Десять лучших, но малоизвестных детских фильмов

4201 10

Фильмов для детей сейчас не снимают. Впрочем, сейчас не снимают и фильмов для взрослых. Это и понятно – ведь основную киноаудиторию составляют так называемые кидалты – то есть эстетически неразвитые зрители, которые не в состоянии взрослеть. Это безвольные жертвы хайпинга, послушные потребители унылых трансформеров, пустопорожних гарипотеров, озорных слэшеров и диснейлендовского мерчандайза для украшения офисного быта. Вот почему я решила составить свою 10-ку лучших детских фильмов, которые не просто развлекают, но готовят маленького зрителя к взрослой жизни:


Судьба барабанщика



Виктор Эйсымонт экранизировал знаменитую повесть Гайдара на студии Горького в 1955 году. Творческий почерк режиссера отличает доведенная до совершенства черно-белая эстетика, напоминающая о лучших временах каммершпиля. Разыгранный как простая история о маленьком человеке в большом городе, фильм вышел за рамки шпионского триллера, став настоящим романом воспитания нового времени. Маленький Сережа Баташов (пронзительно достоверный Серёжа Ясинский) неожиданно для себя оказывается брошенным на произвол судьбы – его отец арестован за потерю секретного документа, а виновная в этом злая мачеха Валентина выходит замуж за другого и уезжает на курорт.. Сережа начинает выживать – продает старьевщику горжетку мачехи, связывается с уголовной компанией. И тут невесть откуда появляется добрый дядя Вася (бессмертная роль Виктора Хохрякова) и его юродивый спутник старик Яков (незабываемый Леонид Пирогов). Сереже предстоит понять, что он втянут в шпионские игры вокруг секретного завода, где работал отец. И в решающий момент на помощь ему придет отцовский браунинг… Этот фильм – предостережение всем тем, кто ищет в кино детские истории о победе добра над злом «без всякого насилия». Снятая спустя 20 лет на Одесской киностудии многосерийная экранизация проигрывает именно потому, что забалтывает важную тему детского возмездия (похоже, Александра Игишева интересовали другие темы – так, в его версии мачеха Валентина в исполнении femme fatale Натальи Фатеевой смотрится намного интереснее, чем Алла Ларионова у Эйсымонта).



Юнга со шхуны «Колумб»



Этот фильм стал дебютом великого довженковца Евгения Шерстобитова и сразу определил основные темы его творчества – романтика моря, тревожное очарование шпионажа и зыбкость фронтира. Литературной основой картины «Юнга со шхуны “Колумб”» стала популярная повесть украинского писателя Николая Трублаини «Шхуна “Колумб”». Это история о двух влюбленных в море подростках – юнге Марко Завирюхе и Лиде Ананьевой (прекрасные роли Володи Кисленко и Иры Мицик). Отец Лиды, профессор Ананьев, обнаружил на Лебедином острове залежи торианитового песка – идеального сырья для атомного оружия возмездия. Об этом открытии стало известно иностранной разведке, и тогда неизвестная подводная лодка легла на дно вблизи наших вод, а на острове появился странный фотограф Анч. Волею случая Марко и Лида оказываются заложниками диверсантов, решивших завладеть секретным песком и уйти в открытое море на «Колумбе». Шерстобитов скромными выразительными средствами показывает, как действует на неокрепшую душу первая встреча ребенка с диверсантом. Когда Завирюха пытается телеграммой предупредить пограничников о захвате судна, он от волнения путает буквы «К» и «Б», и в эфир выходит послание «SOS Болумб». А ведь сейчас, когда липкие щупальца иностранных фондов вновь тянутся к нашим коврижкам, совсем еще юных ребят и девчонок ждет множество таких встреч! Быть готовыми к ним, обезвредить врага, как это сделали Марко и Лида, и себя не потерять – всему этому учит честное и доброе кино Евгения Шерстобитова.



