«Ведьма» — это ведающая мать? А правда ли это?
Последнее время стало многое известно , видно, время пришло. В том числе стали появляться люди, которые открыли миру свои способности и тайны своего рода. И вот незадача! Возникла проблема самоназвания. Колдун? Ведьма? Хочу поговорить о нашем народном наследии, об отношении к ведьме. Кто сказал, ведьма — это ведающая мать? Если знаете, то напишите, пожалуйста. Нам известно только, что ведьма — это женщина, наделённая особыми способностями, которая черпает свою силу из зла, причиняемого другим людям. Народ хранит былички о злых ведьмах, что же правда? В «Северной сказке» мы стремимся «докопаться до истины» и опираемся только на то, что сами люди на Севере говорят, что пишут авторитетные источники, что упомянуто в работах знаменитых славянских фольклористов. Поэтому все факты мы проверяем и перепроверяем.
Вопрос самоназвания очень важен! И, конечно, не дело называться « экстрасенсом». « парапсихологом» или ещё как-то. Не по-славянски это! Я не сомневаюсь в знаниях и способностях этих женщин, но я спрашиваю себя: «Почему же их называют ведьмами?». Приглашаю вас присмотреться внимательнее к тому, что люди из народа говорят.
Вот что говорят о происхождении слова «ведьма»
Рассказывают, что существуют ведьмы «природные» (прирождённые) — те, что при рождении обнаруживают свои способности, свои таинственные силы. Есть ведьмы «учёные» или добровольные, что получают свою силу от первых или от навий (чёрта), а третьи — ведьмы поневоле, которые по глупости или случайности принимают наследство ведьминское от умирающей.
Самыми злыми и опасными ведьмами слывут «ученые», противостоять которым могут только ведьмы природные, если люди обратятся к ним за помощью.
Вот что говорят у нас в народе о ведьмах
Привожу здесь записи, опубликованные Черепановой О.В., известной своими трудами в области этнографии и мифологии. Ведьмы, по представлениям народным, живут среди людей, всем известны, вредительство их тоже обнаружить можно довольно легко. Что не исключает, конечно, что к ведьмам обращались за помощью, но ведь по делам-то не добрым!
№ 303. Ведьмы есть. Они сильные колдовки. Заядлые ведьмы обрастают мохом. Портят народ. Они как женщины, только сразу по личности отличишь, которая ведьма.
У нас в деревне женщина была, Валей звать. Все ей было корову домой не завесть. Ей говорят: «Валя, ты погляди, может, тебе кто портит ею. Валя на рассвете и вышла, в Чистый четверг это было. Глядит, а она на клюки ездит с распущенным волосам, суседка их. А был гадал [Гадал - тот, кто гадает, предсказывает, ворожит], наводы [Наводы - то, что наслано, наведено колдуном; порча] узнавал. А она, Валя-то, поехала к нему. Сделал он воды, говорит: «Гляди в воду, узнаешь, Валя?» — «Да, знаю, она». — Он и спрашивает: «Хочешь ей что-нибудь сделать?». «Сделай». А Валя было уж пожалела ею, не хотела ей зла, а гадал говорит: «Торни ее в глаз». Валя торнула. Приехала домой, у той с глазу течет. Так и текло до смерти (Новгородская обл., Старорусский район, Святогорша, 1990).
№ 294. У одной бабы тесто терялось [Теряться - уменьшаться в объеме, оседать] и терялось. Вот она пошла к колдуну. Он ей и сказал: возьми топор и сядь против шестку [Шесток - место, площадка перед устьем русской печи], где ухваты кладешь. И в, 12 часов вылезет жаба, а ты ей по лапам и по языку. Вот она и сделала так. Жаба вылазит, а она ей по лапам и по языку. А на другой день Дуня по деревне ходит и языком и руками трясет. И колдовать боле отстала (Вологодская обл., Белозерский район, Олькино, 1988).
