Правильно ли мы понимаем сказки? Символизм сказаний. Времена года и стихии
В русских сказаниях почти каждое слово несёт определённое значение. Нам и невдомёк, что речи героев, их поступки и задания, которые они выполняют по чьему-либо поручению, должны иногда восприниматься не буквально, а символично. Порой даже «декорации» повествования – время года, лес или болото, обстановка избы – могут нести смысловую нагрузку.
Вот, например, времена года символизировали творческий и созидательный путь: от молодости-весны, до глубокой старости-зимы. Они расскажут о душевном состоянии героя или о тех морально-нравственных изменениях, которые его ждут. Различные стихии олицетворяли деятельность и характер персонажа: лёгкий, как воздух или разрушительный, как огонь.
Давайте рассмотрим символизм времён года.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/aad0d075c1573b563457a9a51d78b6cc.jpg
Осень. В это время с полей собирался урожай, устраивались богатые празденства – свадьбы, ярмарки и другие праздники. Поэтому для славян одним символом осени стало изобилие и богатство.
Также в эту же пору улетают на юг птицы, деревья теряют листву, а некоторые звери ложатся в спячку. И осень стала олицетворять закат, угасание жизни – приближение старости и пожинание плодов предшествующей жизни.
Но старость – это ещё и глубокие размышления о жизни. Это успокоение после работы и покой в душе. От этого Осень-старость подразумевала мудрость, глубокомыслие. Не зря избушку Бабы Яги художники часто изображают в осеннем лесу.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/57f7eca7d1b022a07ab1157e4c7b94af.jpg
Зима. Природа замирает, затихает и обволакивается белым, чистым снегом. День очень короток, а тёмная ночь морозна и длинна.
Главные атрибуты зимнего времени – белый снег, холод и тьма – наводят на мысли о смерти природы. А с наступлением весны все в мире опять пробуждается. Поэтому зима стала олицетворять: смерть или сон, очищение от старого опыта и обновление. Недаром именно Морозко наделён правом губить нерадивого персонажа и давать новую жизнь положительному герою.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/96d851ade99d14f33d94fab6cb6113c1.jpg
Что олицетворяет весна, всем давно известно – пробуждение природы и души человека. Также она знаменует радость жизни, новые начинания, благоухание и цветение. Во многих сказках добро приходит с весной.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/c4f579c6a140773ea7f6e1b7fde34bf0.jpg
Лето. Это время цветения жизни и тяжёлых трудов. В поле разгар работ, а в природе птицы и звери кормят своих детёнышей. Поэтому лето – символ солнца и жизни, символ моральной зрелости человека и расцвета его физических сил.
Славяне выделили в природе 4 стихии: земля и воздух, огонь и вода.
Стихия Земли мыслилась славянам сферой человеческих дел и творчества. Ведь всё, что нужно для работы и творчества (рабочие и музыкальные инструменты) невозможно создать без физических материалов.
Земля была символом рождения и перерождения – она принимает тела животных и растений и трансформирует их в новую жизнь. Её называли Матерью, её любили и поклонялись ей (вспомните множество праздников, посвящённых ей, и обычай целовать землю). Находя различные драгоценные камни и металлы в земле, славяне верили в её способности одаривать трудолюбивых людей.
Стихия Воздуха – это сфера души и мыслей человека. Как ветры приносят на землю дожди или ураганы, так и мысли то вдохновляют, то угнетают человека. Поэтому Воздух казался славянам пульсом и дыханием Земли, всей жизни на ней и наших душ. Воздух связывал Землю с божественным небом, и мог проносить людям вести, провидения, свежие мысли и вдохновения.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/581387e41c4d6a59c1c79408545e7d43.jpg
Стихия Огня – символ направленности человеческой души в разрушительную или созидательную сторону. Также Огонь означал разрушение или очищение.
К нему было особое отношение. Его сравнивали с Солнцем, его уважали, но одновременно и остерегались – ведь если не уследить за ним в очаге, может вспыхнуть пожар. Ещё более разрушительны лесные пожары или те, которые возникают от молний. Неуправляемый и всепожирающий характер такого огня стал символизировать буйную разрушительную силу. (Это относится и западным народам – их огнедышащие драконы несут лишь разрушение)
Тем не менее, наши предки чаще изображали Огонь символом не разрушения, а созидания. Они видели в нём огромную животворящую силу. Огонь дарит тепло и свет, даёт золу, которой можно удобрить почву, он уничтожает болезни (раньше с холерой и чумой боролись только с помощью огня). Очаг был сердцем дома. Он и согревал, и готовил пищу, и уничтожал всякий сор…
СтихияВоды, как и Воздуха, была сферой души человека, но она имела не вдохновляющий характер, а очищающий.
Почему славяне сравнивали душу с водой? Человеческая душа отражает действительность, как и поверхность воды. Душа также переменчива, как текучая вода. Душа, как и вода, может быть тёмной и мутной, чистой и сверкающей.
Стихию Воды славяне почитали особо. Ей приписывали способность хранить в памяти все события, оживлять и умерщвлять, очищать и нести божественную истину.
Благодаря своему жизнелюбию и оптимизму, славяне видели мир вокруг себя полным жизни и сознания. Себя они мыслили маленькими частичками этого прекрасного мира, детьми своей Земли и всей природы.
Сегодня в школе сказки “изучаются” очень поверхностно,вскользь( если вообще изучаются)…а ведь в них столько Мудрости зарыто…Детям надо не просто читать сказки,но по мере их взросления раскрывать их сакральный смысл…для этого нужно другое умонастроение и родителей,и учителей…Почему-то принято считать,что сакральный смысл – это удел давно прошедших времён…мифы…Сакральность,познание того,что сокрыто в ГЛУБИНЕ,настраивает на размышление и является узелками,связывающими настоящее и прошлое…( с удовольствием заменила бы в школах беЗтолковую и лживую историю на изучение сакрального смысла сказок…
Горно-алтайцы считают, что мать-землю оплодотворяет Ах-Хутай огромный белый сперматозоид.
А у славян кто оплодотворяет землю?
Земля же не гермафродит?
Вот нашёл в нете древнее заклинание-замаскированное под песню.
Вижу я белый шатер,
Вкопан осиновый кол,
Медвежьи шкуры вокруг,
У входа магический круг.
В шатре одноглазый шаман.
Табачной воды чан.
Плетет узловатую плеть,
Плюет за плечо на смерть..