Акваланги на дне



Спустя два года после успеха «Юнги» Евгений Шерстобитов вернулся к своей любимой теме. Вновь подросток из пограничного приморского поселка вступает в противостояние с иностранным шпионом. На этот раз действие разворачивается на съемочной площадке фильма, куда Ромку Марченко (отважный Саша Барсов), как хорошего пловца, пригласили в качестве дублера исполнителя главной роли. Шерстобитов здесь отважно экспериментирует с эстетикой «фильма в фильме», впоследствии нещадно эксплуатировавшейся Вуди Алленом – след нарушителя границы, найденный Ромкой на съемочной площадке (а ею стал судакский городской пляж), ведет в реальную жизнь. Шпион (Геннадий Юхтин – талисман Шерстобитова), появившийся из воды, надевает одежду, оставленную сообщником, сливается с толпой курортников, вербует на набережной стиляг-подростков, напоив их местным дешевым вином, внедряется в группу туристов. Кажется, теперь его ничто не остановит. Кино и реальность переплетены в трагический узел – диверсант убивает шофера киносъемочной группы, завладевает секретной информацией и уже готовится доставить ее в плавках своим заокеанским хозяевам. Но управа на шпиона найдется – Ромка вместе с молодыми аквалангистами погранзаставы остановит врага прямо под водой, даже ценой ножевого ранения. После уникальных кадров подводной схватки срочная служба на охране наших морских границ стала мечтой миллионов мальчишек. Евгений Шерстобитов сам написал сценарий своей картины, вложив свое творческое кредо в уста погибающего шофера: «Вообще-то картина у нас детская, про детей».



Попутного ветра, “Синяя птица”



Популярный в свое время фильм Михаила Ершова и сейчас – спустя 40 лет после выхода на экраны – смотрится на одном дыхании. Юные пoбeдитeли мeждyнapoднoгo кoнкypca “Дети за мир и взаимопонимание” получают удивительный приз – путешествие по Адриатике на борту бeлocнeжнoй шхуны “Синяя птица”. Этoт peйc, cвoбoдный oт тaмoжeннoгo дocмoтpa, банда контрабандистов решила использовать для пepeпpaвки кpyпнoй пapтии нapкoтикoв. На борту судна оказываются ребята из разных стран, многие из них стали друзьями еще по радиоэфиру. Именно паре таких мальчишек – пареньку из Югославии Милану и его другу из далекой Америки Ральфу Барни (Миленко Йованович и Александр Гаврилов) удастся обнаружить следы наркотрафика и разоблачить контрабандистов. А сделать это будет очень нелегко, ведь один из наркокурьеров одновременно является любимцем детворы мимом Лоримуром. Но Лоримур в гениальном исполнении трагически ушедшего из жизни Бориса Амарантова – это не рядовой пушер, видящий в детях только доверчивых потребителей своей продукции. Это гибкое и загадочное существо в черном трико и белых тапочках, жонглирующее одновременно шляпой-котелком, зонтиком и саквояжем под загадочное “Че-ла-ла”. Ждет ребят и борьба за сердце юной чувственной красавицы Тани Ивлевой из СССР. Бегство Бориса Амарантова в США, а Евгении Ветловой (исполнительницы роли Тани Ивлевой) – в ГДР в конце 70-х годов поставило крест на прокатной судьбе картины. Но снова и снова звучит в эфире песня “Первая любовь” композитора Андрея Петрова в исполнении Радмилы Караклаич, сыгравшей в фильме педагога Джину Савич:

Первая волна – еще не волна,
Шторм придет, – погоди.
Первая любовь светла и грустна.
Что там ждет впереди?



Пассажир с “Экватора”



Мало успевший сделать в кино Александр Курочкин войдет в историю этим фильмом, снятым на студии Горького в 1968 году по сценарию Арнольда Негго (зрителю запомнился один из первых неоготических сериалов «Тени старого замка» по повести этого замечательного писателя)… 13-летний хийюмааский пионер Ильмар (безвременно ушедший Юри Крюков, открывший для массового зрителя особую прелесть прибалтийского акцента и темпоритма речи), отдыхающий со своими друзьями в летнем лагере “Каскад”, отправляется в путешествие на теплоходе “Экватор”. Ильмар случайно замечает, как иностранный пассажир сбрасывает в море в акватории Ялты радиоактивный радиобуй. Пионер едва не становится жертвой безжалостного диверсанта, рядящегося в одежды “коммерсанта” – мистера Пиппа (не первая роль матерого шпиона, с блеском сыгранная Владимиром Кенигсоном). Заметив случайного свидетеля своей шпионской деятельности, Пипп сбрасывает в море и его. Но веселые пограничники спасают Ильмара, берут в свою команду, и вместе с другими пионерами-«каскадовцами» они отправляются ловить вражеского агента, неудачливого Джеймса Бонда… Кто, посмотрев этот фильм, не захочет так умело плавать, как мальчик Ильмар, не боясь бурного ночного моря; так ловко бегать и лазать по скалам… Кто не представит себя щеголем в красивой бело-голубой «артековской» форме. Кто не предастся мечтам о неведомой звездной стране под песню о маленьком принце Таривердиева на стихи Добронравова, впервые прозвучавшую именно в этом фильме:
Где же вы, где же вы, счастья острова,
Где побережие света и добра?