№ 304. Колдунья, она очень хитрая. Ее узнать трудно, никак не догадаться. Она ни за что не признается, очень не любят они, чтоб кто-нибудь знал. А если и знают люди, как проверить, колдунья ли она, то редко кто станет пробовать, ведь она и отомстит обязательно, они вредные. Так вот, я малой еще была, мама рассказывала. В их деревне бабка одна сказала, как узнать, колдунья или нет. И вот ребята старшие подговорили маленького, чтоб он, как колдунья в дом к ним придет, так надо в стол вот воткнуть иголку, снизу чтоб. А стол-то раньше ведь не такой был, он с досок, со струганых, и между ними щели, так они потом забиваются, ну всем, и сором всяким. Так вот в ети щели меж досок иголку-то и надо воткнуть, и она, значит, уйти как соберется — и не сможет. Вот уйти захочет, воткни иголку снизу острей в стол, она и вернется. Ну вот, решили попробовать. Она к им пришла зачем-то, все сделала, собралась уходить. А он возьми и воткни. Она и возвернулась. Снова вынул, снова она хочет уйти. Он тыкнул другой раз, опять вернулась. Так и возворачивалась, весь день там у их и протолкалася. Вот так (Новгородская обл., Старорусский район, Ивановское, 1990).
Основная задача ведьм — мешать продолжению рода и появлению изобилия в любых его формах. Забирая жизненную силу у людей, животных и растений, ведьма увеличивает свою собственную силу. Если корова не доится или молоко не сбивается в масло, то надо звать на помощь местную колдунью или знахаря — узнать, что тому виной: естественные причины или колдовство. Часто оказывается, что коров доит ведьма в обличье какого-либо животного, с которой местный знахарь вступит в состязание. Победит сильнейший.
Ведьмы получают свою силу от злых духов и руководствуются собственной злой волей. Кладбища для них священны. Силу свою ведьма должна передать на смертном одре преемнику. Ведьмы могут управлять погодой и насылать бурю, град, заморозки, засуху. Ведьмы умеют превращаться в разных животных и в различные неодушевленные предметы. Они сосут кровь у людей, в особенности у парней и девушек, и тем причиняют им смерть.
Как выглядит ведьма в обычном представлении?
Довольно неприятно, надо сказать. Вот и подумать надо славянским женщинам с развитыми способностями обращения к Божьему Миру, надо ли им приписывать себе название «ведьмы».
Афанасьев в своей книге «Воззрение славян на природу» пишет: «Образ ведьмы по представлениям народной фантазии: пожилая женщина, чаще старуха, высокая, костлявая, часто сгорбленная, с растрепанными и выбившимися из-под платка волосами, с сердитым выражением глаз, которые чаще всего серого цвета. Она всегда смотрит косо из-под насупленных бровей и никогда не взглянет прямо в глаза другому человеку. У нее большой рот с тонкими поджатыми губами, острый и выдающийся вперед подбородок, длинные руки. Иногда народу ведьмы представлялись в виде молодых красоток, которые могли увлечь мужчину.
Как правило, ведьмам сопутствовали черный кот, который в фольклоре многих народов связываются с нечистой силой».
В заключении о ведьме
Думаю, достаточно примеров. Вот теперь и можно подумать — кто же такая «ведьма» в народном представлении. Я думаю, что ведьмами зря пытаются назваться. Слишком давно у ведьм слава опасных существ, которые обращаются за силой к злым силам, к Хаосу — противнику Роду, сотворившего нашу Родину. А названий, подходящих для добрых дел, народ сохранил достаточно: знающая, ведунья, ведара, вещая жонка, чаровница, кудесница, волховитка, знахарка. И, наверно, даже и не только это. Если знаете, то напишите!
В наших книгах о мифологии славян отражены именно народные, правдивые поверья. Есть среди их персонажей и «вещие жонки», совершающие добро, и их противницы — злые ведьмы. Рассказы о волшебстве и магии, чудесах и удивительных событиях можно найти на страницах изданных нами книг — и им можно верить!
Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка».
“народные, правдивые поверья” складывались-то, скорее всего, уже после внедрения иудо-христианства, так что могла уже произойти подмена понятий.
Добавь что сила и знания ведьмы это только инструмент, а как им воспользуются это уже зависит от личности каждого человека и от отношения у человеку окружающих.
