Ольга Васильева: Геракл для Авгиевых конюшен?

1490 0

По мере приближения нового учебного года на всех уровнях всё больше говорят об отечественном образовании. Интерес к теме подогревается, во-первых, недавним назначением нового министра образования и науки, во-вторых, грядущими выборами в Госдуму, до которых остаётся чуть более трёх недель. О том, какую стратегию и тактику выберет глава Минобрнауки Ольга Васильева, пока можно только догадываться – как и о том, что из заявлений премьер-министра Дмитрия Медведева можно воспринимать всерьёз, а что относится к традиционному предвыборному популизму. 

Специалисты Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) проанализировали тезисы, прозвучавшие на прошедших в последние дни мероприятиях, чтобы хотя бы контурно вычленить приоритеты, на которых будет сфокусирована государственная политика в сфере образования в ближайшее время.

Инфраструктура и современная образовательная среда

Ольга Васильева: Геракл для Авгиевых конюшен?«Можно повышать требования по различным дисциплинам, по химии или биологии, но без нормальной лабораторной составляющей ни один преподаватель, даже при наличии компьютера, научить химии или биологии не сможет», – заявил Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Ранее на Всероссийском совещании педагогических работников (20.08.2016, РАНХиГС – profiok.com) говорилось о том, что в ближайшие десять лет в России предстоит построить огромное количество школ: количество школьников будет увеличиваться, при этом не просто не хватает новых школьных зданий, но и устаревают и рушатся старые. Соответствующая программа уже реализуется на федеральном уровне, но дело движется медленно, а нормативно утверждённого типового проекта, который мог бы значительно удешевить и ускорить решение вопроса, до сих пор нет. Впрочем, Медведев оптимистично пообещал, что программа по строительству школ будет реализована, «чего бы это ни стоило», причём это будут новые, современные школы, которые прослужат долго и в которых учиться будет «удобно, интересно и безопасно».

Что касается оборудования, то в большинстве школ в регионах учителя пока используют традиционные мел, тряпки и доски, а также глобусы и колбы китайского производства. Дмитрий Медведев рассказал, что как раз перед Всероссийским педсоветом поинтересовался, есть ли в нашей стране предприятия, способные оснастить школы современным оборудованием, и выяснил, что «в принципе есть». «Если это так, мы сделаем ставку именно на российских производителей», – сказал Медведев.

Ещё одна «вечная» проблема – школьные автобусы. Дмитрий Медведев посетовал, что «отлично помнит», как эту проблему уже решили десять лет назад, но – вот незадача! – срок службы автотранспорта для перевозки детей жёстко ограничен законом, поэтому автопарк снова необходимо обновлять. «Скажу откровенно, мы рассчитывали, что регионы более активно включатся в эту работу», – пожаловался глава кабмина и рассказал, что, поскольку многие региональные бюджеты с решением этой задачи сейчас не справятся, 1800 школьных автобусов будут закуплены на федеральные средства. «Автобусы уже идут в регионы. Можете губернаторам передать, чтобы их встречали», – сказал премьер-министр педагогам.

Цифровая образовательная среда

Ольга Васильева: Геракл для Авгиевых конюшен?

Совсем недавно стояла задача подключения всех школ России к интернету. Это, по выражению Дмитрия Медведева, была задача сугубо техническая, и она была успешно решена. Следующим этапом информатизации стала интеграция педагогов в эту коммуникативную среду: учителям пришлось освоиться в интернете. В целом российские педагоги справились и с этой задачей, причём не только молодые, но и зрелые. Теперь же, по словам Медведева, предстоит создать в сети «качественный образовательный контент», которым смогли бы пользоваться и учителя при подготовке к урокам, и школьники, и студенты, и те, кто не может посещать школу из-за проблем со здоровьем. Образовательные ресурсы должны, с одной стороны, быть открытыми, с другой – обеспечивать надлежащее содержание, согласованное с «формальным образовательным процессом». «Самое сложное – каким образом вообще это совместить», – обозначил проблему глава кабмина. Возможно, ответом на этот вопрос станет инициатива создания «Российской электронной школы», выдвинутая педагогами на Всероссийском педсовете.