Часы капитана Энрико



Сироту Томиньша забрала на воспитание пожилая тетка. Нелегко приходится маленькому Томиньшу (его роль – очередная удача Айварса Галвиньша, незабываемого Мика-Мэри из «Армии трясогузки») – за малейшую провинность он получает побои ремнем. «Тетя руку тренирует» – рассказывает мальчик своей однокласснице. Но вот Томиньш находит золотые часы с надписью по-испански, из которой следует, что они принадлежат капитану Энрико. Надо отдать часы законному владельцу, но как его разыскать? Режиссеры Эрик Лацис и Янис Стрейч, снявшие этот фильм на Рижской киностудии в 1967 году, отправляют Томиньша в торговый порт. Но ни залитый солнцем рейд, ни бородатые моряки не производят на сироту такого впечатления, как пижонские замашки двух юных фарцовщиков – Джека и Фридиса. «Звякни вечером, будет мятная жевачка», – небрежно цедит сквозь зубы Джек, и вот тогда с экрана веет настоящей романтикой. Конечно, Рига не была бы Ригой без легендарных фарцовщиков! А без этого фильма многие мальчишки так и остались бы шудрами, довольствующимися жеваной жевачкой с тротуаров. Великое поколение вайшьей – немногословных торговцев ломом цветных металлов – и крышующих их кшатриев во многом сформировалось благодаря этой картине. Сколько зрителей восхищалось ловкостью Джека и Фридиса, которые – с помощью переодеваний и грима – обманули Томиньша и овладели заветным механизмом. Сколько полиглотов начали с подражания Фридису, говорящему «по-испански»: «Грант Амиго, центрифуго!»… А сколько детишек сделали свою первую затяжку после знаменитой сцены: “- А ты что куришь? – Беламол!”.



Дорогой мальчик



Потрясающе закрученная история (в основе которой – пьеса бессмертного Сергея Михалкова), уникальная режиссерская (Александр Стефанович) и операторская (Борис Кочеров и Петр Шумский) работа, звездный актерский состав, ошеломляющая музыка Давида Тухманова в прог-роковых аранжировках ВИА “Водограй”, дерзкие мультипликационные клипы – все это сделало картину, снятую на Мосфильме в 1974 году, настолько заметным явлением, что ее быстро сняли с проката, да и сейчас показывают не часто. Действие происходит в одной из стран Латинской Америки, где при попустительстве местных властей бесчинствуют банды гангстеров. Мошенники решают украсть с целью выкупа сына миллионера Роб-Робсона – 12-летнего Джорджа (его роль с блеском исполнил один из лучших юных актеров мирового кино Сережа Крупенников, к тому времени уже прославившийся как легендарный Дениска). Но по случайности вместе с Джорджем в западню попадает и его новый друг – советский школьник Жора Тимохин, сын советского дипломата (Александр Елистратов, знаменитый Чиполлино из экранизации Тамары Лисициан). Поняв свою ошибку, банда мошенников во главе с Мак-Доннелом (вальяжный Владислав Стржельчик) решает вернуть Жору. Однако Жора по понятным причинам не собирается оставлять Джорджа. Уж слишком привлекателен вещный мир дикого капитализма, любовно, по крупицам выстроенный в кадре создателями картины, особенно в сравнении с духовной аскезой казарменного социализма, оставленной Жорой за океаном, а зрителями – за дверями кинотеатров… Впереди невероятные приключения, головокружительные погони с опаснейшими трюками – невозможно забыть, как маленький Джордж на полном ходу несется на автомобиле, а за ним по берегу моря гонится на байке пособница бандитов Жаклин (божественная Ирина Азер) под песню «Зачем звезды горят – не ясно»… Уникальную стилистику кино-комикса, открытую Стефановичем, мировой кинематограф смог освоить и поставить на коммерческий поток только спустя несколько десятков лет.

