Цитаты Николая Гавриловича Чернышевского
http://www.lib.tpu.ru/siteimages/2db25900-b02f-4da2-acad-065de8545bcd/1024.jpgСвоим главным и единственным романом "Что делать?" Николай Гаврилович Чернышевский внес немалый вклад в развитие русской литературы. Но больше он запомнился как литературный критик, публицист, философ-утопист. Вашему вниманию представлены его высказывания и изречения.http://shoyher.narod.ru/Portret/Chernyishevskijn.jpg
Без приобретения чувств гражданина ребёнок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних лет, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера.
Богатство — вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние — вещь, необходимая для счастья.
В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого.
В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.
Воображение строит свои воздушные замки тогда, когда нет не только хорошего дома, даже сносной избушки.
Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.
Искусство есть средство для беседы с людьми.
Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.
Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан.
Ребёнок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим своё достоинство.
Талант даёт всякому двойную цену.
Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.
Характер средств должен быть таков, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели. Дурные средства годятся только для дурной цели.
Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина.
Нет ничего гибельнее для людей и в частной, и государственной жизни, как действовать нерешительно, отталкивая от себя друзей и робея перед врагами.
Если страшно от сильного пожара, то надобно бежать туда и работать, и вовсе не будет страшно.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/1/1d/Чернышевский.jpg
А если вспомнить, что существуют растения, у которых оплодотворение происходит способами более простыми, верными, чем перенесение пыли тычинок с мужских цветков на пестики женских насекомыми, то будет ясно, что развитие цветка орхидей не могло быть результатом естественного отбора: если бы ход дела зависел от него, то не могли бы существовать растения с таким устройством цветка, как орхидеи; они были бы вытеснены растениями, оплодотворение которых совершается способами более простыми и верными и у которых поэтому сила размножения несравненно могущественнее. Итак, если забывать крупные факты, то можно объяснять развитие цветков орхидей действием естественного отбора; а если вспомнить крупные факты, то ясно, что самое существование орхидей опровергает мысль о преобладании естественного отбора в процессе развития организации, что её повышение производится действием каких-то других сил, преодолевающих его действие. Если бы преобладал он, то не могли бы существовать не только в частности орхидеи, но и вообще никакие растения, имеющие организацию выше тех, которые размножаются по способу мхов и грибов.
(Из статьи «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь» (Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни), 1888)
Между прочим, я когда в 10 классе читала его роман “Что делать?”, так надеялась, что это все-таки любовный роман, так надеялась…)))