О признании Нагорного Карабаха
http://gdb.rferl.org/1A9799F0-3057-4BE6-AA47-F08F61F95E84_w987_r1_s.gif
К сообщениям о том, что Армения готовится признать Нагорно-Карабахскую Республику.
1. Во время апрельской эскалации между Арменией и Азербайджаном, для некоторых людей было самым настоящим открытием осознание того факта, что Армения до сих пор не признала Карабах. Эта тема не раз всплывала в дискуссиях на тему – "Почему не помогает Россия?, потому что сразу всплывал ответ "А вы сами даже Карабах не признали!". Теперь ситуация в этом вопросе может поменяться, так как парламент Армении выдвинул законопроект о признании НКР, а правительство Армении этот законопроект поддержало. Чуть ранее, руководство Армении уже заявляло, что если Азербайджан продолжит агрессию против НКР, то официальный Ереван признает непризнанную республику. Так как вялотекущие обстрелы (с периодическими потерями) продолжаются, то фон для таких решений уже вполне создан, что влечет за собой целый букет проблем, в том числе и для России.
2. Надо понимать, что Россия была заинтересована в сохранении статус-кво, где она может сотрудничать и с Ереваном и с Баку, а периодические эскалации, включая недавнюю – гасились в том числе и при активном посредничестве Москвы, которая выступала главным посредником в этом конфликте. Особенно актуальным это стало после начала американо-российской холодной войны, когда в условиях действий на Украинском и Сирийском ТВД, Россия совсем не заинтересована получать у себя под боком новые конфликты, в которые она в том или ином виде может быть вовлечена. В случае с Карабахом, Россия в этом конфликте не заинтересована вдвойне, так как выбор в пользу одной из сторон, будет означать, что она оттолкнет от себя другую, а это уже само по себе будет означать фиаско многолетней политики направленной на заморозку карабахского конфликта и взаимодействие и с Арменией и с Азербайджаном. Оппоненты России разумеется заинтересованы в обратном, поэтому в недавней эскалации и прослеживается иностранный след. Так что в сухом остатке, вопрос НКР не является сферическим конем в вакууме – это часть более сложного конфликтного процесса, где интересы России на Кавказе сталкиваются с интересами ее оппонентов, а давний конфликт армян и азербайджанцев становится средством.
3. Чтобы поддерживать статус-кво, Россия естественно отреагировала на претензии армян связанные с поставками вооружений Азербайджану и пообещала, что и Ереван получит дополнительное оружие. Сейчас идут поставки в рамках кредита на 200 млн. долларов. Надо понимать, что Азербайджан более богатая страна и может себе позволить более дорогостоящие поставки вооружений, что хорошо видно по сопоставлению военных бюджетов сторон в предшествующие годы. Поэтому для поддержания паритета, Россия предоставляет Армении кредиты на перевооружение армии. Так как вооруженные силы сторон примерно сопоставимы по численности, то на первый план выходит подготовка войск и качество боевой техники. Судя по потерям и характеру боевых действий в начале апреля, проблемы с подготовкой есть у обеих сторон, а вот техника у азербайджанцев более новая и совершенная, что и вызвало волну недовольства в Армении. Сейчас этот вопрос пытаются закрыть новыми поставками. Собственно и раньше, особых военных перспектив полной победы одной из сторон не просматривалось, а при выравнивании ситуации по технике, их тем более не будет. Стороны могут упереться рогом в карабахских горах и воевать там месяцами, если не годами. Но это скорее второстепенная проблема, которая дополняет главную – что делать с Карабахом.
4. Тянущийся уже более 20 лет мирный процесс не решил эту проблему и сейчас мы видим, как обе стороны уже практически созрели для того, чтобы попытаться разрешить эту проблему одним махом к своей выгоде.
Азербайджан в начале апреля ломанулся отбирать назад свои территории, в достаточно тяжелых боях отжал несколько безымянных высот, окопался на них и был доволен. Требования там простые – Карабах не признавать, 5 районов занятых Арменией – отдать Азербайджану. Армения в свете потерянных высот естественно ничего теперь отдавать не собирается (хотя вокруг возвращения этих районов шли переговоры и при определенных условиях уж эта проблема могла быть решена), а теперь и вовсе готовится признать НКР.
