Как правильно наказывать детей?

3271 28
Цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

Discipline1

Поводом для написания этой статьи послужило недавнее высказывание Папы Римского Франциска на одной из аудиенций в Ватикане о том, что шлепать детей можно, но при условии того, что не будет унижено достоинство ребенка. Стоит отметить, что сказанное вызвало большое количество критики.

Давайте разберемся, так ли уж был неправ Папа Франциск, высказывая свою мысль.

Замечу, что вопрос о наказаниях не обошла вниманием ни одна серьезная педагогическая школа. Ученые мужи уже много веков вдохновенно спорят о том, можно ли шлепнуть расшалившегося ребенка по попе или ему достаточно объяснить, как плохо он себя ведет.

Между тем «обычные» мамы и папы, не имеющие отношения к науке, сталкиваются с этим поистине гамлетовским вопросом каждый день.

Давайте вместе с вами попробуем разобраться с тем, стоит ли наказывать детей и как лучше это сделать, не нанеся вред ребенку.

Наказывать детей можно или нужно?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, что такое наказание.


Термин «наказание» в психологии означает действие, которое совершается с целью уменьшения, по крайней мере временно, вероятности того, что какое-либо поведение наказанного повторится.

Цель наказания – побудить человека не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

Наказание – это вполне нормальное явление, которое учит детей нести ответственность за свои поступки. Еще с раннего детства мы устанавливаем в жизни детей определенные правила. Хоть мы сами того и не понимаем, но жить по правилам легче. Если в жизни ребенка существует простое понимание того, за что его хвалят и за что ругают, ему проще адаптироваться в семье и в обществе.

На самом деле наказание – это разновидность обратной связи, которая выступает в форме неприятных последствий. Наказание несет информацию, которая помогает людям понять, что они совершили что-то недопустимое или неправильное. Для детей в период их роста и развития эта информация еще важнее. Дети нуждаются в обратной связи – как положительной, так и отрицательной, – чтобы понять, какое поведение является приемлемым, а какое нет.

Для огромного числа родителей девизом в воспитании стали слова: «У моего ребенка должно быть счастливое детство!» Родители надеются, что их чадо начнет хорошо себя вести, когда станет старше и «все поймет».

Настольной книгой по воспитанию таким мамам и папам служат труды Б. Спока. Американский педиатр на долгие годы стал символом гуманного отношения к детям, требующего уважения и признания их естественных потребностей, отрицающего всякое насилие над психикой ребенка и запрещающего наказания.

В этом случае за безопасность детей отвечают исключительно взрослые. Они стремятся как можно меньше их огорчать и избегать конфликтов. В результате родители начинают идти на поводу у собственного ребенка.

Однако, как пишет в своей книге «Непослушный ребенок» психолог Д. Добсон, в последние годы известный педиатр Б. Спок пересмотрел свои взгляды на воспитание в пользу необходимости дисциплины, так как иначе у детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистическое, неуважительное отношение к другим людям, они не умеют себя организовать.

Правила, ограничения и запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Как наказывать ребенка правильно

Если вы научитесь различать ситуации, в которых ребенка можно и нужно наказывать, а в которых он никоим образом не виноват, то уже сделаете полдела. Научиться видеть вину несложно. Самая большая трудность в том, чтобы не вспылить раньше времени, не дать своему эгоизму проявить себя прежде, чем включится родительская любовь.

В основе любого действия с вашей стороны должна лежать безусловная родительская любовь – любовь к малышу независимо ни от чего! Без этого самого важного из всех компонента вы не сможете добиться успеха ни в одной из сфер детского воспитания.

Д. Добсон сформулировал шесть основных принципов, опираясь на которые родители должны решать вопрос о наказании ребенка:

1 Сначала установите границы, затем требуйте их соблюдения. Вы должны сами для себя определить, чего хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости.

2 На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны быть готовы к этому. Ваша беспомощность лишает вас авторитета в глазах детей.

3 Отличайте своеволие от детской безответственности. Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный проступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к памяти и интеллекту взрослого. Детская безответственность не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4 Когда конфликт исчерпан, утешьте ребенка и все ему объясните. Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно вину, растерянность, считает, что его бросили. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ребенку, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

5 Не требуйте невозможного. Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать за то, что он намочил постель или сломал игрушку, которую вы ему подарили. Наказание в данном случае может стать источником внутреннего конфликта ребенка.