Словно выбитых фар осколки
мчатся звезды навстречу мне –
жизнь это гонки, жизнь это гонки
по вертикальной стене…



Большое космическое путешествие



Сергею Михалкову часто удавалось сказать о том, на что другие не решались. Его невероятно смелая пьеса “Первая тройка, или Год 2001″ стала литературной основой для фильма Валентина Селиванова «Большое космическое путешествие» – первого фильма-предупреждения о том, что так называемое «покорение космоса» – это один грандиозный обман… Космическое начальство принимает решение отправить в межпланетный полет трех юных пионеров. Перед Светой Ишеновой, Федей Дружининым и Сашей Иваненко (в их ролях – Мила Берлинская, Сергей Образов и Игорь Сахаров, уже полюбившийся зрителям по фильму «Венька – охотник за шпионами») стоит непростая задача – вырасти за долгие годы космического полета, получить необходимое образование и по прилете установить контакт с инопланетянами. Селиванов строит повествование в подчеркнуто документальной манере: старт показан как репортаж из ЦУПа, действие перебивается титрами, указывающими а продолжительность полета. Космонавты решают технические проблемы, подпевают симпатичным песням композитора Рыбникова (в памяти надолго остаются “Я тебе, конечно, верю!” и “Скорости не сбрасывай на виражах!”), лениво пикируются (“Где командир? – Впереди на лихом коне” – “Чао-какао, голубчик”). И тут космическое судно терпит катастрофу. Ценой невероятных усилий Света, Саша и Федя ухитряются выбраться из дымящегося космоплана и оказываются… в московской канализации. Да, весь полет оказался фейком, зловещей инсценировкой черных экспериментаторов из Звездного городка. Тема Большой лжи о «штурме Вселенной» прозвучала волнующим предупреждением для миллионов детей – с тех пор фраза «Я хочу стать космонавтом» осталась только в анекдотах про дебилов. Спустя четыре года Америку потряс римейк «Большого космического путешествия», снятый Питером Хайамсом и вышедший в прокат под названием “Козерог-1″. Зрители увидели, как члены космического экипажа, упрятанные от посторонних глаз в подземном бункере, ведут “прямую трансляцию” с далекого Марса… Сейчас такое кино невозможно. Недавно стало известно, что загадочная смерть режиссера Стэнли Кубрика может быть связана с его намерением разоблачить т.н. «лунную аферу». Режиссёр был готов рассказать, что никаких полётов американских астронавтов на Луну не было, а лунные кадры были сняты им в засекреченном кинопавильоне под Лос-Анджелесом.



Похищение “Савойи”



Вениамин Дорман, автор бессмертной саги о Резиденте, взялся за экранизацию детской повести А. Шеперского “Рейс 627″. Польский школьник Янек Боровски и русская девочка Таня Соколова (Влодзимеж Голачиньский и Дарья Михайлова), отправившиеся навестить отцов, работающих в Южной Америке, решили не ждать, пока их лайнер починят на промежуточной посадке, а добраться до Рио-де-Жанейро на небольшом самолете местной авиакомпании “Савойя”. Оказалось, что самолет используется для доставки товара бандой наркоторговцев во главе с бывшим нацистским преступником, а ныне – хозяином обширных плантаций марихуаны – Генрихом Шарфом (Михаил Глузский). Так дети и сопровождавшие их взрослые оказались в дебрях Амазонии, где избежавшие возмездия нацисты преспокойно занимаются производством наркотиков. «Те, кто употребляет наркотики – это не люди, это отбросы. Мы совершаем благое дело, очищая от них человечество», – говорит Шарф. Наркомафия и нацистский след – любимые темы великого Дормана. Спустя несколько лет режиссер вновь порадует зрителя рассказом о быте наркокартеля в фильме «Медный ангел»… В «Похищении «Савойи» зрителю тоже хватает ужасов – нацисты-наркодельцы держат узников в яме, кормят объедками, открыто восхищаются западногерманскими реваншистами со свастиками. Но влюбленным подросткам повезло – с ними оказывается героический ветеран сопротивления (восхитительный Леонид Броневой), который поднимает узников на восстание и как будто возвращается в свою молодость, поливая автоматным огнём нацистских недобитков. Картина, поставленная на студии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, оказалась интересна самой широкой аудитории. Немалую роль в популярности фильма сыграло и чутье Дормана на хороших актеров – кроме мужественного красавца Александра Михайлова (в роли Гидо Торстенсена) здесь блистают и любимцы публики – прибалтийские короли ужаса Альгимантас Масюлис и Олев Эскола. Уже в премьерном 1979 году почти 33 миллиона зрителей пришло посмотреть на невероятные приключения и зарождающееся чувство Янека и Тани – ведь хорошее кино не знает ограничений по возрасту. А для детей, как убедительно показал Дорман, снимать надо так же, как для взрослых, только лучше.