Дебюрократизация

Ольга Васильева: Геракл для Авгиевых конюшен?

Проблема обилия документов и справок, заполнением которых ежедневно вынуждены заниматься преподаватели, волнует их, пожалуй, даже сильнее, чем невысокие зарплаты. При Дмитрии Ливанове количество таких документов увеличилось в разы.

«Задача школы, задача педагога – учить, а не отчёты писать», – заявил Дмитрий Медведев, пояснив, что полностью освободить учителей от отчётности, конечно, не получится, но сделать отчётность «понятной и без повторов» – задача вполне посильная. Дело в том, что, помимо запросов от министерства образования, школы вынуждены отвечать на огромное количество запросов от других федеральных и региональных ведомств. Попутно выяснилось, что базы данных этих ведомств никак не связаны между собой, что заставляет сотрудников школ вносить одну и ту же информацию в разные базы десятки раз. Более того, зачастую эти ведомства запрашивают у педагогов информацию, содержащуюся в открытом доступе – например, на сайтах школ. Ситуация парадоксальная: казалось бы, внедрение информационных технологий должно способствовать оптимизации работы, а не наоборот. Законопроект, оптимизирующий неупорядоченные запросы в учебные заведения, уже подготовлен Минобрнауки и находится в стадии общественного обсуждения до 2 сентября.

«Всем ведомствам пора научиться пользоваться существующими базами данных и существующими электронными ресурсами, – рассердился Дмитрий Медведев, выслушав жалобы педагогов. – Если базы плохо работают, не сопрягаются с другими базами данных, это означает, что электронный документооборот нормально не работает. Я, конечно, дам поручение Минкомсвязи. Хотя аналогичные проблемы есть и по другим ведомствам, для школ и больниц это вообще нетерпимая ситуация».

Помимо снижения объёма отчётности, предполагается пересмотреть и режим проверок учебных заведений. Понятно, что отказаться от них нельзя, но, по мнению Медведева, можно ограничить количество проверок для хорошо зарекомендовавших себя школ.

Педагоги: престиж, зарплаты, квалификация

Ольга Васильева: Геракл для Авгиевых конюшен?

После знаменитого совета учителям отправляться за большими деньгами в бизнес, вернее, после шумной реакции общественности, Дмитрий Медведев несколько сменил тон. «Задача государства заключается в том, чтобы в максимальной степени способствовать высокой престижности учительской работы – и морально, и материально», – заявил премьер-министр, не удержавшись от замечания, что «в целом ситуация выглядит вполне благопристойно». Он напомнил, что в майских указах 2012 года ставилась задача повышения зарплат учителям – и они действительно были доведены до уровня средней по региону, т.е. указы выполняются. По данным ВЦИОМ, значительно сократилось количество вакансий в российских школах, сейчас их в среднем меньше одного процента. Конечно, молодёжь привлекает не размер зарплаты, а, например, стабильность, что в сложной экономической ситуации немаловажно. Как бы то ни было, в школы потянулась молодёжь, и в этом году количество молодых учителей в российских школах впервые сравнялось с количеством педагогов пенсионного возраста. Однако за статистическими данными теряется реальная картина: во многих регионах учителей по-прежнему не хватает, педагоги перегружены, потому что из-за невысокой зарплаты стараются работать не на одной ставке. Кроме того, так называемая «зарплатная бухгалтерия» сейчас сложна и непрозрачна: учителя не понимают, как распределяются дополнительные выплаты, премии и надбавки. Окончательное решение о схеме оплаты труда учителя должно вызреть в педагогическом сообществе, заявил Медведев, попросив собравшихся подготовить предложения и пообещав их «вне всякого сомнения, учесть».

