Большой Камень под «Адмирала Лазарева»
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (проект 1144 «Орлан») и плавмастерская ПМ 74 (слева направо) на «Дальневосточном заводе «Звезда»
Тяжелый атомный ракетный крейсер против «Газпрома» и «Роснефти»
Находящийся на Дальнем Востоке в рабочей поездке президент РФ Владимир Путин посетил одну из самых крупных строек региона — новую гигантскую верфь судоремонтного завода «Звезда» в бухте Большой Камень. Здесь будут строить сложнейшую морскую технику любых характеристик и назначений. Прежде всего — для освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Крайнего Севера. В том числе ледоколы, газовозы, супертанкеры водоизмещением до 350 тысяч тонн, огромные буровые установки и платформы, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 000 тонн. Для этого в Большом Камне к 2018 году предусмотрено построить два крупнейших сухих дока.
Глава государства принял участие в церемонии закладки плавучего дока и в подъеме флага на только что сданном корабелами многофункциональном танкере ледового класса «Роснефть Сахалин». А потом неожиданно заявил: «Поговорим с коллегами, как это предприятие сможет помогать в строительстве, обеспечении деятельности Военно-Морского флота на Дальнем Востоке».
Тот факт, что в этот момент рядом с президентом стояли заместитель министра обороны Юрий Борисов и Игорь Вильнит, генеральный директор центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», специализирующегося на строительстве атомных подводных лодок, на мой взгляд, свидетельствовал, что заказы военных на новом предприятии явно будут не второстепенной задачей. Но прежде, чем попытаться понять, что это могут быть за заказы, стоит немного рассказать о самом заводе «Звезда».
Вообще-то это предприятие начало работу еще в 1954 году. И с той поры уже больше полувека как раз интересы Тихоокеанского флота в основном и обеспечивает. Ремонтирует атомные и дизельные подводные лодки, проводит их модернизацию. А в последнее десятилетие и утилизирует отслужившие свое атомоходы. И даже извлекает из них отработанное ядерное топливо. Так что на «Звезде» военные и без вмешательства Путина давно уже не чужие.
Танкер ледового класса РН Сахалин на стоянке судоремонтного завода Звезда
Другое дело — та самая суперверфь, на строительство которой и привезли президента. Она находится на территории завода и на прилегающих площадках и даже названа почти также — СК «Звезда». Основные заказчики — ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Совкомфлот». Они совместно с корейской кораблестроительной компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME), ведущим мировым производителем в этой области, в 2013 году образовали консорциум для создания на российском Дальнем Востоке крупнейшего мирового судостроительного кластера. Такому составу участников стройки интересы Минобороны РФ действительно могут показаться не главными. Если не вмешается президент. А он уже, выходит, прилюдно пообещал вмешаться.
Что, российским военным мало уже существующих производственных мощностей «Звезды»? Для тех задач, которые здесь сегодня решаются, достаточно, видимо, и прежних возможностей. Но на Тихом океане у нас есть объект, который, очевидно, не ввести в строй без новых огромных доков и современных цехов. Как раз таких, которые и строят на новой верфи.
Речь — о тяжелом атомном ракетном крейсере (ТАРКР) «Адмирал Лазарев» (до мая 1992 года — «Фрунзе»). Втором из четырех проекта 1144 «Орлан». Спущенный на воду в 1981 году, он с 1999 года в полной безвестности о своей дальнейшей судьбе потихоньку ржавеет у пирса в базе Тихоокеанского флота в бухте Абрек.
Лет двадцать назад считалось, что на ремонт и возвращение в боевой строй «Адмирала Лазарева» необходимы примерно 7 миллиардов рублей. Сумасшедшая в те времена для нашего Министерства обороны сумма. Найти ее никто и не попытался, поэтому единственный тихоокеанский ТАРКР потихоньку готовили к утилизации. Но видимо где-то в верхах оставались здравомыслящие люди, которые этому противились. Их усилиями кое-какие финансовые крохи для поддержания корабля в законсервированном состоянии к лету 2000 году разыскали.
Но ни о каких вменяемых перспективах тогда не было сказано ни слова. Потому что на Дальнем Востоке даже и при наличии денег ремонтировать атомный ракетный крейсер было негде. Уже упомянутый завод «Звезда» мог принять в свои стальные объятия объекты доковым весом не более 19500 тонн. ТАРКР проекта 1144 в эти параметры не вписывается. И его принялись готовить к утилизации. Для начала в 2004 году из корабля выгрузили атомные энергетические установки.
