F-22 против Су-35 – русские опять выигрывают! Андрей Князев
С началом антитеррористической операции Вооруженных сил РФ в Сирии значительно возрос интерес к российской военной авиации, и в особенности к передовым разработкам в этой области. Успехи наших Воздушно-космических сил в Сирии подтвердили: в этом компоненте у Российской армии – полный порядок, даже при том, что на боевые вылеты с базы в Латакии отправляются самолеты, разработанные еще в 1970-е годы (основу авиационной группы ВКС составляют Су-24М и Су-25, а также истребители прикрытия Су-30М). Гордость нашего военного авиастроения – Су-35 – в Сирийской операции не участвует. Впрочем, и тех сил, и средств, что задействованы в Сирии, хватает для выполнения поставленных руководством России задач. Хотя, думаю, многим было бы интересно сравнить боевые возможности Су-35C 4++ поколения с основным истребителем 5-го поколения ВВС США F-22A «Raptor». Кто-то может спросить, почему F-22, а как же более современный F-35? Дело в том, что F-35 еще окончательно не принят на вооружение – ввод F-35 в техническую эксплуатацию был перенесён с 2015 аж на 2019(!) год из-за серьезных проблем с двигательной установкой и программным обеспечением самолёта. Есть у него недоработки и с несущими элементами вооружения. Перспективы F-35 вообще довольно туманны – многие страны НАТО уже отказываются от покупки этого «кота в мешке», или значительно сокращают количество закупаемых машин, поэтому уместнее сравнивать наш Су-35 именно с F-22, стоящим на вооружении ВВС США с 2005 года.
История появления на свет динозавра, «Раптора» («Raptor») – как окрестили F-22, очень интересна. Идея создания истребителя 5-го поколения возникла в Пентагоне еще в конце 1970-х, конечно, в свете противостояния с СССР. В 1981 году, на пике холодной войны, командование ВВС США начало формировать задание на разработку передового фронтового истребителя (ATF) пятого поколения, который должен был заменить уже устаревающий F-15 Eagle. В июле 1986 года был объявлен конкурс на проект истребителя пятого поколения, а к началу 1990 году было построено 2 прототипа будущего флагмана истребительной авиации США — YF-22 и YF-23. Однако, на программу ATF к концу 80-х годов были затрачены столь огромные средства, что в итоге начальные требования к истребителю были существенно снижены, — дабы избежать дальнейшего увеличения стоимости разработки и испытаний, а затем самих и серийных самолётов.
Спустя год, 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/ Boeing/ General Dynamics победителем в конкурсе на разработку и выпуск истребителя пятого поколения, названного F-22 «Raptor». Его основными особенностями стали сверхзвуковая крейсерская скорость полета на нефорсированном режиме работы двигателя, высокая маневренность, хорошие взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка, сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15. Немаловажной особенностью самолета должна была стать и его малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, достигаемая в результате применения технологии «стеллc» (stells). Первая предсерийная машина F-22 поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. Но прошло целых восемь лет, прежде чем 15 декабря 2005 года на авиабазе Лэнгли (Вирджиния, США) была проведена торжественная церемония сдачи в эксплуатацию ВВС США многоцелевого истребителя Локхид Мартин F-22A «Raptor». СМИ рассыпались в хвалебных эпитетах в честь нового истребителя, военного руководства Америки и ВПК США. Казалось, господство в воздухе обеспечено американцам навсегда…
http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/02/Avia_01.jpg
Но недолго музыка играла. 13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в городе Мариэтта, (Джорджия, США) покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A, выпущенным начиная с 1997 года, и 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем F-22A, переданным ВВС США. Что же стало причиной того, что вместо почти 1000 истребителей, планировавшихся к выпуску, в итоге на вооружение ВВС США было принято менее 200 единиц. Ответ прост — цена!
