Мат в два хода: как «Мурманск-БН» нейтрализует силы НАТО за минуты
Современную войну с хорошо оснащенным противником ни один род войск, действуя в одиночку, выиграть не может. Таково правило организации боевых действий как на их отдельных оперативно-тактических участках, так и по стратегическим направлениям в целом. В разрезе использования современной электроники, средств поражения и разведки радиоэлектронная борьба приобретает особую ценность.
В связи с тем, что технологии, внедряемые в российские комплексы РЭБ, всегда были одними из передовых, у наших военных появилась возможность «глушить» противника не только ради обеспечения безопасности в зоне 100 или 200 километров, но и повлиять на работу систем связи и электронных компонентов его вооружения на расстоянии в несколько тысяч километров.
История вопроса
Возможность воздействовать на противника дистанционно, выводя из строя всю электронику, включая средства наведения и связи, – не фантастика. И хотя процесс нарушения связи, навигации, передачи данных и работы бортовых радиоэлектронных систем на расстоянии в несколько тысяч километров выглядит несколько неправдоподобно, над реализацией этой идеи отечественная военная промышленность работает не первый год.
Еще в Советском Союзе работы по созданию комплексов радиоэлектронной борьбы «на дальних подступах» задумывались с целью использовать электромагнитное излучение против корабельных соединений флотов США и НАТО. Специалисты объясняют, что поначалу для определения целей, задач и данных о местоположении группы кораблей было достаточно средств разведки – радиолокационных станций и спутников. Однако постепенно военные пришли к выводу, что там, где есть разведка и наблюдение, вполне может применяться и радиоэлектронная борьба.
Над созданием универсального комплекса радиоэлектронной борьбы с большой дальностью действия отечественные ученые трудились с середины 60-х. С определенным успехом строились и испытывались комплексы радиоэлектронной борьбы, работавшие в разных диапазонах, но лишь к концу 80-х – началу 90-х были решены проблемы с элементной базой, позволяющей проводить подавление частот противника на больших дальностях.
Практически все было готово к началу производства опытных изделий, но развал СССР и сокращение финансирования практически по всех секторах ВПК остановили процесс создания такого комплекса на стадии чертежей, схем и отдельных узлов.
Изолировать и нейтрализовать
Реализовать задуманное удалось существенно позже, благодаря «упертости и прозорливости» работников ВПК. В 2015 году в ходе проверки боеготовности войск подразделения радиоэлектронной борьбы Северного флота впервые использовали новейший комплекс радиоэлектронной борьбы, построенный не для прикрытия в ближней зоне, а для работы на огромных расстояниях. Если бы изображение мачт и антенн попалось на глаза экспертам в виде трехмерной компьютерной модели, то, скорее всего, оно было бы похоже на снимок из фантастического фильма или скриншот из компьютерной игры.
Комплекс радиоэлектронной борьбы «Мурманск-БН» даже внешне мало похож на то, что для защиты и противодействия противнику используют Сухопутные войска РФ. Некоторые специалисты, комментируя информацию о боевом дежурстве этих комплексов в российской армии, отмечают, что в случае с «Мурманском-БН» речь идет о радиоэлектронном противодействии стратегического назначения. Все дело в том, что главная задача уникальных телескопических антенн и передатчиков комплекса РЭБ – дезорганизация каналов связи и управления на огромных расстояниях.
Дальность действия комплекса, по словам экспертов, – от трех до пяти тысяч километров. Сложно описать в двух словах все последствия нарушения связи группы кораблей, отправленных в поход, однако если авианосная ударная группа будет лишена возможности связаться не только со штабом, но и с кораблями сопровождения, в условиях войны это будет значить, что обнаружение и поражение АУГ останется лишь вопросом времени.
По своей сути «Мурманск-БН» – это универсальный комплекс для радиотехнической разведки и подавления одновременно. Он способен работать не только по кораблям вероятного противника, но и по самолетам-разведчикам. Специалисты отмечают, что по целому ряду составляющих, таких как банк данных сигналов, частота работы, скорость сканирования и подавления частот, российскому комплексу нет аналогов в мире, и в ближайшие несколько десятков лет реализовать что-либо похожее ни у одной другой страны не получится.
Если говорить простым языком, то с помощью этого комплекса РЭБ можно не просто лишить любой военный корабль связи, но и подавить при необходимости системы управления бортовым вооружением. Комплексное применение такого оружия смертельно опасно для любого военного корабля, поскольку даже нескольких минут отказа может быть достаточно, чтобы сначала распознать частоты работы корабля и оборудования, настроиться и подавить их, а затем отработать по цели противокорабельным вооружением.