6 Руководствуйтесь любовью. Прежде чем наказывать, разберитесь в ситуации, при этом постарайтесь оставаться спокойным. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.
Главный принцип заключается в том, чтобы наказывать проступок, а не самого ребенка! Только при соблюдении этого принципа не пострадает ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесет реальную пользу.

Как бы там ни было, что бы ни сделал ваш ребенок, вы в первую очередь должны его попытаться понять и объективно оценить ситуацию. И только после этого – действовать.

И здесь следует поговорить о том, как, какими способами осуществлять наказание.

У детей чувство справедливости развито еще острее, поэтому родителям очень важно выбрать такой вид наказания, который был бы понятен ребенку и с которым он был бы внутренне согласен.

Чтобы было легче справиться с ребенком, используйте следующие методы:

1. Стул для тайм-аута. Это наиболее эффективное наказание для ребенка от 2 до 5 лет. Назначьте один из стульев в вашем доме стулом для тайм-аута или стулом «посиди-успокойся». Купите песочные часы на 3 минуты. Каждый раз, когда ребенок не слушается, отправляйте его на этот стул, переворачивайте песочные часы и объясняйте ребенку, что он должен сидеть на стуле, пока не кончится песок. Потом он может встать. Этот метод требует научения, то есть сначала ребенок будет сопротивляться, постоянно сбегать со стула и, возможно, вам придется применять физическую силу для того, чтобы усадить его обратно. Но, поверьте, если вы проявите твердость, постепенно ребенок примет это как неизбежность и будет сидеть и думать о том, что он был не прав.

2. Лишение привилегий. Лишение того, что ребенок очень любит делать, – смотреть мультики, играть в определенные игры, есть сладкое, чтение на ночь. В каждой семье свои привилегии, но следите за тем, чтобы у ребенка было что терять.

3. Лишение объекта нарушения правил. Это возможно не всегда, но, если возможно, обычно очень действенно. Он не хочет убирать игрушки? Уберите их сами и поставьте все игрушки в зону его недосягаемости. Дайте ему время подумать, понять, попросить прощения и пообещать, что он больше так не будет.

4. Игнорирование. Игнорирование ребенка должно быть адекватным возрасту. Для двухлетнего малыша – вы можете отказаться, например, с ним вместе играть и будете заниматься только своими делами. При этом нужно постоянно объяснять ему, почему вы не играете с ним.

Для трех-четырехлетнего – можете не разговаривать с ним, но каждый раз, когда он к вам обращается, говорите, что не разговариваете с ним по таким-то причинам и что он должен сделать, чтобы вы снова стали с ним разговаривать.

Если ребенку пять лет или больше, можно один раз сказать, что вы на него обиделись и ждете извинений и после этого никак на него не реагировать. В любом случае, будьте здесь аккуратны и чутки к своему ребенку, для него это наказание действительно очень тяжелое.

5. Наказание в-шутку. Такое наказание применимо за совсем несущественные провинности. Например, если сын время от времени забегает в квартиру в грязной обуви, заставьте его 10 раз присесть, повторяя, например, фразу «чистота – залог здоровья!». Так, в шутливой форме можно приучить ребенка к порядку.

Относительно физического наказания

Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий.

Уже один шлепок по голой попе возымеет эффект. Пусть это не больно, зато стыдно. И все зависит не от силы удара, а от того, как вы преподнесете это наказание. Опять-таки, все зависит исключительно от вас.

Физическое наказание детей тем действеннее, чем младше ребенок. Оно неприемлемо по отношению к подросткам и к детям, чье неправильное поведение обусловлено болезнью.

Физическое наказание правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.

Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми).

Если ребенок сознательно и целенаправленно нервирует родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей).

Американсий психолог Кэмпбелл не рекомендует частые телесные наказания потому, что они нарушают формирование совести у ребенка. Телесное наказание унижает его. У него не формируется здоровое чувство вины, которое становится внутренним ограничителем шалостей. А вместо этого появляется страх наказания. Излишнее чувство вины вредно для нормального психического развития малыша.

Ребенок начинает чувствовать, что агрессивный способ обращения с людьми – это норма и что быть агрессивным – правильно. Впоследствии он так же станет воспитывать своих детей.
Но еще раз хочется подчеркнуть: физические наказания следует применять только в крайнем случае и только в такой форме, которая не нанесет ни физического, ни психологического вреда вашему ребенку! В вопросе физического наказания важна мера и уместность.