На текущий момент самолёт F-22A является самым дорогим истребителем в мире, стоящим на вооружении ВВС. По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22A (с учётом всех косвенных затрат, в том числе стоимости программы разработки) достигла 411,7 млн. долларов. Главным образом такая высокая стоимость обусловлена многократным сокращением объёмов закупки данного самолёта — в связи с распадом СССР и окончанием холодной войны из первоначально запланированных 750-900 было закуплено всего 187 единиц. В 2006 появилась шутка, что F-22 идет «на вес золота» («costs more than its weight in gold»), что буквально соответствовало действительности — на тот момент стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) составляла те же 400 млн. долларов. Почти полмиллиарда за один самолет – как вам?
Ну да, Бог с ним, с «Раптором», нас должны больше интересовать свои передовые разработки. С военным бюджетом Пентагона мы тягаться, конечно, не можем, зато всегда брали другим — надежностью, высоким эксплуатационным ресурсом и прорывными техническими решениями. И Су-35 – как раз живое воплощение российской военной инженерной мысли, всегда опережавшей свое всемя.
Су-35 (по кодификации НАТО «Flanker-Е+») — российский многоцелевой сверх- манёвренный истребитель поколения 4++, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги. Серийная модификация для ВКС России обозначается как Су-35С. Обозначение «поколение 4++» является условным и указывает, что характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам машин пятого поколения; Су-35С удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.
Разработка Су-35 явилась ответом на появление в США (и планах — в ряде стран НАТО) истребителей пятого поколения. Задание на разработку нового истребителя было направлено в ОКБ «Сухой» в начале 2000-х, а в 2006 году было начато производство установочной партии Су-35. Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке. Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Прошло три с лишним года, прежде чем 3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С (С – значит серийный). И дальше дело пошло куда быстрее – уже 25 декабря 2012 года Минобороны получило на вооружение первые шесть серийных истребителей Су-35С. А 9 мая 2015 4 Су-35С ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/02/Avia_02.jpg
Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (Су-27). Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка – торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны. Су-35 обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Данные двигатели удовлетворяют всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Су-35 имеет специальное токопроводящее напыление кромки планера и фонаря кабины, применяются специальные материалы для снижения ЭПР. Су-35 оснащен новейшей системой управления вооружением, которая включает оптоэлектронную систему, многофункциональную РЛС, цифровой комплекс управления вооружением. Многорежимная помехозащищенная РЛС имеет режим атаки наземных целей, возможность картографирования земной поверхности, позволяет обнаруживать и «вести» воздушные цели на дистанции до 400 км, а также наземные – до 200 км. Согласно данным ОКБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет эксплуатации.
А теперь самое интересное, — в 2013 году стоимость Су-35С, производимого для ВС РФ, составляла в пересчете на доллары США — 45 млн $ (экспортный вариант Су-35 стоит 82-85 млн.$, в зависимости от комплектации). После падения курса рубля, стоимость Су-35 в долларовом эквиваленте упала до 20 млн. $, что сделало наш самолет абсолютным лидером на рынке истребительной авиации по соотношению цена/качество. Судите сами – один F-22A обходился американской армии в 450 млн.$., а Су-35С обходится российской – в 20 млн.$. В двадцать раз дешевле! Один F22 против 20 Су-35?! Можно услышать возражения, ну так «Раптор» – это пятое поколение, а наш Су-35 – это всего лишь 4++? И пусть, американские военные хвастливо заявляют, что один F- 22 способен в воздушном бою «завалить» 10 или даже 30 новейших российских самолетов, но мы им не поверим, а попробуем разобраться, насколько Су-35 уступает американским F-22 и F-35, – и уступает ли вообще.
В июле 2008 г. было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против нескольких американских истребителей – F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, с крайне печальным для заокеанских военных итогом – всего одна победа американских истребителей в более чем 20 воздушных боях против Су-35. Моделирование было проведено на базе ВВС США Хикам (Гавайские острова), чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС США и два – военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-22 и F-35 были «беспощадно избиты русским истребителем Су-35». Его способность сбивать «стеллс»-самолеты во многом объясняется его сверхманевренностью. Силовая установка Су-35 позволяет выполнять ряд сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и уникальный «блин» (или «Pancake» – горизонтальный разворот на 360 градусов с минимальной потерей скорости).
Американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». «С появлением Су-35 эта тактика должна быть пересмотрена. F-22 или F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. В этом случае преимущество стеллс-невидимости значительно снижается, – считает Свитман, военный эксперт Defense Industry Daily, – технологии стеллс очень полезны, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Тактическое преимущество выполнения маневров на сверхвысоких углах атаки с резким изменением скорости полета состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает (моделирует), где будет находиться цель через некоторое время, – но только не в случае с «коброй» или «блином». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, заметно снижают дальность эффективного пуска ракет противника», – считает Свитман.
http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/02/Avia_03.jpg
Может быть, F-22 хорош в преодолении насыщенной противовоздушной обороны противника? По данным другого исследования, проведенного в 2012 г. по заказу командования ВВС США, противостоять российским ПВО не способны не только американские самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже многоцелевой истребитель пятого поколения F-22. По результатам этого исследования, для того, чтобы в случае войны с Россией достичь подавляющего превосходства в воздухе, Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400-500 самолетов F-22 «Raptor». В ином случае американская авиация не сможет преодолеть эшелонированную систему противовоздушной обороны России. Для примера: комплекс С-400 «Триумф» способен обнаружить и поразить сверхманевренную малоразмерную цель с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП), которую имеет пятирублевая монета – 0,002 м2 (ЭОП F-22 составляет около 0,3 м2, что, 150 раз больше площади монеты). На испытаниях С-400 в штатном режиме поражал воздушные цели, которые выполнены по технологии «стеллс», то есть самолеты-«невидимки» (в том числе с ЭОП менее 0,1 м2, что превосходит показатели как F-22, так и F-35).
Итак, что же получается: F-22, вовсе не так хорош, как это расписывают американские СМИ и НАТОвские «эксперты», а Су-35С, наоборот, по соотношению эффективность/стоимость не просто наравне с американскими истребителями пятого поколения, а на порядок превосходит их. Кошмарный сон для Пентагона и НАТО. Еще страшнее для американских ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят все недостатки и проблемы нового F-35, когда тот еще даже не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся «самолеты будущего» – истребители-невидимки «Сухого» ПАК ФА. Впрочем, это – тема для отдельной статьи…
P.S. 1 февраля 2016 года было объявлено о том, что Россия перебросила на авиабазу Хмеймим в Сирии 4 истребителя Су-35С для испытания в боевых условиях. Свершилось – лучший истребитель в мире скоро появится в небе Сирии! Приближая день победы сирийского народа – в союзе с Россией – в войне против терроризма!
Андрей Князев,
специально для News Front
Я читал что этих самолётов всего четыре сделано было. И чё такой кипишь? Или это для поднятия патриотизма? Ведь по большому счёту все его характеристики только заявлены. А как эти машины покажут себя одному богу известно.
На начало 2015 года в ВС находилось 35 самолетов СУ 35с – 24 Дальневосточный округ ПВО, 10 в Ахтубинске. К концу 2015 гола д.б. уже 48 самолетов,но достоверных сведений пока нет по точному количеству.А как покажут вот сейчас в Сирии и увидим,хотя уже можно судить по комплексным испытаниям-что равного ему в воздухе пока не предвидится.
Без информации об их количестве статья всё же неполноценная.
Всё-таки дело даже не в количестве,а в том,что не все создатели на Запад удрали и в том,что есть нацеленность и деньги на создание производства,способного воплощать в жизнь спроектированное конструкторами.Создание команды сегодня на первом месте,количество будет.
Да ничего странного….Нужно “спасибо”туркам сказать,а так же саудитам,катарцам,их кураторам с другого континента.Даже Украина “засветилась”.На ее территории в больницах для участников АТО лечились раненые “бармалеи”.Целой группе государств выгодно пополнять контингент террористов на территории Сирии,что бы поддерживать хаос.Потому и не уменьшается их количество….
К тому же,не смотря на такое противостояние,территория освобождается,потому и обвинения в сторону РФ всё острее и беспредметнее.Идёт перемалывание “бармалеев”,руками которых Америка и вершит свои безчеловечные дела.Победа уничтожит все государства зла на этой территории,поэтому в эфире полный беспредел.
