Госдума 15 июня в первом чтении приняла законопроект, запрещающий TNS Russia (входит в британский коммуникационный холдинг WPP) измерять российскую телеаудиторию, а за полтора месяца до этого государственный ВЦИОМ учредил собственную компанию для подобных исследований.
АО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ), все акции которого принадлежат Росимуществу, и Фонд содействия изучению общественного мнения ВЦИОМ (учрежден АО ВЦИОМ) в конце апреля 2016 года зарегистрировали ООО «ВЦИОМ Медиа». Гендиректором нового общества стал Алексей Малинин. Новая компания «ВЦИОМ Медиа» намерена заняться измерениями телевизионной аудитории.
Алексей Малинин широко известен в телевизионных кругах как специалист по технической организации вещания. В 1998-2000 годах он был техническим директором НТВ, в 2000-2008 годах – топ-менеджером ВГТРК. В 2008-2010 годах Малинин возглавил ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», а в мае 2010-го стал заместителем министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева. С госслужбы Алексей Малинин ушел в августе 2012-го, когда министерство возглавлял уже Николай Никифоров. В 2013-2014 годах экс-чиновник был советником гендиректора «Газпром-Медиа» Михаила Лесина и по апрель 2015 года входил в совет директоров «НТВ Плюс».
Как не повезло TNS
ВЦИОМ учредил специальную компанию для медиаизмерений в конце апреля, а уже в июне официально была озвучена инициатива запретить исследователям с иностранным капиталом измерять телевизионную аудиторию в России. В прошлый понедельник, 6 июня, депутат от фракции ЛДПР Андрей Луговой внес в Госдуму поправки в закон «О СМИ» и «О рекламе», согласно которым заниматься подобными исследованиями с января 2017 года смогут лишь компании, имеющую государственную аккредитацию. Получить ее вправе лишь российские юридические лица, в которых доля иностранного капитала не превышает 20%.
Рекламодатели, телевещатели и все посредники в размещении рекламы на ТВ обязаны в своей работе использовать только данные таких аккредитованных исследовательских компаний, следует из предложенных депутатом Луговым поправок.
Когда эти поправки станут законом, то он сделает невозможным работу действующего телеизмерителя – исследовательской компании TNS Russia. Данные TNS уже почти двадцать лет являются валютой телерекламного рынка: именно по пунктам рейтинга, которые считает TNS, продается реклама в федеральном телеэфире.
Пресс-служба TNS Russia инициативу Лугового не комментирует. Представитель Kantar, исследовательского подразделения WPP, также отказался от комментариев «в этой постоянно меняющейся ситуации», добавив лишь, что WPP соблюдает все законы тех стран, в которых ведет свой бизнес. У учрежденной государственным ВЦИОМом компании проблем с аккредитацией, если это станет необходимостью, возникнуть не должно.
На протяжении 20 лет контроль над российским телевидением абсолютно официально находился в руках иностранной компании TNS. Механизм контроля предельно простой:
Агентство TNS определяет рейтинг телеканала и его контента
От рейтинга, выставленного TNS, зависит стоимость рекламы (90 процентов рекламы на российском телевидении покупают иностранные бренды и ТНК)
От стоимости рекламы зависят доходы телеканала
В уставах телеканалов записано, что их первоочередная цель – зарабатывание денег.
Таким образом, через финансовый и рейтинговый инструменты на протяжении 20 лет заграница определяла контент, который транслировался по ТВ российским телезрителям (телевизионщики должны ориентироваться на создание более рейтингового контента, а высокие рейтинги выставлялись передачам по типу Дом 2). О целях, на которые работают большинство популярных российских телешоу и сериалов, можно узнать из видеообзоров проекта Научи хорошему.
Повлияет ли создание российского ООО «ВЦИОМ Медиа» (вместо TNS) на информационную политику российских телеканалов, покажет время.