Саммит G7: штаб врагов России
http://krasnodar.nstrade.ru/files/uploads/images/357.jpgизображение с сайта krasnodar.nstrade.ru
В четверг, 26 мая, в Японии открывается двухдневный саммит G7. Как заявил президент США Барак Обама в интервью японскому телеканалу NHK, лидеры «Большой семерки» намерены обсудить ситуацию на Ближнем Востоке, в Южно-Китайском море, а также ядерную проблему КНДР и тему распространения ядерного оружия. Плюс к тому, как заявила глава дипломатии ЕС Федерика Могерини, участники саммита намерены поднять вопрос о продлении санкций, а также прямой зависимости их прекращения от выполнения Россией Минских соглашений.
Санкционная тема выходит на первый план в связи с рядом заявлений европейских политиков о пагубности санкций. Самым громким из них стало решение в конце апреля Национального собрания Франции, которое проголосовало за резолюцию «О недопустимости продления санкций против России». Вслед за этим аналогичное голосование состоялось в парламенте области Венето (север Италии, административный центр Венеция), депутаты которого также призвали признать официальный статус Крыма в составе Российской Федерации.
Кроме того, часть европейской элиты понимает, что «семерка» без России не в состоянии решать крупные международные кризисы. Об этом накануне саммита заявил немецкому информагентству DPA руководитель Мюнхенской конференции по безопасности, известный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер.
«Ни кризис на Украине, ни конфликт в Сирии не урегулировать без участия РФ», — сказал он.
Вместе с тем, возвращение России в западный клуб при нынешних условиях Ишингер считает маловероятным. По его словам, для G7 такой поворот событий стал бы «признанием крупного поражения» в украинском конфликте. «С другой стороны, ни в коем случае нельзя говорить „никогда“. Дверь для возвращения России нужно держать открытой долго», — подчеркнул Ишингер.
Впрочем, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, Россия «не цепляется» за формат «восьмерки», из которой ее исключили в 2014 году в связи с крымскими событиями.
О напряженной обстановке вокруг саммита говорят и беспрецедентные меры безопасности. Форум пройдет на острове Касикодзима в национальном парке Исэ-Сима, в 300 километрах от Токио. В префектуру Миэ, где находится парк, а также в прилегающую префектуру Айти стянуты 23 тысячи полицейских. По сообщению агентства Kyodo, жители района, где пройдет встреча G7, передвигаются по округе только при наличии специальных пропусков. Вблизи острова встали японские ракетные эсминцы, возглавляемые крупнейшим кораблем ВМС Японии — вертолетоносцем «Идзумо», а воздушное пространство в районе Исэ-Сима объявлено бесполетной зоной, которую контролируют боевые самолеты.
Что изменит саммит G7 в геополитическом раскладе, и в отношениях Россия-Запад?
— G7 после ухода России превратилась в клуб западных лидеров, которые противостоят вызовам по четырем направлениям, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
— С одной стороны, «семерка» противостоит поднимающемуся Китаю, с другой — поднимающейся коалиции азиатских государств, в которую не входит Япония, с третьей — России, наконец, с четвертой — хаосу в виде миграционного кризиса, «Исламского государства» *, и разрушению ряда стран Ближнего Востока. Именно эти четыре группы вопросов будут обсуждаться на саммите в Японии.
Поскольку саммит проходит на территории Азии, с большой вероятностью, первым пунктом в повестке стоит вопрос, как изолировать Китай. Антикитайскую тему будет, по всей видимости, продвигать Япония, которая не просто соперничает с Поднебесной в области экономики, но имеет еще и очень плохие историко-идейно-политические отношения с ней. Японская военщина в годы Второй мировой совершила, напомню, множество преступлений против китайцев. Тем не менее, Токио не желает осуществлять деятельное покаяние, как это произошло с Германией.
Вторым пунктом, полагаю, будет обсуждаться проблема противостояния Азии в целом. Если противостояние Китаю лежит в политической и отчасти в военной плоскости, противостояние Азии находится целиком в плоскости экономики.
Проблема в том, что азиатские страны развиваются быстрее ЕС и США за счет более дешевой рабочей силы. В азиатских странах почти нет бесплатного образования и здравоохранения, плюс крайне слабое пенсионное обеспечение. В результате, азиатскому бизнесу не приходится платить за это налоги, а европейскому — приходится. Это обстоятельство сильно сказывается на дешевизне рабочих рук в Азии.
Чтобы уравнять условия, Запад начинает сейчас движение по пути демонтажа социальных завоеваний, несмотря на то, что этот путь чреват социальными рисками. Но если Запад ничего не будет делать, он начнет терять позиции — сначала экономические, а потом и политические.
«СП»: — Как «семерка» видит проблему России?
— В «Большой семерке» за продление антироссийских санкций выступают почти все участники. При этом США, Великобритания и Канада выступают с крайне жестких позиций, Япония Германия и Франция в основном за санкции, и только Италия более-менее против. Думаю, тем не менее, на саммите итальянцы хотя и заявят свою особую позицию, бороться за отмену санкций не станут.