Светослав: Вспомни хоть по школе как забивали мозги народу про не победимость красной армии.Как малой кровью будем воевать на чужой территории.Как отступали до Москвы.Как в первые месяцы 2 млн. попало в плен.Как потребовалос почти 30 миллионов жизней чтобы одолеть супостата. Поэтому у меня вызывают настороженность все эти восхваления о непобедимости нашего оружия.
Да,элемент “шапкозакидательства”существует,да и реклама вооружения имеет место.В ВОВ мы победили ценой колоссальных потерь нашего народа.Но в ходе войны у нас и появилось вооружение,превосходящее немецкое,-”Катюша”например,Т-34,-лучший танк Отечественной,и другое оружие.Примерно раз в сто лет кто-нибудь прет на Россию,получает по-соплям,и опять затихает лет на сто…Что,опять время пришло?…Мы победим,потому что за нами ПРАВДА!
Stelm :Зато все довоенные фильмы пропогандировали летучесть,прыгучесть и быстроту советских танков.А пришли немцы со своими т-3;т-4 и раздербанили всех наших прыгунов.Теперь возьмём наше время.И опять прыгучесть и летучесть с быстротой.Не наводит на размышление?
Анатолий,в задачу СМИ любого государства входит так же привитие патриотизма граждан,частично этим объясняется восхваление современного вооружения.Опять же реклама,-без нее сейчас никуда.Но,если объективно посмотреть эти образцы:,например С400, “Панцирь С”,те же “Калибры”,-то аналогов с такими характеристиками у пиндосов нет.Откуда эта истерика в последнее время прозападных СМИ? Они до недавнего времени считали наше вооружение старым,ржавым,времен СССР.Теперь у них мозг перевернулся,стали срочно разрабатывать программы что бы нас догнать.В Сирии как раз уже в боевых условиях проходит тестирование современных образцов,-и СУ-35,о котором статья выше,и другой техники.В начале ВОВ немалую роль в нашем отступлении сыграло и бездарное командное управление войсками.Сейчас все иначе(если Вы следите за этим),создан и работает современный центр управления,аналогов ему нет.Так что если в чем-то накосячим,то только по-своей человеческой глупости,а техника хорошая.
Наводит толик,на размышление что свою аналитику ты подчерпнул при просмотре комиксов явно детского уровня.Не было у нас прыгучих танков,а были скоростные БТ- шки,со слабой броней,плохим обзором и связью.Но в целом в танковых боях немцы не имели преимуществ,а основные потери наши несли с воздуха и при отступлении из за плохого снабжения,той же горючкой.Почитай мемуары,хоть это и трудно после комиксов,но нужно.)
Ты плохо следил за текстами сопровождавшими картинки.
А то в мемуарах себя обсерать будет.Все мемуары для порадного прочтения.
А из чего собираются росиянские аэропланы? И где их можно посмотреть?
Эропланы из фанеры,а истребители пятого поколения в надежном месте.)Может еще тебе ключи от квартиры дать подержать.)))
Stelm: Всё таки АНАЛОГОВ нет? ХИ-ХИ.
Анатолий,ну ей богу невнимательно же читал….Я написал С ТАКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ нет,привел пример С400,у пиндосов “Пэтриот”,наш “ПанцирьС”,-у пиндосов вообще подобного нет,очередь на его покупку выстроилась у иностранцев до 2018 года….Вооружение у нас хорошее,только его мало,пока.
На словах выигрывать легко.НАТО всегда объективно оценивало Советское вооружение (оно же Российское),и давала им свих классификации и не принижало их военный потенциал.Шапками они точно не кидают.Наоборот говорят:”смотрите,что у Русских,нам нужны деньги,что бы сделать лучше”.Многим не понравится,но многие их виды вооружения на шаг впереди,и они уже в армии,а не на стадии испытаний.Мне нужна ОБЪЕКТИВНОСТЬ,а всю жизнь пропаганду подсовывают.ВПК должен работать,а не телевизор с виртуальными победами.