К слову, если статистика по общеобразовательным школам и «выглядит благопристойно», то зарплаты педагогов в сфере дополнительного образования никто и не думал повышать. Эту проблему также поставили перед премьер-министром. «Придётся сделать самое простое – постараться найти деньги», – обнадёжил Дмитрий Медведев.

Ольга Васильева: Геракл для Авгиевых конюшен?Из выступлений педагогов стало понятно, что проблема кадрового обеспечения школ – комплексная. Например, во многих школах нет вакансий только потому, что пожилые учителя до последнего не уходят на пенсию, ведь размер пенсионных выплат не позволяет им достойно жить. По мнению выступавших, учителей с большим стажем можно было бы переводить в статус наставников, чтобы они не несли учебной нагрузки, но помогали молодым учителям и занимались методической работой.

Наконец, необходимо постоянно повышать квалификацию педагогов. Например, в школах сейчас много детей, для которых русский язык – не родной, а преподавание русского как иностранного или даже просто преподавание предметов на иностранном языке требует от учителя определённых навыков. Особой квалификации требует и работа с детьми с инвалидностью, которые скоро начнут учиться в обычных классах. «Безусловно, национальная система учительского роста нам нужна, причём учитывающая специфику – региональную и индивидуальную», – то ли согласился, то ли обозначил невыполнимость задачи Дмитрий Медведев.

Ольга Васильева, затрагивая вопросы о педагогах, пока говорила, в основном, о миссии, служении и о том, что учитель – «главный человек в процессе образования».

Профессиональное образование

Ольга Васильева: Геракл для Авгиевых конюшен?

«Не так сложно закупить современное оборудование при наличии финансирования – гораздо труднее найти людей, которые умеют и хотят работать на этом оборудовании», – поделился соображениями Дмитрий Медведев. Премьер сделал вывод: необходима модернизация среднего профессионального образования с целью подготовки квалифицированных рабочих кадров, способных работать с передовыми технологиями. В этом направлении, по словам Медведева, сделано уже немало, но профессиональные требования к рабочим профессиям постоянно усложняются, а значит, останавливаться рано. В этой сфере есть серьёзные проблемы: например, по ряду направлений учебных заведений просто нет, по другим – оставляет желать лучшего и техническое оснащение, и качество преподавания. «Уровень подготовки выпускников не дотягивает до требований, которые диктует современное производство, многие наши техникумы и колледжи остаются в прошлом веке», – констатировал Дмитрий Медведев. По его словам, нужно разработать профессиональные стандарты, переоснастить колледжи, подготовить педагогов – и всё это в тесном контакте с работодателями, чтобы подготовленные таким образом выпускники были востребованы рынком, поскольку «нельзя выпускать специалистов в никуда». Здесь, по мнению премьера, серьёзную роль может сыграть присоединение России к международному движению WorldSkills и проведение в 2019 году чемпионата по профессиональному мастерству в Казани, где российской команде «крайне важно успешно выступить, чтобы показать (кому?? – profiok.com), на что мы способны».

Тему профессионального образования и профориентации затронула и Ольга Васильева в Общественной палате. Так, в рамках преподавания предмета «Технология» планируется применять советский опыт практики учащихся на производстве. В частности, поскольку речь шла о сельских школах, Васильева упомянула создание в школах агроклассов, формирование школьных производственных бригад и прохождение практики в лесничествах.

Преемственность, доступность, качество образования

Ольга Васильева: Геракл для Авгиевых конюшен?Как ни странно, основной, казалось бы, вопрос – качество образования – всю последнюю неделю остаётся на втором плане. Впрочем, возможно, проблемы тут настолько глубоки, что бесполезно обсуждать их в режиме «вопрос – ответ». Однако ряд заявлений всё же был сделан.