Однако в июле, на саммите ЕС, битва за санкции предстоит очень серьезная. Как мы видим, парламент области Венето потребовал признать Крым частью России и отменить санкции, а в ближайшее время, видимо, аналогичную резолюцию примет и парламент итальянской Ломбардии. Сославшись на это давление, правительство Италии на саммите ЕС может изменить свою позицию.
Видимо, достаточно решительно против санкций выступит в июле Венгрия, Австрия и Испания. В этом смысле саммит «семерки» — только начало.
«СП»: — Каким образом G7 планирует противостоять хаосу в мире?
— Ответа на этот вопрос у участников саммита нет. В борьбе с миграцией они надеются на сепаратные договоренности с Турцией — и только. Но совершенно очевидно, что «Большая семерка» не готова пересматривать свою, по существу, колониалистскую концепцию. Все участники этого клуба считают себя странами первого сорта, которые имеют право вмешиваться во внутренние дела других стран. В результате такого вмешательства в той же Ливии и Ираке погибли десятки тысяч людей, но G7 не испытывает по этому поводу ни малейшего угрызений совести.
По сути, хаос в мире и продуцируется как раз неумелыми и расистскими, в своей основе, действиями «Большой семерки».
«СП»: — Как нам относится к решениям саммита?
— Как к совещанию штаба врагов. Нам нужно прекратить вымаливать и выпрашивать что-либо у «Большой семерки». Члены этого клуба реально наши враги, которые совершили кровавый государственный переворот на Украине, начали гибридную войну против РФ, которые желают нам зла. Саммит в Японии — это совещание штаба врагов, на котором обсуждают, как нести нам максимальный ущерб.
И еще: нам нужно перестать делать вид, что санкции — это какая-то роковая ошибка Запада. На деле, никакая это не ошибка — речь идет о стратегии, направленной на реальный разгром нашей страны…
— Нынешний саммит — в значительной мере пропагандистское мероприятие, призванное представить Запад вершителем судеб мира, — уверен ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров.
— Я же считаю, что саммиты G7 — сугубо внутренне дело Запада. Да, Вольфганг Ишингер, как ранее министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, намекнул о возможности возвращения России в этот клуб. Но сделал он это, надо думать, с единственной целью: повлиять на прозападную часть элиты в России. Такие заявления дают ей повод говорить, что у Кремля есть возможность улучшить отношения с Западом — для этого нужно «всего-навсего» сдать Донбасс и вернуть Крым. Впрочем, влияние этой прозападной группировки внутри РФ сегодня минимальное: общественные настроения лежат в совершенно другой сфере.
С другой стороны, подобные заявления позволяют демонстрировать могущество «семерки» — ее способность якобы реально влиять на международную обстановку путем исключения из своего клуба какой-либо страны, или, напротив, принятия ее в клуб.
Нам же, я считаю, пора забыть об этой западной «тусовке». Мир состоит не из одного Запада, и уже сегодня большая часть мира находится вне Запада. России необходимо использовать для международного влияния другие структуры, в которых представлены различные страны, и где у РФ имеется достаточный вес. Это, прежде всего, БРИКС и ШОС, в рамках которых осуществляются новые демократические принципы взаимодействия между государствами, где нет диктата и навязывания партнерам собственных ценностей…
— На мой взгляд, нет никаких шансов, что «семерка» снова станет «восьмеркой», — убежден ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко.
— Против возвращения России выступают ведущие члены клуба — США и Великобритания. Япония тоже не «за», не говоря о Канаде. Думаю, Вольфганг Ишингер это прекрасно понимает, но пытается сохранить за Германией статус посредника между Россией и Западом. Кроме того, таким способом Ишингер прощупывает Москву.
Если бы Москва дала понять, что хотела бы вернуться в «восьмерку», и для этого готова пойти на какие-либо уступки, «семерка» предъявила бы нам целый набор условий. Это дало бы Западу еще один козырь в игре с Россией, но не поменяло бы правил этой игры. Надо четко понимать: обратно в «восьмерку» нас в любом случае не возьмут, иначе это будет выглядеть как откровенное поражение США.
В свою очередь, у нас есть альтернатива в виде G20, и нам не следует упускать случая, чтобы заявить: «семерка» устарела и никому не нужна при наличии «двадцатки».
Впрочем, надо понимать: «двадцатка» выгодна не только Россию и Китаю (как альтернатива «семерке»), но и США. В старой «семерке» количественно доминируют европейские страны, а «двадцаткой» американцы их размыли. Таким образом, США получили поле для маневра: если американцы не могут продавить какое-либо решение в рамках «двадцатки», они могут продавить его — без России — в рамках старой «семерки»…
Андрей Полунин, СП
* Движение «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Япония, саммит G7, антироссийская политика, антироссийские санкции