Если не секрет Андрей то поделись,что у них за чудо оружие которого нет у нас.И почему их новейший фрегат в прошлом году был практически обезоружен всего лишь одним устаревшим Су 24 вооружённым новейшим комплексом электронной борьбы.
Где я написал,что какого то аналога нет? Хотя этого пока нет http://newsland.com/community/5652/content/4921594. Ударные беспилотники, только в этом году должны поступить в армию РФ http://topwar.ru/87760-.html,а у Израиля и США уже второе поколение на подходе.Хотели кстати у Израиля закупать. РЭБ они обкатывали в Югославии,и последний раз в Ливии успешно использовали.Я надеюсь,что наши корабли защищены от РЭБ,но если честно не уверен. Остальное в разной степени сопоставимо по качеству,но по количеству как быть? Вооружение стран НАТО и РФ в лоб пока не сталкивалось. Я не уверен в защищенности наших новейших танков от “Джавелинов” например. Не одного воздушного боя не было. Был сбитый самолет и “удар в спину” не оправдывает отсутствие защищенности СУ-24. Мы не знаем как поведет себя даже С-400,на мишень типа F-35. Русский человек верой силен,ею же и слаб. Я на веру не принимаю статьи о никчемности вражьей силы, вижу только кидание шапками пока.
Насчёт танков на АННА полно роликов снятых игиловцами как похожими на джавелин птурами бьют по нашим 72.Ну не очень если стоит активная броня,был разок попадание с крыши В башню сверху без активной брони.Танк сгорел,но водила все таки успел выскочить.Надеюсь видел кадры пробитых В бочину абрамсов обычным советским рпг7.Насчёт авиации так сами амеры признают слабость своих Ф16 В реальном бою.Ракеты наши бьют дальше позволяя безнаказанно уходить после пуска.Насчёт старых крылатых ракет,так наши С 300 испытывались на наших более быстрых с коэффициентом поражения 0,8.По С 400 данных нет.Электромагнитное оружие разрабатывается более 10лет а толку.Эффективность рассчитана В статье одной как не представляющая развития низко эффективная модель,по памяти пишу может что не так.)Ну что она будет сбивать если на неё пустят несколько ракет.Одна энергетическая установка потребляет с небольшой ядерный реактор.Все это тупиковый виды вооружений как и снятые амерами истребители невидимки.Бомберы оставили пока,так как заменять нечем.А у нас тот же ТУ 160 не имеет аналогов.Про новинки РЭБ даже не буду и говорить,амеры отстали на порядок.Если бы имели полную уверенность,то давно б напали на нас исподтишка,почему и турков подталкивают как грузин на жернова.Сами то все равно будут свысока наблюдать.Только Эрдоган не дурак,понял что падмоги не будет,только обещания,вот и просит Путина о встрече.Ага щас,некрен было подставлятся с самолетом.Сбили то амеры,а турки теперь В дурачках,но гордых.)
Извините,но вы ошибаетесь. Вот Джавелин,и если досмотрите поймете чем он опасен для любого танка https://www.youtube.com/watch?v=u1MkBRjltiI . У Даиш такого нет пока,найдете ролик дайте ссылку. Ну Турция по планам закулисы должна быть поделена и ее поделят.
Нашёл ролик,по ходу это корнет.,но крен редьки не слаще.Корнет пробивает 1200мм брони а джавелин 700мм.Тем более стреляют по танку без активной брони.Вот на форуме http://rufor.org/showthread.php?t=6538 все данные у кого какие преимущества.А вот у хохлов тот же джавелин хают http://zbroya.info/ru/blog/6389_legenda-o-vsemogushchikh-dzhavelinakh/ .В общем стоимость джавелина в 100 штук баксов не очень то по сравнению с нашим,потому и нет у игил джавелина,а у турков тем более.
http://mikle1.livejournal.com/2737837.html?nojs=1
Всего к 20 мая в ходе агрессии против Югославии блок НАТО потерял 109 самолетов (сбиты безусловно), еще 15 самолетов сбиты вероятно, 12 самолетов повреждены. Сбито 16 вертолетов и 18 БПЛА, а также 164 крылатых ракеты «Томагавк» (этих эпизодов в данном документе нет)…