Судьба двух других ТАРКР — «Адмирал Ушаков» (до 1992 года — «Киров») и «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин») — в те годы тоже была незавидной. Первый поставили было в 2001 году на ремонт в Северодвинск, но быстренько едва начавшиеся работы свернули, через год вывели его из состава флота и тоже заговорили о списании в утиль. Второй бессильно хватался за причал там же. И тоже ждал бесславного конца. Исключение составлял только самый новый из «Орланов» — «Петр Великий», ресурс которого тогда еще позволял ему полноценно нести службу на Северном флоте.
Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Ушаков"
Но времена меняются. В оборонном бюджете России завелись немалые деньги и, во всяком случае, для «Адмирала Нахимова» все счастливо переменилось. В 2013 году Севмаш заключил с Министерством обороны контракт на модернизацию и ремонт этого корабля. Если все пойдет по плану, к 2018 году «Адмирал Нахимов» станет настоящим обновленным ракетным линкором. Вместо прежних 20 пусковых установок исключительно противокорабельных ракет П-700 «Гранит» на нем будут стоять 80 универсальных пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Оникс» и ставшего знаменитым на весь мир после удара по целям в Сирии комплекса «Калибр-НК». Чего именно и сколько — в зависимости от задач, поставленных на конкретный поход в океан.
Это радикально поменяет боевые качества и возможности «Орлана» номер три. Кроме борьбы с авианосцами противника он будет способен наносить и массированные высокоточные удары по береговым целям с дистанции в тысячи километров.
Принципиально иным станет и ПВО ТАРКРа. Вместо двух систем ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» на «Адмирал Нахимов» планируется установить ЗРС «Редут-Полимент» (корабельный аналог ЗРС С-400 «Триумф»). Пока, правда, с этим оружием на флоте большие трудности. Но к 2018 году, когда модернизированный крейсер покинет заводской причал, проблемы, будем надеяться, останутся позади.
Уже решено, что следом за «Нахимовым» на трехлетнюю модернизацию в Северодвинск встанет «Петр Великий».
Увы, в этом ряду уже точно не найдется места «Адмиралу Ушакову». В августе прошлого года принято окончательное решение об его утилизации. И процесс, как любил говаривать один наш прежний лидер, уже пошел.
Казалось бы, туда же дорога и «Адмиралу Лазареву», ведь он моложе «Ушакова» всего на четыре года. На Дальнем Востоке его нигде, повторяю, до сих пор не ждут. А отправить и этот ТАРКР в Северодвинск, когда оттуда году эдак в 2022-м выйдет обновленный «Петр Великий»? Но как это сделать? Тащить огромный обездвиженный корабль на буксирах через Берингов пролив, а потом — Северным морским путем? Слишком опасно. Льды в Заполярье хоть и тончают в последние годы, но не настолько, чтобы гарантированно не повторить судьбу славного парохода «Челюскин».
Тем не менее, с «Адмиралом Лазаревым» в последние годы стали происходить странные вещи. В 2014 году обезображенный временем и отсутствием хоть какого-то ухода крейсер внезапно взяли на буксир и отвели в доковый ремонт в 30-й судоремонтный завод в дальневосточном поселке Дунай. На первый взгляд, бездумно затратили миллионы на обреченный корабль. Тем более, что вспыхнувшие было надежды Главный штаб ВМФ в июне 2015 года потушил мгновенно и решительно: «Решение о возвращении в строй атомного крейсера „Адмирал Лазарев“ так и не принято. По всей видимости, корабль придётся утилизировать в следующем году».
И что? Тот самый «следующий год» уже клонится к закату, а даже про конкурс на утилизацию старого крейсера еще не объявлен. Выходит, не все так однозначно? Решение о ремонте и модернизации «Адмирала Лазарева» нет, но нет и решения о его утилизации. Значит, надежда сохраняется? На что?
Не на то ли, что сегодня вовсю кипит работа на берегу Большого Камня и уже к 2020 году на новой верфи запланировано спустить на воду 115 судов различного назначения? Логично предположить, на мой взгляд, что в этом гигантском производственном «муравейнике» попытаются найти место и «Адмиралу Лазареву». Иначе неясно, о какой помощи судостроителей Большого Камня «в строительстве, обеспечении деятельности Военно-Морского флота» обещает с кем-то поговорить президент.
А что с Ушаковым?