером и отрубил ему хвост, «Юнкерс» загорелся и упал вниз… Строй бомбардировщиков нарушился, они повернули назад, сбрасывая куда попало бомбы.
А «орленок» поднимался свечой вверх и сразу же был атакован тремя самолетами. Летчик не стрелял, видимо, закончились патроны. Он бросился на ближайший к нему истребитель на таран… После удара гитлеровец падает, а в нашу сторону с резким снижением шел наш самолет.
Выжимал последние силы поврежденный мотор. Сжав слабеющими руками штурвал, Лискевоженко вел самолет на посадку. Вот уже шасси коснулось заснеженного поля. Вдруг резкий толчок: предательски скрытый под снегом пень. Ударившись головой о прицел, Николай потерял сознание.
Пилоты, окружив самолет, увидели, как из кабины осторожно выносят их любимца Николая Лисконоженка. Кровь заливала тикающие по-прежнему часы. Ранения в грудь, плечо и голову оказались слишком тяжелыми. Он умер в тот же день в полевом госпитале.
Война стала страницей истории. Историки пишут, что большинство воздушных таранов приходится на первые, наиболее трудные месяцы войны. Н. Г. Лисконоженко совершил, пожалуй, впервые в истории авиации два тарана в одном бою. А в наградном листе было коротко записано: «Он выполнил свой воинский долг… достойный присвоения звания Героя Советского Союза».
Несется по железным дорогам страны тепловоз имени Николая Лисконоженка, комсомольская бригада слесарей депо выполняет норму за Героя. В мае 1965 года мелитопольцы, почитая своего земляка, дали его имя улице в южной части города. Они сейчас рядом — улицы, носящие имена советских соколов, мелитопольцев Н. Г. Лисконоженко и соратника Чкалова А. В. Белякова. А за много километров отсюда новгородские пионеры приносят цветы к могиле Н. Г. Лисконоженка и присягают быть такими, как он.
9 апреля 1941г. на заседании у Сталина генерал-лейтинант Рычагов сказал “товарищ Сталин вы заставляете нас летать на гробах”, через два с половиной месяца он был арестован, а потом расстрелян вместе с женой.
В 1941-1942м годах советские истребители были абсолютно беспомощны. Немецкие истребители легко уходили из под атаки за сет преимущества в скорости, немецкие бомбардировщики были бронированы и неуязвимы для пулеметов 7.62 которыми вооружались и-16. Зато советские летчики были герои готовые зубами рвать врага.
Героизм одних это всегда следствие преступной халатности или некомпетентности других.
“…преступной халатности и некомпетентности других…” Именно тов. Рычагов был преступно некомпетентен, именно он приказал снимать радиостанции с самолетов, как мешающие пилотажу, именно он, боясь аварийности, запрещал в училищах высший пилотаж, именно он был поборником трехсамолетного звена и плотных боевых порядков истребителей… За что и был расстрелян.
И-16 тип 24 – вооружение: две 20мм пушки ШВАК плюс два 7,62мм скорострельных пулемета ШКАС, плюс мощный мотор М-63, плюс отличная маневренность… Вполне себе на уровне машина на первое время.
А Сталин, ну конечно лично сажал пилотов в гробы и заставлял на них летать. Прежде, чем Рычагову ляпать такое в лицо Сталину, нужно было сто раз подумать, но он был тупым, за что и поплатился.