Ольга Васильева: «Леность – основа порока»

1489 0

Накануне начала нового учебного года министр образования и науки РФ Ольга Васильева провела Общероссийское родительское собрание. По её ответам на вопросы родителей школьников можно составить представление о том, какими будут приоритеты Минобрнауки в самом ближайшем будущем.

О сохранении курса

Ольга Васильева: Леность – основа порокаОльга Васильева заверила родителей школьников, что резкой смены курса в сфере образования вверенное ей ведомство не планирует. По её словам, образование – область, не требующая преобразований, в ней должны быть «только поступательные движения». При этом постоянно должны проводиться анализ и оценка, а двигаться вперёд нужно непременно с использованием лучшего опыта.

Другое дело, что во многих направлениях работа самой системы образования явно нуждается в совершенствовании. Так, по мере реализации программы строительства новых школ планируется к 2025 году избавиться «не только от третьей смены, но и от второй». Кроме того, предусмотрен постепенный отказ от шестидневной рабочей недели – кроме, разумеется, старших классов, учебную программу которых невозможно вместить в пять дней.

Решение многих «наболевших» проблем, по мнению Васильевой, вполне под силу школам и не требует вмешательства «сверху». Например, многие родители жалуются на избыточное количество уроков физкультуры в учебной программе. Ольга Васильева считает, что школы могли бы справиться с проблемой творчески и заменить один из трёх уроков, к примеру, ритмикой, ведь и так мало делается «для художественного и музыкального воспитания наших детей». Для того, чтобы ввести подобные уроки, школе необходимо только желание и творческий подход.

О «качественном углублении» ЕГЭ

Ольга Васильева: Леность – основа порокаОльга Васильева в очередной раз повторила уже растиражированный большинством СМИ тезис о недопустимости «натаскивания» выпускников при подготовке к ЕГЭ во внеурочное время. По её словам, подготовка к сдаче выпускного экзамена должна начинаться в первом классе и заканчиваться вместе с окончанием школы, то есть ученик, освоивший школьную программу, должен быть в состоянии сдать экзамены без дополнительных усилий. По мнению министра, школьное внеурочное время должно быть посвящено дополнительному развитию и воспитанию детей, а не подготовке к экзаменам. Родителям, конечно, невозможно запретить использование всевозможных консультантов и репетиторов, «натаскивающих» на сдачу ЕГЭ. Но, подчеркнула Васильева, это «абсолютно другой жанр»: ребёнок, не освоивший в полной мере школьную программу, вряд ли сможет полноценно обучаться по программе вуза, в то время как у школьника, готового к учёбе в вузе, не будет никаких проблем со сдачей ЕГЭ.

При этом к ЕГЭ как к механизму оценки знаний Васильева относится хорошо: «ЕГЭ – важное социальное завоевание, потому что оно даёт возможность ребятам из очень далёких регионов поступать в лучшие вузы. Но нужно идти по пути улучшения и совершенствования, качественного углубления самого содержания ЕГЭ».

Ольга Васильева сообщила, что в этом учебном году будут отменены тестовые (выбор правильного ответа из предложенного набора – profiok.com) задания ЕГЭ по физике, биологии и химии. На экзаменах по русскому языку и литературе в девятых классах впервые будет введена устная часть. Если эксперимент себя оправдает, подобные изменения впоследствии коснутся и старших классов.

О детском отдыхе

Ольга Васильева: Леность – основа порокаПосле летней трагедии в Карелии на Сямозере, когда из-за формального подхода к организации детского отдыха погибли 14 детей, правительство решило сосредоточить проверку детских лагерей и все функции по организации отдыха детей в руках одного ведомства – Министерства образования и науки. Соответствующий законопроект уже подготовлен и предполагается, что после его утверждения закон вступит в силу с января 2017 года. Будут ужесточены требования к детским учреждениям, а в закон «Об образовании» предстоит внести дополнения, позволяющие отнести программы детского отдыха и оздоровления к разряду программ дополнительного образования. Выдавать лицензии детским лагерям тоже отныне будет Минобрнауки.

Ольга Васильева пообещала, что её ведомство сделает всё для того, чтобы детский отдых был «полноценным и безопасным». «В Карелии слишком много проблем скопилось в одной точке, – объяснила глава Минобрнауки. – Теперь есть ответственное ведомство и конкретный человек, который за это отвечает, так что можете быть спокойны» (Неужели мы узнаем ФИО, критерии и меру ответственности? Или министр имела в виду себя? – profiok.com)

О трудовом воспитании и профориентации

Ольга Васильева: Леность – основа порокаОльга Васильева сообщила, что Минобрнауки заканчивает разработку методических рекомендаций по организации трудовой деятельности школьников. Эти рекомендации будут введены со следующего учебного года, однако, по словам Васильевой, «никто не мешает заниматься этим уже сейчас».