Ну и конечно же, не забывайте о похвале и поощрении. Похвала имеет еще большее значение, чем наказание. Ведь ее цель – сделать ребенка лучше, в то время как наказание направлено просто на остановку и предотвращение плохого. Так что не скупитесь на комплименты своим детям.

Каждый ребенок хочет радовать своих родителей. Каждый (не сомневайтесь) чувствует себя просто счастливым, когда мама или папа остаются им довольны. Введите себе правило каждый день хвалить ребенка за что-то, найдите это «что-то», присмотритесь.

И в заключение хотелось бы сказать, что с точки зрения психологии слова Папы Франциска – «Шлепать детей можно, нельзя их унижать» – абсолютно верны и отражают современное отношение к физическому наказанию детей.

Марина Ткач – социальный педагог, психолог, Catholicnews.by

По материалам Katolik-gomel.by

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
28 Комментариев » Оставить комментарий
  • 24645 16416

    А их надо наказывать?

  • 5072 1708

    Об этом вся статья,Вы её читали?

    • 24645 16416

      Нет конечно. Надо знать правила воплощения душ, и использовать эти знания. Идея, что Человека можно воспитать/нужно воспитывать – от Лукавых. Ему надо не мешать самореализоваться. Хотя сюда валом суют неразвитые души Людей с роидным строем психики (типа тутошнего литвина) – их да, можно. Возможно. А состоявшиеся – вигвам. Хоть обнаказывайся. Обманывают вас.
      Психологи дают общие рекомендации для всех, в этом обман. У них нет разделения душ по категориям. А ВЕДЬ ВНЕШНЕ ИДЕНТИЧНЫЕ СИТУАЦИИ МОГУТ ИМЕТЬ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ.
      Есть души, вообще не нуждающиеся в наказаниях. Есть такие, где уже никакие наказания не помогут. Психологи об этом молчат.

      • 5746 4330

        “Надо знать правила воплощения душ”

        Вы, наверное, знаете. Поделитесь!

        Статей по эзотерике начитались в последнее время?

      • 5072 1708

        Вы не слышали про детей-маугли?Кроме того,доказано экспериментально на обезьянах,что не наследуется даже материнский инстинкт,что мы сегодня видим даже среди людей.Вы же о душах.Они зачем сюда на Землю приходят?Чтобы совершенствоваться в трудных условиях,вот возможность стать человеками мы и должны им организовать,в чём и оказался мастером А.С.Макаренко.Он говорил,что при правильном воспитании нет необходимости в наказании.Мне известен материал о разности душ и необходимости их сортировать и распределять в разные группы.Ерунда!Почему был грандиозный эффект у вышеназванного педагога без всяких разделений?Единственно с чем солидарна,так это в отношении психологии.Это лженаука.Психея-душа,значит психология-это наука о душе,а где там о душе?Там о руках,ногах,печени души,но не о самой душе.Когда копнула – невероятный хаос.

        • 18951 12807

          Особенно понравилась замечательная мысль А.С.Макаренко. Дефекты воспитания – это дефекты воспитателя.

        • 24645 16416

          Так я о том, что с детьми надо жить. Если это человеческие дети. А не наказывать. Человеческие – реагируют на разговоры и в наказаниях не нуждаются. А наказания – это нелюдь устанавливает свои стандарты.

          • 16519 10348

            Я систематически встречаю молодые семьи, где дети вообще ни на что не реагируют, кроме как на мутанто-мультики, и карманно-развлекательные гаджеты…

    • 24645 16416

      Должна распространяться информация, как не допускать появления детей, (прихода душ)нуждающихся в наказании. Она как раз секретится. Вместо этого людям рассказывают, как они должны наказывать своих детей… Система сама не справится… Всех наказать. Ну если это урод – то он поймёт, что с предками связываться невыгодно, и будет гадить окружающим. А если не урод – то надо растить по умному.
      Первым пунктом -нужно идентифицировать, что за существо, и какие у него принципы поведения. Исходя из этого просчитывать варианты воздействия. “Психологи” же дают ОБЩИЕ советы для всех. Что есть дилетантство и лохотрон.