5. В Москве по этому поводу выразили обеспокоенность в том, что это может привести к полноценной войне между Арменией и Азербайджаном, так как Азерйбаджан уже заявил, что если НКР признают, то на прежнем формате переговорного процесса можно смело ставить крест. Ну и само собой это станет поводом для возобновления интенсивных боевых действий с участием вооруженных сил Армении и Азербайджана на территории НКР, а в ряде негативных сценариев и вовсе может привести к полноценной войне, в которую могут начать вмешиваться третьи страны, начиная с той же Турции. Алармистские заявления с обеих сторон рассчитаны в том числе и на то, что Россия обеспечивая свои интересы в Азербайджане и Армении, повлият на оппонентов и обеспечит более удобный формат переговоров, где можно будет достичь хотя бы некоторых целей без войны. Ереван был заинтересован в прекращении вторжения Азербайджана на территорию НКР и возвращения потерянных высот, Азербайджан хотел добиться форсирования передачи 5 районов занятых армянами. Главная проблема тут в том, что с каждым годом этот статус кво с каждым годом поддерживать все труднее и обе конфликтующие стороны все сильнее тяготятся обязательствами по мирному процессу. Поэтому с одной стороны мы видим азербайджанскую националистическую пропаганду в духе "выгоним армян из Нагорного Карабах" и "Дойдем до Степанакерта!", а с армянской стороны все чаще мы слышим о официальном признании НКР и отлуп азербайджанским претензиям в стиле "шиш они получат, а не районы".
6. Соответственно, на ближайшую перспективу РФ будет стараться и дальше растаскивать обе стороны не допуская полноценной войны между ними политическими, дипломатическими и экономическими методами. Оппоненты РФ разумеется будут играть на противоречиях между Арменией и Азербайджаном и использовать дуализм российской политики в регионе, стремясь вызвать полноценный военный конфликт и поставить Россию перед заведомо проигрышным выбором. При этом надо понимать, что признание НКР и переход конфликта в новую фазу помимо прочего будет еще одним симптомом разрушения старого мироустройства, где ворох подобных замороженных конфликтов был составной частью окружающего нас мира. Но в силу стремительно происходящих изменений, когда постоянно появляются новые государства, поддерживать статус-кво становится все сложнее, что хорошо видно по ближневосточному конфликту, где фактор борьбы курдов за свое государство вступает в противоречие с заявленным принципом территориальной целостности. Старое международное право и давние дипломатические договоренности все труднее соотносятся с меняющимся миром.
К сообщениям о том, что Армения готовится признать Нагорно-Карабахскую Республику.
1. Во время апрельской эскалации между Арменией и Азербайджаном, для некоторых людей было самым настоящим открытием осознание того факта, что Армения до сих пор не признала Карабах. Эта тема не раз всплывала в дискуссиях на тему – "Почему не помогает Россия?, потому что сразу всплывал ответ "А вы сами даже Карабах не признали!". Теперь ситуация в этом вопросе может поменяться, так как парламент Армении выдвинул законопроект о признании НКР, а правительство Армении этот законопроект поддержало. Чуть ранее, руководство Армении уже заявляло, что если Азербайджан продолжит агрессию против НКР, то официальный Ереван признает непризнанную республику. Так как вялотекущие обстрелы (с периодическими потерями) продолжаются, то фон для таких решений уже вполне создан, что влечет за собой целый букет проблем, в том числе и для России.
2. Надо понимать, что Россия была заинтересована в сохранении статус-кво, где она может сотрудничать и с Ереваном и с Баку, а периодические эскалации, включая недавнюю – гасились в том числе и при активном посредничестве Москвы, которая выступала главным посредником в этом конфликте. Особенно актуальным это стало после начала американо-российской холодной войны, когда в условиях действий на Украинском и Сирийском ТВД, Россия совсем не заинтересована получать у себя под боком новые конфликты, в которые она в том или ином виде может быть вовлечена. В случае с Карабахом, Россия в этом конфликте не заинтересована вдвойне, так как выбор в пользу одной из сторон, будет означать, что она оттолкнет от себя другую, а это уже само по себе будет означать фиаско многолетней политики направленной на заморозку карабахского конфликта и взаимодействие и с Арменией и с Азербайджаном. Оппоненты России разумеется заинтересованы в обратном, поэтому в недавней эскалации и прослеживается иностранный след. Так что в сухом остатке, вопрос НКР не является сферическим конем в вакууме – это часть более сложного конфликтного процесса, где интересы России на Кавказе сталкиваются с интересами ее оппонентов, а давний конфликт армян и азербайджанцев становится средством.