Большое приключение



Гениальный фильм Никифорова «Большое приключение» вышел в один год с фильмом Бартона “Большое приключение Пи-Ви” и некоторое время оставался в его прокатной тени. Но если для Бартона этот фильм стал полнометражным дебютом, то Вячеслав Александрович Никифоров подошел к своей главной работе уже сложившимся мастером – корифеем «Беларусьфильма» (достаточно вспомнить один из лучших фильмов дембельского канона «Обочина» – лирическое повествование о Возвращении Лёньки Парасочки)… Когда во Дворце пионеров в очередной раз отменяют поход, шестеро юных друзей – Вася, Олег, Игорь, Яна, Таня и самый младший Вовочка со своим питомцем, петухом Федей, – недолго погрустив, решают пойти в путешествие одни, без сопровождения взрослых. Перед Великолепной шестеркой стоит непростая задача – разыскать следы пребывания инопланетян. Они и не задумываются, что вместо мясных консервов взяли 24 банки сгущенки, а вместо крупы – соль… Начинается действительно большое приключение – в нем будет и галлюциногенный выход в открытый космос (точная работа оператора Анастасии Сухановой), и голод, утоляемый огурцами, собранными на колхозном поле, и открытое столкновение с деревенскими металлистами (чего стоит только сцена, в которой голых детей вот-вот обольют бензином и подожгут!), и первая любовь – незабываемый поцелуй Яны (Настя Гиренкова) и Олега (Антон Дворников) под дождем во время грозы. Фильм о преодолении себя, который просто не может оставить равнодушным никого!



В свою 10-ку лучших детских фильмов я старалась отобрать те картины, за которые не будет стыдно перед детьми после совместного просмотра. И пусть дешевая кино-стряпня останется уделом кидалтов. Именно о них с горечью говорил дядя Вася в «Судьбе барабанщика»: “Смотри, Яков, на этого человека. Беспечного, нерадивого и легкомысленного. И это наша молодежь, наше светлое будущее. За это ли, не говорю о себе, а спрашиваю тебя, старик Яков, боролся ты и страдал, звенел кандалами и взвивал чапаевскую саблю, а когда было нужно, то шел, не содрогаясь, на эшафот?”

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
10 Комментариев » Оставить комментарий
  • 5365 3316

    Дети капитана Гранта… Два капитана…Тимур и его команда. Кортик. .Бронзовая птица. ..Неуловимые мстители….Сын полка…Последнее лето детства…Армия трясогузки..Корона российской империи..Остров сокровищ…Солёная река детства…Пятёрка отважных….детских фильмов в СССР было очень много, они теперь все неизвестные, потому что их не показывают. .а почему понятно

  • 46 16

    Вот советская республика и вырастила миролюбивого Путина, доброго Жириновского, смелого Шойгу и находчивых героев братьев Ротенбергов и т.д. И сейчас начинаешь понимать какое замечательное у них настоящее.

    • 44634 23602

      Ну не было бы их,вырастила бы других,а может точнее кто то расставил в соответствии замыслам.)Зато о своей родной Меркель,либо хорошо,либо ничего.)))))Ну а насчет настоящего у вас есть какие то сикретные сведения,или просто так жаба давит.)))

  • 4373 3348

    за то у нас сейчас военные воздушно-космические силы, а вот астрономию, физику, математику в школах запретили,
    сел такое “боец” прочитал – отче наш, иже еси на небеси и взлетел
    а если, что сломалось звони в мчс 112
    вот наше будущее.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)