      • 5746 4330

        “Должна распространяться информация, как не допускать появления детей, (прихода душ)нуждающихся в наказании.”
        Куда же деваться нуждающимся в наказании? (то есть всем нам)

      • 7233 3893

        Заходит отец к сыну в комнату и говорит:
        Мы с мамой решили , что за плохое поведение ты будешь наказан.
        - Ну вот воспитывали вы, а наказывать будут меня….

        Я думаю, что все проблемы в том, что мы вкладываем в слово “воспитание”…………

      • 5072 1708

        Пифагор определял склонности по дате рождения,а Макаренко вообще отказывался от “дела” юного правонарушителя-и блестящий результат.

        • 24645 16416

          да, но – у Макаренки его подопечные жили не с родителями, так что случай ненормальный. Работай он в советской школе – каков бы был результат? А у него времена были такие: что приготовишь – то и съешь. Эта реальность и приводила в чувство подопечных. Макаренко был лишь талантливым дирижёром.
          И количественно – он исключение из правила.

          • 5072 1708

            Какой дирижёр?Он является создателем теории коллективного воспитания,которую использовали в работе разные педагоги в разные годы,в разных условиях и я тоже с удивительным эффектом.Его американцы не просто так назвали “отцом мировой педагогики”,признали его высокий профессионализм и человечность.Есть такая наука-педагогика.

          • 24645 16416

            Повторюсь – у Макаренки его подопечные жили не с родителями, так что случай ненормальный. Работай он в советской школе – каков бы был результат? А обычный… так что там два фактора – Понимающий чел в ненормальных условиях. Он остался единственным – значит по науке его результат – не подтверждён. Кто его теорию потом реализовал???

  • 642 480

    Наказание это наказ или указ. Статья про извращения. Не понимал ни когда подобных глупостей с лишением ребенка чего либо на продолжительный срок.

    • 24645 16416

      ага, некоторых если наказывать – то уж отрубанием головы. ибо остальное – полумеры, дающие временный эффект.
      И совсем молчат про воспитание взрослых – а там ой как надо… Нечего сказать видимо штатным умникам.
      По сути – изобретатель атомной бомбы Фейман объявил психологию и психиатрию культами Карго. Они играют во взрослых – пишут диссертации. назначают друг другу научные степени, выдают дипломы, но это – действительно лже-наука. Фальшивка. Комиссия же РАН по борьбе с лженаукой создана для уничтожения именно настоящей науки.
      п.с. Определённые знания о поведении живых существ – абсолютно секретны, и то, что скармливают холопам – уже профанация.
      Один нерядовой тренер спросил штатного психолога – что ты можешь? то-то и то-то. “Да это я и сам с могу”. И брал на должности психологов экстрасэнсов.

  • 24645 16416

    А в чём отличие воспитания людей от дрессировки животных? Не называют ли вам одно явление разными словами? Что бы вы ни о чём не догадались??? за кого вас тут держат…

    • 5072 1708

      Рассуждаете так,как будто до Вас не существовало человечество и нет никаких знаний кроме эзотерических,но ни одной общественной школы для подрастающего поколения ими не создано.К тому же полно среди них шарлатанов.Отряд истинных экстрасенсов существовал в советское время по рассказам генерала-лейтенанта А.Савина и генерала-майора Б.Ратникова.То,что все мы читаем-это для тумана в мозгах,особенно по эзотерике.Настоящие знания всегда скрывались от стада его руководителями.Это сейчас только начинают говорить о них.Читайте книги четы учёных-просветителей Тихоплавов о прорывах в науке истинных учёных,таких как Гаряев,Козырев,Казначеев,Шипов…Много интересного.Обобщающая книга “Физика веры”,много более конкретных по темам.

      • 24645 16416

        я лишь откомментировал заголовок – слишком дикий. Ставящий информационный вирус. А дилетанты зашкаливают – ВЕЗДЕ. и почему экстрасенсорика может/должна быть исключением???