Так, Ольга Васильева заверила, что возглавляемое ею ведомство не ставит перед собой задачи сокращать вузы и закрывать филиалы, а «те процессы, которые были запущены, приостановлены до принятия решений». По её словам, цель реформ в этой сфере – повышение качества вузовского образования. По каждому вузу есть мониторинги качества оценки их работы, все они открыты и размещены на сайте Минобрнауки, так что «любой гражданин может их посмотреть».

В свою очередь, Дмитрий Медведев видит в качестве важного стратегического направления преобразование университетов в «центры пространства создания инноваций». В этой сфере премьер считает важным создание «системы продвижения инноваций», чтобы вузы могли зарабатывать на своём интеллектуальном продукте, повышение конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке, эффективное взаимодействие между бизнесом, высшей школой и государством, а также обеспечение доступности качественного образования для всех, кто хочет учиться и повышать квалификацию.

В контексте доступности довольно противоречиво выглядит система ЕГЭ. С одной стороны, это, безусловно, независимый инструмент оценки знаний выпускников школ и отличный социальный лифт, позволяющий талантливым абитуриентам из глубинки поступать в ведущие отечественные вузы. С другой – к сожалению, без дополнительных занятий, а часто и без репетиторов, сдать ЕГЭ с высокими баллами под силу далеко не всем. «На практике это приводит к накоплению различий в возможностях, – заявила педагог и общественный деятель Любовь Духанина. – Задача партии «Единая Россия» и её цель – заботиться о людях, поэтому нам важно, чтобы пространство образования России действительно было пространством большого количества социальных лифтов для наших детей». Это заключение прозвучало бы неожиданно, если бы Ольга Васильева перед выступлением Духаниной не напомнила предусмотрительно, что она – член выборного штаба ЕР. Что ж, выборы и правда не за горами.

В связи с ЕГЭ Ольге Васильевой был задан вопрос о том, что во внеурочное время ученики школ вынуждены «натаскиваться» на сдачу экзамена вместо того, чтобы заниматься всесторонним развитием. В ответ Васильева сказала, что «надо посмотреть, что реально происходит, взять лучшее, отмести то, что не стоит брать дальше, и идти вперёд».

«Внеурочное время, которое нужно проводить с детьми, должно быть направлено на их воспитание и формирование как человека, – сказала министр. – Я буду делать для этого всё возможное. С человеком нужно быть в постоянном контакте во внеурочное время – это то самое время, когда мы можем с ним что-то делать, чтобы он стал действительно гражданином своей страны».

Кстати, «взять лучшее» Васильева, похоже, планирует и из советской системы образования. Так, в интервью телеканалу «Россия 1» она заметила, что исторически у отечественного образования всегда была связь между начальной, средней и высшей школой. 

Сергей Нарышкин и Наталья ТретьякСпикер Госдумы Сергей Нарышкин, посетивший вместе с заместителем министра образования и науки Натальей Третьяк педсовет в Ленинградской области, также высказался по поводу качества образования. «Доступность информации – это лишь иллюзия знания. Знания, если они глубокие, достаются непросто», – философски заключил политик. Он напомнил также, что по ряду предметов – например, по истории, русскому языку и обществознанию – уже готовы или почти готовы концепции преподавания, а к 2020 году эта работа будет проведена по всем предметам, преподаваемым в средней школе. При этом, по мнению Нарышкина, «не должно быть единственно верных учебников, нужно поощрять дискуссию и в учительской среде, и во всём обществе», поскольку только так можно вырастить «поколение, умеющее самостоятельно мыслить, обладающее истинным, а не показным патриотизмом».

Ольга Васильева: Геракл для Авгиевых конюшен?Будем надеяться, что преемственность, которая, как пообещал экс-министр образования Андрей Фурсенко, сохранится в работе ведомства после назначения Ольги Васильевой, будет касаться исключительно подхода «взять лучшее и идти вперёд», иначе какой смысл был заменять Ливанова? Не предвыборная же это хитрость руководства страны, в самом деле?

Комментарий profiok.com

Ольга Васильева: Геракл для Авгиевых конюшен?

