Последняя победа Марины Расковой
8 октября 1941 года, 75 лет назад, был издан приказ НКО №0099 «О формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии».
Три подразделения должны были быть полностью укомплектованы женщинами-добровольцами. К тому моменту на фронтах уже действовали радистки, зенитчицы, санитарки, снайперы, разведчицы. Некоторые особо именитые летчицы, как, например, Валентина Гризодубова, добились для себя исключительного права летать. Но ни до, ни после этого в мире не существовало отдельных женских боевых авиационных подразделений.
Чтобы добиться создания женской авиагруппы, потребовались энергия и положение Марины Расковой — за три года до этого вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко она установила женский мировой рекорд по дальности полета на самолете «Родина». Уже после того как рекорд был установлен, экипажу пришлось пойти на вынужденную посадку. Раскова, занимавшая место штурмана в стеклянной нижней части кабины, по приказу Гризодубовой покинула самолет с парашютом и в одиночестве провела в тайге 10 суток, ожидая спасения. За этот полет она — одной из первых женщин в СССР — получила звание Героя Советского Союза. И именно к ней как к «лицу» женской авиации потянулись с бесконечными просьбами об отправке на фронт женщины — инструкторы авиационных училищ и курсанты аэроклубов после начала войны.
Кредит доверия
Однако в октябре 1941 года речь шла не только о желании оградить женщин от опасности. Еще в начале сентября сомкнулось кольцо вокруг Ленинграда, уже начался первый — самый тяжелый, оборонительный — этап Битвы за Москву: 2 октября в наступление на столицу перешли главные силы немецкой группы армий «Центр». Раскова же просила для своих подопечных не только права летать — она просила для них новых боевых самолетов, которых не всегда хватало и во фронтовых частях. Решение удовлетворить ее просьбу означало невиданный по меркам военного времени кредит доверия.
Для Расковой эта, кабинетная, победа станет последней — почти сразу после окончания подготовки летчиц, 4 января 1942 года, при перелете на фронт ее самолет попадет в пургу и разобьется. Весь экипаж погибнет.
Подопечные Марины Расковой продолжат службу — к концу войны 24 из них получат звание Героя Советского Союза. Еще четыре будут награждены позднее, уже в 1990-е годы, и станут Героями России. Одна из них войдет в историю как самая успешная летчица-истребитель в мире.
Будущие «Ночные ведьмы»
Девушки-офицеры 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка
Всего в состав женской авиагруппы входили три полка — истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Истребительная авиация, предполагающая ведение воздушного боя с самолетами противника, традиционно считалась самой престижной. За право попасть в этот полк отчаянно боролись большинство набранных Расковой летчиц. Пикирующие бомбардировщики, которыми должна была командовать сама Раскова, получили одни из самых современных по тем временам машины — бомбардировщики Пе-2. Но именно ночным бомбардировщикам, воевавшим на тихоходных, фанерных По-2, суждено было вскоре войти в историю под именем «Ночные ведьмы». Полк окажется единственным из трех полков, который до самого конца будет оставаться исключительно женским. Больше всего звание Героя Советского Союза среди летчиц получат тоже именно «Ночные ведьмы».
Однако, прежде чем пересесть в кабины боевых самолетов, всем добровольцам предстояло пройти переподготовку с гражданских самолетов — и больше ста женщин в вагонах-теплушках отправились в авиационное училище под Энгельсом.
Ночное фортепиано
Эту подготовку многие ветераны женских полков позднее приравнивали к фронтовой жизни — Марине Расковой практически в одиночку предстояло за два месяца сделать из добровольцев (многие осенью приходили на пункт сбора, располагавшийся в здании ЦК ВЛКСМ на Лубянке, в элегантных пальто и шляпках, кто-то, наоборот, желая произвести впечатление, — в летных комбинезонах) командиров, способных встать плечом к плечу с мужчинами, которые к идее формирования женских полков относились с известным скепсисом. Раскова не давала своим подчиненным спуска, но и сама нервничала — жаловалась заместителю, что начала курить, и обещала, что бросит после войны. Напряжение снимала с помощью музыки — авиагруппу расквартировали в старом спортзале училища, там же стояло никому не нужное фортепиано. Раскова хорошо играла, и по ночам в притихшем зале звучали ее любимые Брамс и Глинка.
«А что, мне не идет?»
Проблема была не только в том, что физические нагрузки даже в штатных ситуациях порой превосходили женские возможности, — по воспоминанию летчиц, служивших в полку пикирующих бомбардировщиков, когда они всё-таки получили самолеты, пилоту при взлете приходилось опираться на спину сидящего за ней штурмана, чтобы оторвать от земли почти шеститонную машину. К этому большинство добровольцев были готовы, но война вообще не создана для женщин — и в особенности в быту. Долгожданная форма, превращавшая их — наконец-то! — в настоящих военнослужащих, большинству оказалась велика. Настолько, что одну из девушек-техников подруги одели в выделенные ей брюки с головой и, завязав их на макушке, привели к Расковой. После этого форму летчицам заменили.