«Без навыка трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от своего труда, невозможно жить, – считает Ольга Васильева. – Семья и школа должны воспитывать трудолюбие с малых лет и с первых дней». И даже несмотря на то, что федеральной программы, регламентирующей развитие агропромышленных видов деятельности школьников и введение в школах производственных бригад, пока нет, ничто не мешает школам начинать эту работу самостоятельно, а Минобрнауки будет таким школам помогать. «Леность - основа порока. Человек должен трудиться – душой, руками и головой», – заключила Ольга Васильева.

Кроме того, считает Васильева, школам следует больше внимания уделять профессиональной ориентации старшеклассников. По её словам, все условия и механизмы для этого есть, главное – «захотеть это делать». Ольга Васильева пообещала, что Минобрнауки будет «заставлять эти механизмы работать».

Об интернете и активной деятельности

Ольга Васильева посоветовала родителям школьников ограничивать время, которое их дети проводят в сети, и заменять его «активной деятельностью, спортом и музыкой». Здесь, по мнению Минобрнауки, важны совместные действия семьи и школы. В российских школах в обязательном порядке будут проводиться уроки безопасного поведения в интернете. Кроме того, во время пребывания ребёнка в школе его можно «отвлекать от постоянного желания сидеть всё время в сети». Но за школьными компьютерами дети и так проводят намного меньше времени, чем за домашними, поэтому родителям стоит задуматься, как ограничить время, которое их чада тратят на компьютерные игры и общение в соцсетях.

О престиже учителя

Ольга Васильева: Леность – основа порокаВопрос о том, не планируется ли разработка закона о защите профессиональной чести и достоинства учителей, кажется, немного вывел Ольгу Васильеву из себя. По крайней мере, отвечала она весьма и весьма эмоционально. Если коротко, то суть ответа сводилась к следующему: работайте как положено, и будет вам почёт и уважение.

По мнению Васильевой, настоящий учитель не нуждается в дополнительных правовых нормах защиты. Честь и достоинство всех российских граждан защищает Конституция, а то, как к учителю относится общество, во многом зависит от него самого. Уважение к учителям – к настоящим, с большой буквы – заложено в человеке. «Как историк я не приведу вам примера ни одной страны ни в одном регионе мира, где бы не было поговорок, которые прославляют учителя», – заявила Васильева.

Но для того, чтобы изменилось отношение к учителю в современном российском обществе, считает Ольга Васильева, учителям нужно начинать меняться. Прежде всего, нужно «сейчас и сразу» перестать воспринимать свою работу как оказание «образовательных услуг». «Мы не оказываем услуги, мы воспитываем и обучаем будущее поколение страны. Сегодня малыши – завтра народ! Не нужны нам дополнительные меры защиты, понимаете? Не нужны! Всё зависит от нас, слышите?» – обратилась Васильева к своим коллегам по преподавательскому цеху. Глава Минобрнауки напомнила, что каждый может вспомнить своих учителей, к которым у него было особое отношение, уважение и благодарность.

Кроме того, по мнению Васильевой, очень важна постоянная профессиональная подготовка учителей, повышение их квалификации. Времена быстро меняются, и чтобы, как и раньше, сельский и городской учитель был самым образованным человеком, современному учителю необходимо «хотеть изменить себя». «Заставлять себя трудиться сложно, – сказала Ольга Васильева, – но слишком многое зависит от личности учителя, от того, как он творит. Я убеждена, что как вы войдёте в класс, как вы скажете первое слово, так всё дальше и пойдёт. Помните: Вы – учителя!»

Впрочем, в деле формирования отношения общества к учителю Ольга Васильева не отрицает, например, роль кинематографа. По её словам, в последнее время «не сняли ни одного хорошего, позитивного фильма об учителях».

Затронула Васильева и роль наставничества в работе молодых педагогов. Она считает одной из задач Минобрнауки создание механизмов наставничества, которые позволили бы, с одной стороны, не растерять бесценный опыт, накопленный пожилыми педагогами, а с другой – освободить рабочие места в школах для молодёжи. Иными словами, учебная нагрузка педагогов с большим стажем будет снижена, но они должны оставаться в школе.

Об обучении родителей

«Сейчас в школы пришли детишки, чьи родители родились в 90-е», – вздохнула Ольга Васильева. По целому ряду причин современные родители нередко нуждаются в психолого-педагогической помощи, для чего во многих регионах страны есть специальные программы по созданию семейных клубов, в которых в равной степени задействованы семья и школа. К примеру, планируется проведение совместных курсов детей и родителей «Моя родословная», работает программа «Российский родительский университет», в рамках которой будет создана сеть центров помощи родителям в воспитании детей. «Учиться нужно всегда», – обратилась к родительскому сообществу Ольга Васильева, подчеркнув, что объединение усилий учителей и родителей должно принести хорошие плоды.