  • 24645 16416

    Заголовок из ряда: как правильно четвертовать детей, как правильно готовить детей.. А НИКТО ЭТОГО НЕ ПОНЯЛ. Все уже Привыкли… Ну такие тут “дети” появляются. Подобное притягивает подобное. Тут действительно разумной жизни не обнаружено. Планету можно в утиль. Но потом не жаловаться – шанс у аборигенов был. Возможно…

  • 18951 12807

    Жуткие жестокие методы описаны в статье. Фашизм. Заставлять сидеть на стуле сверхподвижное существо, игнорировать его потребность в общении, обсуждаются меры физического воздействия. Вчиталась – так это католические приколы, иезуитство долбаное. Нафиг печатать чушь.
    Мой метод прост. С ребёнком надо разговаривать, всё ему объяснять, показывать вред от его шалостей и пользу правильного поведения. Я чуть не хрипла каждый раз к концу дня. Да если ещё книжек им начитаешь, голос садился, реально. Но шкодничали очень мало, только в самом мелком возрасте, когда ещё плохо соображали. Зато, когда постарше – всегда рассчитывала на их благоразумие. Иной раз постыдишь за дело, так хуже и не было наказания.

  • 4016 2799

    Изучайте кому интересно: http://www.razumniki.ru/schetinin.html
    Самые ПЕРЕДОВЫЕ наработки в воспитании и обучения.
    Не было до Щетинина и пока вряд ли, будет до него в социуме предоставлено Лучшее направление и уникальный метод.

    • 5072 1708

      Глубоко ошибаетесь.До Щетинина было много талантливых педагогов,создавших не одну систему.Чтобы судить о школе надо проследить сначала судьбы её выпускников,как проследила лаборатория Хиллига судьбы 3000 воспитанников Макаренко.Это всего лишь Ваши эмоции,причём эмоции непрофессионала.Там много вопросов по вхождению ребят в жизнь после завершения обучения,хотя конечно, с обычным безобразием школ не сравнить.

      • 4016 2799

        Я понимаю,что старому обусловленному сознанию, трудно воспринять новое-передовое, даже не сомневаюсь, что так и происходило с идеями Макаренко, которого я не умоляю ибо
        считаю его Необходимым Человеком для своего времени. Что бы, понять новое необходимо развивать гибкость сознания,понимая что новое не всегда будет похоже на старое и этим вызывать
        отторжение предвзято настроенных умов. Где сейчас Макаренко и его школы? Где сейчас Щетинин и его школы? Кто тебе мешает създить туда и встретится с ним?
        Не читать сидя сутками в интернете чужие “отслеживания” уже на половину почивших учеников Макаренко, а в живую пообщаться с выпускниками Щетинина, за одно
        посмотреть как они устроились в жизни и задать им тебя интересующие вопросы. Основываясь на чужих выводах сути не увидишь.(это я тебе , как профессионалу, которым ты себя считаешь, просто напоминаю)
        Люся при всем твоем не плохом интеллекте и логики состояние постижения твоего сознания спит. (это тебе, для обратной связи и без обид).
        ——————
        просто информативно.(я в школе Щетинина был и с ним общался)……..

        • 5072 1708

          Такого “нового-передового” было перебыло в нашей цивилизации и кто изучал историю педагогики,идеи появлявшиеся и исчезавшие,глубоко и целенаправленно,тот легко определяет что ново,а что уже было.А также различает концепцию от идеи и от формы.И,как бы Вы по-новаторски не мыслили,существуют истинные ценности человеческой цивилизации,которые нетленны и являются условиями её сохранения.Вот также и в любой науке существуют базовые законы,принципы и условия эффективности её деятельности.Один из великих сказал:”Я стоял на плечах титанов”.Макаренко один из таких титанов,а не “Необходимый Человек своего времени”,им скорее является Щетинин.До Макаренко теории,методики воспитания не существовало.Жаль,что Вы этого не знаете.

  • 24645 16416
  • 0 0

    Вечные споры: нужно наказывать или нет. Некоторые осуждают автора за якобы иезуитские методы наказания, говоря, что достаточно просто разговаривать с ребенком, читать книги и.т.д. Но, есть разные дети, кому-то достаточно словесного внушения, а на кого-то слова не возымеют никакого действия. И если не наказывать (физически и в меру), то значит поощрять дитя к плохому поведению. Тем более что автор писал, что физическое наказание применяется только в крайней мере. У нес немалый опыт общения с теми, кто применял умеренное физическое воздействие на детей, воспитывая их и кто этого не делал. Пока перевес к тому, что физически наказывать нужно. Но, это решает сам родитель, так как он лучше всех знает свое чадо, и какая форма воздействия на него будет актуальной. Главное, без фанатизма и чтобы присутствовали мозги.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)