Но желание приукрасить однообразную военную одежду Раскова у своих подопечных истребляла еще долго. На одном из утренних построений она вызвала из строя невысокую светловолосую девушку, прической и хрупкостью напоминавшую популярную тогда артистку Любовь Орлову. На плечах у нее красовался белый овечий мех — ночью она тайком спорола его с зимних унт. На вопрос командира «Что у вас на плечах?» летчица кокетливо ответила: «Мех. А что, Марина Михайловна, мне не идет?»
Такой большинство однополчанок запомнили Лидию Литвяк, спустя полтора года одержавшую 12 личных побед в воздушных боях. Ей было 20 лет.
Горящий Сталинград
Сталинград
Первоначально полки были укомплектованы женщинами полностью, включая командный и технический состав, два из них — истребительный и пикирующих бомбардировщиков — за годы войны стали смешанными. Но были среди воспитанниц Расковой и те, кто, напротив, перешел в мужские полки.
К началу 1942 года женщины-добровольцы окончили подготовку, а в июле того же года авангарды немецких частей вышли к рекам Чир и Цимла — началась Сталинградская битва. Острее всего защитники города нуждались в противотанковой и зенитной артиллерии, а также в истребительной авиации, которая могла бы прикрыть Сталинград от немецких бомбардировщиков. В сентябре было принято решение отправить туда одну из эскадрилий женского истребительного авиаполка, до сих пор находившегося в тылу в составе ПВО, — восьми женщинам предстояло не только принять участие в крупнейшем сражении Великой Отечественной, но и впервые встать в строй вместе с мужчинами, справедливо считавшими истребительную авиацию отнюдь не женским делом. В их числе на передовую прибыли Лидия Литвяк и ее будущая подруга — 25-летняя Екатерина Буданова.
Когда командование мужского полка отказалось выпускать девичий состав в бой, именно Буданова вызвалась провести с командиром полка учебный бой, по результатам которого их допустили к полетам, а Лидия Литвяк в одном из первых же вылетов одержала первую «женскую» победу в небе над Сталинградом. Постепенно эскадрилья распалась: кто-то из девушек был сбит и погиб, одна из них попала в плен и погибла там, кого-то вернули в тыл по болезни. Буданова и Литвяк вместе прошли всю Сталинградскую битву и, когда после ее окончания вышел приказ об отправке летчиц обратно в женский полк ПВО, добились разрешения остаться в ставшем им своим 73-м гвардейском авиаполку. Изящная и женственная Литвяк, оставаясь верной себе, к тому времени нарисовала на борту самолета белую лилию — и получила прозвище Белая Лилия Сталинграда, а Екатерина Буданова стала ведомой командира полка.
Гвардии старший лейтенант Лидия Литвяк
Скрывшаяся в облаках
Оставшись в гвардейском полку, Буданова и Литвяк получат почетное у летчиков звание «свободные охотники» — это вылетающие в одиночку или в составе пары, часто без конкретного задания. Про них напишет «Огонек», Самуил Маршак посвятит Будановой стихотворение.
Лидия Литвяк проведет на фронте чуть меньше года — за это время она одержит 12 воздушных побед, встретит мужа (своего ведущего Алексея Соломатина) и станет свидетельницей его гибели. Дважды будет серьезно ранена и потеряет последнюю оставшуюся с ней подругу — Екатерина Буданова в июле 1943 года вступит в бой с тремя истребителями противника, успеет сбить один из них и повредить второй, но сама получит смертельное ранение.
1 августа 1943 года самолет Литвяк во время вылета за линию фронта будет атакован немецким истребителем — летчица на глазах у ведомого направит поврежденный самолет в облако, из которого больше так и не появится. 18 августа 1943-го ей исполнилось бы 22 года.
Ее бессменный техник Инна Паспортникова, прибывшая с ней из того же училища под Энгельсом, будет искать могилу командира следующие 20 лет. Захоронение найдут только в 1962 году — тогда же Лидия Литвяк перестанет считаться пропавшей без вести. В 1990 году ей будет посмертно присвоено звание Героя России. Буданова, сбившая 11 самолетов, получит награду в 1993 году и станет второй по результативности женщиной-истребителем в мире — после Лидии Литвяк.
Женские авиаполки просуществуют до победы и будут упразднены в 1945 году. К этому моменту 586-й истребительный авиаполк совершит 4419 боевых вылетов, 587-й полк пикирующих бомбардировщиков (позднее — 125-й гвардейский имени Марины Расковой) — 1134 вылета; 588-й (позднее — 46-й гвардейский) полк «Ночных ведьм» — 23 672 ночных вылета. И до самого конца войны, по воспоминаниям ветеранов, большинство летчиц будут держать в кабинах своих самолетов портрет Марины Расковой.
Есть женщины в русских селеньях
………………………….
и мессер немецкий собьёт