3. Чтобы поддерживать статус-кво, Россия естественно отреагировала на претензии армян связанные с поставками вооружений Азербайджану и пообещала, что и Ереван получит дополнительное оружие. Сейчас идут поставки в рамках кредита на 200 млн. долларов. Надо понимать, что Азербайджан более богатая страна и может себе позволить более дорогостоящие поставки вооружений, что хорошо видно по сопоставлению военных бюджетов сторон в предшествующие годы. Поэтому для поддержания паритета, Россия предоставляет Армении кредиты на перевооружение армии. Так как вооруженные силы сторон примерно сопоставимы по численности, то на первый план выходит подготовка войск и качество боевой техники. Судя по потерям и характеру боевых действий в начале апреля, проблемы с подготовкой есть у обеих сторон, а вот техника у азербайджанцев более новая и совершенная, что и вызвало волну недовольства в Армении. Сейчас этот вопрос пытаются закрыть новыми поставками. Собственно и раньше, особых военных перспектив полной победы одной из сторон не просматривалось, а при выравнивании ситуации по технике, их тем более не будет. Стороны могут упереться рогом в карабахских горах и воевать там месяцами, если не годами. Но это скорее второстепенная проблема, которая дополняет главную – что делать с Карабахом.
4. Тянущийся уже более 20 лет мирный процесс не решил эту проблему и сейчас мы видим, как обе стороны уже практически созрели для того, чтобы попытаться разрешить эту проблему одним махом к своей выгоде.
Азербайджан в начале апреля ломанулся отбирать назад свои территории, в достаточно тяжелых боях отжал несколько безымянных высот, окопался на них и был доволен. Требования там простые – Карабах не признавать, 5 районов занятых Арменией – отдать Азербайджану. Армения в свете потерянных высот естественно ничего теперь отдавать не собирается (хотя вокруг возвращения этих районов шли переговоры и при определенных условиях уж эта проблема могла быть решена), а теперь и вовсе готовится признать НКР.
5. В Москве по этому поводу выразили обеспокоенность в том, что это может привести к полноценной войне между Арменией и Азербайджаном, так как Азерйбаджан уже заявил, что если НКР признают, то на прежнем формате переговорного процесса можно смело ставить крест. Ну и само собой это станет поводом для возобновления интенсивных боевых действий с участием вооруженных сил Армении и Азербайджана на территории НКР, а в ряде негативных сценариев и вовсе может привести к полноценной войне, в которую могут начать вмешиваться третьи страны, начиная с той же Турции. Алармистские заявления с обеих сторон рассчитаны в том числе и на то, что Россия обеспечивая свои интересы в Азербайджане и Армении, повлият на оппонентов и обеспечит более удобный формат переговоров, где можно будет достичь хотя бы некоторых целей без войны. Ереван был заинтересован в прекращении вторжения Азербайджана на территорию НКР и возвращения потерянных высот, Азербайджан хотел добиться форсирования передачи 5 районов занятых армянами. Главная проблема тут в том, что с каждым годом этот статус кво с каждым годом поддерживать все труднее и обе конфликтующие стороны все сильнее тяготятся обязательствами по мирному процессу. Поэтому с одной стороны мы видим азербайджанскую националистическую пропаганду в духе "выгоним армян из Нагорного Карабах" и "Дойдем до Степанакерта!", а с армянской стороны все чаще мы слышим о официальном признании НКР и отлуп азербайджанским претензиям в стиле "шиш они получат, а не районы".
6. Соответственно, на ближайшую перспективу РФ будет стараться и дальше растаскивать обе стороны не допуская полноценной войны между ними политическими, дипломатическими и экономическими методами. Оппоненты РФ разумеется будут играть на противоречиях между Арменией и Азербайджаном и использовать дуализм российской политики в регионе, стремясь вызвать полноценный военный конфликт и поставить Россию перед заведомо проигрышным выбором. При этом надо понимать, что признание НКР и переход конфликта в новую фазу помимо прочего будет еще одним симптомом разрушения старого мироустройства, где ворох подобных замороженных конфликтов был составной частью окружающего нас мира. Но в силу стремительно происходящих изменений, когда постоянно появляются новые государства, поддерживать статус-кво становится все сложнее, что хорошо видно по ближневосточному конфликту, где фактор борьбы курдов за свое государство вступает в противоречие с заявленным принципом территориальной целостности. Старое международное право и давние дипломатические договоренности все труднее соотносятся с меняющимся миром.
Поделиться:
Записи на схожие темы
О хохляндии без грима.
https://www.youtube.com/watch?v=4UGcCTxG_Ok