Ножом можно колбасу нарезать а можно зарезать соседа и судить нужно не нож за то что он побывал в чьёмто сердце а того кто его в сердце вогнал.
Твоя абсолютная правда. В 15 веке иван Третий призвал на Московское княжество 80 (!!) выпускников ГРЕКО- ЛАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ, процветавшей в Киеве. Под хорошим смыслом призвал – мало имелось просто грамотных людей. Рассадил их по монастырям…учить грамоте и праведности монахов. И тут понеслось! Греко – латиняне не только пожгли море славянских летописей (до нападения руси в Европе пребывали одни славяне)но и похерили письменный язык. Они меняли букву Б на букву В (вагина), они уничтожали гласные буквы в словах…Это долго. Скажу о конкретном случае. Новая “киевская” грамматика ломала древний язык, выбивая из него смысл. Вот: МЕ ЧЕ (оружие человека) стало – мечь. ПЕЧЕ – печь, и тд. Понятие ВЕ ДЕ МА стало абсолютно непереводимой ведьмой- ВЕДЬ МА. ВЕ ДЕ МА- “тиражирующая силу рождённых”. При переводе учитывается, что по той латинской грамматике у нас бродит понятие ВЕДЫ? Откуда множественное число, откуда буква и звук Ы? Когда Ы и Ю и Ё появились только тогда, когда вошли в Сибирь и пришлось приспосабливаться к языкам аборигенов. Натуральное понятие ВЕ ДЕ , (повторюсь) “То, что тиражирует, распространяет силу). Разве знания не распространяют силу? Поэтому христианские монстры всячески убивали, бывало и в буквальном смысле, тех, кто тиражировал силу, то есть знания. Ибо ведь и сейчас (ЕГЭ) над страной висит штатовский лозунг- “Не учись, а ….сь!”. Так что древние славянские ВЕДЕ МА (тогда в древней письменности не имелось множественности, она подразумевалась)это весьма положительные женщины. Это лекари, повитухи, воспитатели девиц. Много можно говорить о древности, это полностью скрытый массив нашей истории. Поэтому прошу Ирину Иванову (хотя про издательство читаю первый раз) : Торопиться не надо! Торопливость рождает ложь. Ваши Северные сказки, так думаю, спонсируются скандами , которые всё русское Поморье уже двадцать лет (за большие чемоданы долларов) тянут отделиться от России. Это не сказка, это быль. Прибалты и финны (откуда деньги???) тянут отделиться от РФ все народы Мари, Чуваши, Мордова и тд, даже хантов с манси. В самом центре России сидят себе спасители да избавители и устраивают якобы культурные мероприятия, которые потом превратят наших внуков в янычар. Пишу, что хорошо знаю. По райцентрам вятского края уже давно идёт эта зараза. Поднять бы топор…
С большим интересом читаю Ваши книги. Интересно, у Вас есть задумка составить и издать эдакий словарь слогов славянского языка? Думаю это было бы очень интересно и познавательно очень многим.
Покажите плиз, что за книги)
Книги В.Н.Дегтярёва:
1. “Протоязык” (расшифровка древнейших топонимов Евразии и тайн дрейних цивилизаций), 2-е книги
2. “Протоязык. Азбука первого времени”
3. “БЕЕЛ ЛА РУСЬ” (тайна древних топонимов)
4. “Истина секретов не имеет” (древние тайны планеты – это наши тайны)
5. “Не болея – лечиться”
6. “Сказкины тайны” (раскрытие смысла русских сказок)
7. “Янтарная сакма” (всемирная история в романах) и другие книги.
Шаман понятие положительное, когда человек сделает что то удивительное и хорошее- люди восклицают-ШАМАН!!!
Когда люди восклицают.,то тогда они глаголят истину.
ША-МА-Н-небесная жизнь Бога
МА-МА-жизнь ещё жизнь
ВЕ-ДЬ-МА-управляющая жизнью
Ведьма- ВЕДающая, утверждённая свыше,мать, родившая 16 и более детей!!!!