Своеобразный мат в два хода: сначала изолировать, затем нейтрализовать. «Особенность таких комплексов состоит не только в том, что разработчики и военные знают, как именно происходит избирательное сканирование "боевых" частот противника и их подавление, но и в том, каким образом он (комплекс) работает на таких дальностях», – отмечает в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.
Специалист подчеркивает, что «Мурманск-БН», несмотря на возможности, – лишь первый в целом направлении комплексов радиоэлектронной борьбы, спроектированных и построенных с учетом современной элементной базы и высокопроизводительных систем. По словам источника в военно-промышленном комплексе, в будущем будет возможно создание комплекса дальней радиолокационной борьбы для УКВ-диапазона, с помощью которого при необходимости можно будет подавить вообще любую радиосвязь на больших расстояниях и площадях.
Черноморский колпак
Освоение «Мурманска-БН» специалистами 475-го центра РЭБ Черноморского флота и боевое дежурство комплекса в Крыму началось как раз в тот момент, когда активность флота и разведывательной авиации стран НАТО в Черном море достигла максимальных показателей со времен холодной войны.
Эксперты поясняют, что активность и мероприятия по радиотехнической разведке силами авиации и ВМС НАТО, связанные с наращиванием группировки Вооруженных Сил РФ в Крыму, – это не опасное присутствие военной техники зарубежных государств у границ, а напротив, отличная возможность для специалистов РЭБ Вооруженных Сил РФ пополнить и обновить банк данных о работе зарубежной военной техники и обучить личный состав работе с современной техникой.
Визиты американских эсминцев и флагманского корабля USS Mount Whitney, напичканного средствами РТР и связи, в акваторию Черноморского флота были затеяны неспроста. Усиление группировки войск в Крыму, оснащение современным ракетным вооружением, новыми средствами связи, обнаружения и наведения в перспективе может привести к тому, что любое военное присутствие США и НАТО может быть нейтрализовано за минуты.
Данное обстоятельство крайне тревожит американских военных, а значит, добровольно заканчивать шпионить за российскими военными объектами ВС США и НАТО не прекратят. В этом смысле «Мурманск-БН» не только поможет прикрыть полуостров от радиотехнической разведки США и НАТО, но и позволит при необходимости оказать противодействие «по всем фронтам» – во всем КВ-диапазоне в интересах ударных комплексов.
Специалистами отмечается также, что дальность действия комплекса радиоэлектронной борьбы «Мурманск-БН» сознательно ограничивается отметкой в пять тысяч километров. Если комплекс будет способен на большее и сможет выполнять подавление в КВ-диапазоне на дальности в шесть-восемь тысяч километров, то из Крыма с помощью «Мурманска-БН» можно будет «прощупать» любой военный корабль, находящийся в любой точке Средиземного моря.
Если же разместить такой комплекс в Калининграде, то радиоэлектронным колпаком можно накрыть не только всю Европу, но и «потушить» связь любому военному судну в северной и северо-западной части Атлантического океана. Специалисты и сами военные указывают, что «Мурманск-БН» – это не столько средство противодействия, сколько инструмент по недопущению обмена информацией между самолетами-разведчиками и кораблями любого вероятного противника в условиях боевых действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что российская армия уже на текущем этапе перевооружения располагает современными средствами РЭБ не только в тактической зоне, но и комплексами, работающими по любым направлениям на стратегическую глубину. Это значит, что радиоэлектронные «охотники за информацией», рыскающие у границ России, с большой вероятностью могут стать «добычей» для наших средств обороны на дальних подступах.
Автор: Дмитрий Юров
Мне очень интересно, что перед оператором делает старенький американский сканирующий радиоприемник “ICOM IC-R8500″. Почему бы не взять более современный “IC PCR1500″? А как же “импортозамещение”? А почему, например, не японский фирмы AOR, или немецкий R&S?
К чему это я… Ах да, в современной электронной технике диапазон частот УКВ находится в пределах от 30 МГц (длина волны 10 м) до 3000 МГц (длина волны 0,1 м). Американский “ICOM IC-R8500″ имеет верхний предел 1999,999 МГц. То есть даже не 2!!! Учитывая кучу гетеродинов, этот приёмник имеет ряд “слепых” частот.
Итого, из 3-х гигагерц УКВ диапазона видно только 2 и с большими пробелами.
Видимо нам в некоторых картинках втюхивают дезинформацию.
в кайф