Честно говоря, Ольге Васильевой впору посочувствовать: сейчас эта смелая женщина переживает не самый простой этап в профессиональной карьере. Ажиотаж вокруг её назначения на пост министра образования, в общем, не вполне адекватен, и каждое её слово выдёргивается из контекста и перепевается на все лады. К примеру, все СМИ перепечатали и вынесли на первые полосы цифры и факты, озвученные Васильевой на онлайн-конференции в Общественной палате, хотя она всего лишь почти дословно повторила тезисы Дмитрия Медведева, прозвучавшие несколькими днями ранее на Всероссийском педсовете. Что ж, придётся новому министру привыкать работать под пристальным вниманием общественности и всех заинтересованных структур и личностей, включая политиков и политиканов. Привыкать – и стараться не ошибаться. Видимо, именно из опасения сморозить что-то не то представителям прессы не дали возможности задать Васильевой ни одного вопроса. Что ж, подождём, когда она освоится и будет готова к свободному диалогу: судя по выступлению Васильевой на «Территории смыслов», в области, где она чувствует себя уверенно, вопросов она не боится.

В целом же Васильева держится хорошо: достойно обыграла историю с «божествованием» и «долженствованием», постоянно призывает граждан и общественные организации к диалогу и совместной работе, пытается расставлять приоритеты и вычленять главное, хотя и пользуется бумажками-заготовками. Впрочем, «шпаргалки» – как раз не беда, странно было бы требовать полного погружения от человека, вступившего в должность менее недели назад. Если на Всероссийском педсовете 20 августа Васильева, в основном, ограничивалась модераторской функцией, то в Общественной палате в её голосе звучали уже вполне себе командные нотки. «Я хочу, чтобы меня услышали на местах!», – строго повторяла министр, отвечая на вопросы, касающиеся ситуации в регионах.

«В наших силах создать самую современную систему школьного образования. Я уверен, что и премьер-министр, и Правительство нашей страны должны использовать свою немалую власть для развития нашей российской школы и для поддержки педагогов. Не сомневайтесь, мы эту власть используем», – эти заключительные слова Дмитрия Медведева на Всероссийском педсовете больше похожи на предвыборное заявление, чем на декларацию реальных намерений. 

Отчего-то Ольге Васильевой верить легче – то ли оттого, что она умеет разговаривать с аудиторией, то ли потому, что говорит искренне. Из её уст органично звучат тезисы о том, что надо «ежесекундно нести добро», и о сохранении традиций русской и советской школы, и о поощрении просветительства, и о готовности к диалогу со всеми, кто этого диалога захочет. Конечно, это лишь первое впечатление, выводы будем делать потом.

Говорят, студенты Васильевой пишут курсовые работы только от руки: она считает, что так информация лучше воспринимается и усваивается учащимися. Было бы здорово, если бы ей удалось «оживить» доклады и отчёты с мест, а также бодрые рапорты сотрудников вверенного ей ведомства о «точечных» успехах. Структурировать и вычленять главное Васильева, вроде бы, неплохо умеет: по крайней мере, даже подглядывая в бумажку, она строит речь так, что зёрна от плевел отделяются сами собой. 

Роланд Шарифов

«Отсутствие системности в подходах руководства страны к решению тех или иных масштабных задач порой просто шокирует, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – То премьер-министр между делом выясняет у учителей, есть ли в стране производители, способные оборудовать школы, то внезапно оказывается, что многочисленные базы данных, в которые вносится школьная отчётность, никак не связаны между собой, то Минобрнауки рапортует о росте интереса к инженерным и техническим специальностям, а потом становится известно, что конкурс на юридические и экономические специальности выше в несколько раз. Так что направлений в работе Минобрауки и проблем по каждому направлению столько, что Ольге Васильевой потребуется железная выдержка и недюжинная управленческая мощь. В эти Авгиевы конюшни надо бы Геракла…»

Источник: http://profiok.com

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Комментирование закрыто.