О жизненной философии

Ольга Васильева: Леность – основа порокаКлючевые тезисы выступления Ольги Васильевой мы уже перечислили, но материал не был бы полным без нескольких характерных штрихов.

Будучи профессиональным историком, Васильева большое значение придаёт историческим параллелям, преемственности традиций, наследованию опыта. К примеру, она посоветовала местным организациям и руководству региональных систем образования изучить историю собственного региона: «Самоуправление имеет очень длительную историю, посмотрите, что делали земства в вашем крае, и вы будете удивлены».

В ответ на чью-то реплику о том, что в XXI веке люди стали другими, глава Минобрнауки тут же парировала, что люди остались теми же самыми, «просто изменились декорации, в современном мире они меняются быстро, и к ним надо привыкать».

И, пожалуй, впервые с момента назначения на должность министра образования и науки Ольга Васильева вспомнила, что она – женщина: «Женщины в истории России имеют особое значение, они во многом вытаскивали страну. Нам всё по плечу, надо только начать и делать».

Комментарий profiok.com

Общероссийское родительское собрание 27.08.2015Это было третье по счёту ежегодное Общероссийское родительское собрание, так что нам есть с чем сравнивать. В прошлом году мероприятие проводили Дмитрий Ливанов и певица Валерия, а прозвучавшие тезисы были примерно о том же: школа должна учить и воспитывать, учебники должны быть хорошими, диалог Минобрнауки с родительским сообществом важен и необходим. И даже про чрезмерное увлечение детей гаджетами тоже было: Ливанов тогда посоветовал «увлекать детей чем-то ещё».

Но общее ощущение – конечно, наверняка субъективное – совсем другое. Во-первых, телеведущая Яна Чурикова, входящая в руководство «Российского движения школьников», модерировала дискуссию серьёзно и профессионально – не просто объявляла следующего выступающего, а вникала в суть и задавала вопросы по теме. Во-вторых, несмотря на то, что каждый выступающий считал своим долгом поздравить Ольгу Васильеву с назначением, поток ответных «спасибо» был явно более насыщенным. Васильева благодарила за интересные вопросы, за постановку острых проблем, за то, что родители и педагоги нашли время на эту встречу перед самым началом учебного года, за готовность к дискуссии. Кстати, Ольга Васильева запоминает имена и отчества тех, кто задаёт вопросы (или записывает, неважно, главное – интересуется). Эта её нехитрая, в общем, привычка делает диалоги намного душевнее.

Ольга Васильева: Леность – основа порокаВообще искренность – очень важное качество. На днях в передаче «Люди одной кнопки» на канале «ТВ-Центр» показали кабинет первого заместителя министра образования Наталии Третьяк, где книжные полки сплошь заставлены картонными муляжами собраний сочинений русских и зарубежных классиков: Карамзина, Кафки, Достоевского... Именно эта чиновница не так давно называла проведение Года литературы  «событием национальной значимости». Бутафория, даже качественная, здорово портит впечатление и начисто лишает надежды на глубину содержания. Очень хочется надеяться, что эмоции и ценностные установки нового министра образования – не бутафорские.

Ольга Васильева: Леность – основа порокаКогда Ольга Васильева говорит, что «очень просит» сообщество об обратной связи и обещает, что любые вопросы не останутся «безответными», это звучит вполне искренне. Жаль только, что подчинённые свеженазначенного министра никак не перестроятся: во время онлайн-трансляции модераторы Минобрнауки молниеносно удаляли неугодные сообщения из чата канала, как бы аннулируя призывы своего руководителя к налаживанию обратной связи. Ну, с подчинёнными глава Минбрнауки наверняка скоро познакомится поближе и разберётся. Как и с региональными структурами системы образования: в регионы Васильева пообещала отправиться «очень скоро».

И вот ещё что. Есть ощущение, что все смотрят на Ольгу Васильеву и ждут, когда она обустроит нам систему образования – да так, чтобы всех устраивало. Из выступления министра на родительском собрании стало понятно: так не получится. Работать, меняться, совершенствоваться, становиться лучше, непрестанно повышать свой уровень придётся всем: учителям, чиновникам, работодателям, детям и их родителям. Главное – хотеть и не лениться.

P.S. Некоторые вопросы, прозвучавшие во время родительского собрания, Васильевой за последнюю неделю задавали уже много раз. «Бедным журналистам, наверное, эту фразу уже трудно слушать», – посочувствовала пишущей братии министр, в очередной раз декларируя, что сегодняшние дети – это российский народ завтрашнего дня. Нет, Ольга Юрьевна, нам не трудно – труднее было бы слушать, если бы Вы каждый раз отвечали по-разному. И ещё труднее будет слушать, если вдруг Ваши слова будут расходиться с делом – к чему, к счастью, пока нет никаких предпосылок. 

Источник: profiok.com

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Комментирование закрыто.