Антироссийские санкции часть 2: Цена для Запада
В первой части я рассказал о причинах и поводах для введения санкций и об их результатах, а точнее – их отсутствии. В этой части мы узнаем, во что санкции обошлись самому Западу, по мнению сотрудницы Институа Катона Эммы Эшфорд.
Цена санкций для Европы
Введение санкции позволило администрации Обамы заявлять, что она таким образом противодействует агрессии России на Украине. С точки зрения Белого Дома, санкции могут продолжаться, сколь угодно долго, поскольку они не приносят ущерба США. На самом же деле, санкции требуют серьёзных экономических издержек от США и американских союзников в Европе.
Больше всего от санкций страдает Европа, где совокупный ВВП, по данным Еврокомиссии, уменьшился на 0.3% за 2015 год. Согласно Австрийскому институту экономических исследований, продление санкций будет стоить потери 90 миллиардов евро экспортной выручки и более двух миллионов рабочих мест в следующем году.
Особенно сильно санкции отразились на экономике стран, наиболее тесно связанных с Россией. Крупнейший европейский партнёр России в Европе Германия потеряла почти 400 тысяч рабочих мест. В то же время некоторые европейские банки, в частности, Сосьете Женераль (Франция) и Райфайзен Центральбанк (Австрия), которые выдали большие кредиты российским компаниям, выражают растущее беспокойство, что банки могут потерять стабильность и даже станут нуждаться в помощи, если заёмщики разорятся из-за санкций.
Схожая ситуация наблюдается в сфере европейской энергетической безопасности. Поскольку санкции запрещают западным компаниям финансировать крупнейшие российские энергетические фирмы, российской стороне придётся сократить добычу и разведку ресурсов. В итоге санкции могут и достигнуть одной из своих целей – сокращения государственных доходов РФ, но вместе с тем Европа рискует недополучить необходимые ресурсы. Треть своей нефти Европа получает из России. Ещё больше она зависит от российского газа, который нечем заменить.
Комментарий: А теперь добавьте к двум миллионам европейских безработных пару миллионов беженцев. И больше всех от этого тоже пострадает Германия. Фрау Меркель больше всех настаивала на санкциях и больше всех настаивала на приёме беженцев. Её страна оказалась из-за этого в очень сложной ситуации.
Цена санкций для США
В США основной удар принимают на себя банки. Американские финансовые институты были обязаны по закону заморозить и управлять десятками миллионов долларов на счетах лиц, попавших под санкции. В итоге банкам пришлось нанять дополнительный персонал, чтобы не только следить за этими счетами, но и отслеживать любые финансовые операции с российскими субъектами. Нарушение режима санкций может дорого обойтись. Всего лишь одна ошибка, например, проведение платежа со счёта или на счёт лица, входящего в санкционный список, повлечёт за собой штрав в 250 тыс. долларов, а штрафы могут быстро умножаться. В 2010 году голландский банк «АБН Амро» был оштрафован на 500 млн. долларов за нарушения американских санкций против Кубы, Ирана, Ливии и Судана.
Американские энергетические компании, в свою очередь, должны были отказаться от различных совместных проектов в России, теряя доступ к миллиардным инвестициям. Из-за запрета на поставку технологий и сервисных услуг российским компаниям западные фирмы оказались в стороне от необычных проектов в Арктике и в других местах. «Эксон-Мобил», например, был вынужден отказаться от десяти совместных проектов с Роснефтью, в т.ч. и от проекта в Карском море стоимостью 3.2 миллиарда долларов. Но энергетические компании оказались отрезанными от действующих проектов в России, ставя под угрозу их будущие прибыли и биржевую стоимость, и увеличивая возможность потери уже вложенных капиталов.
Комментарий: Куда, интересно, подевались все идеологи глобализма? Впрочем, и без них было ясно, что санкции против России, глубоко интегрированной в систему международной торговли и международного разделения труда, бумерангом ударят по тем, кто эти санкции вводит. Даже без ответных санкций.
Россия уходит из-под западного влияния
Одной из целей санкций была раскачка протестных настроений в России, но случилось всё с точностью до наоборот. Согласно опросам рейтинг Путина увеличился с 63% во время возвращения Крыма до 88% в октябре 2015. Согласно одному из опросов Левада-Центра, более двух третей респондентов считают, что главной целью санкций является ослабление и унижение России.
Санкции также вынудили Россию форсировать создание собственной финансовой системы, которая в долгосрочной перспективе сможет сильно ослабить экономическое влияние Штатов. После того как сенаторы США и некоторые европейские правительства призвали отключить Россию от Международной системы межбанковских расчётов (SWIFT), Центробанк РФ объявил о начале переговоров с другими странами БРИКС о создании альтернативной системы. Чтобы уменьшить зависимость от «Визы» и «МастерКард» Россия начала разработку собственной платёжной системы. В рамках БРИКС создаётся свой Банк развития, который сможет заменить Всемирный банк и Международный валютный фонд.
Хотя все эти проекты пока ещё находятся на стадии разработки, они уже беспокоят Вашингтон. Ведь однажды может наступить такое время, когда экономическое давление окажется малоэффективным. Даже если санкции против России будут отменены, применение этого инструмента против небольших стран, у которых нет таких ресурсов, может привести к успеху. Но в мире, где появятся мощные институты, неподконтрольные США, новым целям санкций будет гораздо легче их обойти. Если бы у Ирана была возможность воспользоваться альтернативными финансовыми институтами, то его не так легко было бы склонить к договору по ядерной программе. Российский сдвиг от торговли в долларах может сделать будущие американские санкции менее эффективными, поскольку России больше не понадобится доступ к финансовой системе США.
Комментарий: Главное для США – всеми средствами поддерживать статус доллара в качестве мировой валюты. И до санкций, несмотря на предостережения скептиков, Россия соглашалась с таким порядком вещей. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Санкции показали уязвимости нашей финансовой системы. И хотя некоторые думают, что наше правительство ничем не занято, оно таки занялось развитием независимого от США Сервиса по передаче финансовых сообщений. С конца 2014 года к этот сервис уже покрывает 46% российского банковского сектора. Почему раньше это в голову не пришло? А кому бы в голову могла прийти мысль, что кто-то попытается отключить от мировой экономики страну, связанную с ней тысячами нитей, подвергая себя тем самым многомиллиардным потерям? Мы-то только смеялись, когда Задорнов говорил, что они тупые, а оказалось – правда.
Запад несёт экономические и политические потери от антироссийских санкций, эффект от которых более, чем сомнительный. Единственная возможность выйти из санкционного тупика – прекратить это безумие и изменить подходы к России. Что советует сотрудница Институа Катона Эмма Эшфорд, будет рассказано в заключительной части цикла.
(Окончание следует)