F-22 против Су-35 – русские опять выигрывают! Андрей Князев

3868 26

С началом антитеррористической операции Вооруженных сил РФ в Сирии значительно возрос интерес к российской военной авиации, и в особенности к передовым разработкам в этой области. Успехи наших Воздушно-космических сил в Сирии подтвердили: в этом компоненте у Российской армии – полный порядок, даже при том, что на боевые вылеты с базы в Латакии отправляются самолеты, разработанные еще в 1970-е годы (основу авиационной группы ВКС составляют Су-24М и Су-25, а также истребители прикрытия Су-30М). Гордость нашего военного авиастроения – Су-35 – в Сирийской операции не участвует. Впрочем, и тех сил, и средств, что задействованы в Сирии, хватает для выполнения поставленных руководством России задач. Хотя, думаю, многим было бы интересно сравнить боевые возможности Су-35C 4++ поколения с основным истребителем 5-го поколения ВВС США F-22A «Raptor». Кто-то может спросить, почему F-22, а как же более современный F-35? Дело в том, что F-35 еще окончательно не принят на вооружение – ввод F-35 в техническую эксплуатацию был перенесён с 2015 аж на 2019(!) год из-за серьезных проблем с двигательной установкой и программным обеспечением самолёта. Есть у него недоработки и с несущими элементами вооружения. Перспективы F-35 вообще довольно туманны – многие страны НАТО уже отказываются от покупки этого «кота в мешке», или значительно сокращают количество закупаемых машин, поэтому уместнее сравнивать наш Су-35 именно с F-22, стоящим на вооружении ВВС США с 2005 года.

История появления на свет динозавра, «Раптора» («Raptor») – как окрестили F-22, очень интересна. Идея создания истребителя 5-го поколения возникла в Пентагоне еще в конце 1970-х, конечно, в свете противостояния с СССР. В 1981 году, на пике холодной войны, командование ВВС США начало формировать задание на разработку передового фронтового истребителя (ATF) пятого поколения, который должен был заменить уже устаревающий F-15 Eagle. В июле 1986 года был объявлен конкурс на проект истребителя пятого поколения, а к началу 1990 году было построено 2 прототипа будущего флагмана истребительной авиации США — YF-22 и YF-23. Однако, на программу ATF к концу 80-х годов были затрачены столь огромные средства, что в итоге начальные требования к истребителю были существенно снижены, — дабы избежать дальнейшего увеличения стоимости разработки и испытаний, а затем самих и серийных самолётов.

Спустя год, 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/ Boeing/ General Dynamics победителем в конкурсе на разработку и выпуск истребителя пятого поколения, названного F-22 «Raptor». Его основными особенностями стали сверхзвуковая крейсерская скорость полета на нефорсированном режиме работы двигателя, высокая маневренность, хорошие взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка, сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15. Немаловажной особенностью самолета должна была стать и его малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, достигаемая в результате применения технологии «стеллc» (stells). Первая предсерийная машина F-22 поднялась в воздух 7 сентября 1997 года.  Но прошло целых восемь лет, прежде чем 15 декабря 2005 года на авиабазе Лэнгли (Вирджиния, США) была проведена торжественная церемония сдачи в эксплуатацию ВВС США многоцелевого истребителя Локхид Мартин F-22A «Raptor». СМИ рассыпались в хвалебных эпитетах в честь нового истребителя, военного руководства Америки и ВПК США. Казалось, господство в воздухе обеспечено американцам навсегда…

 

http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/02/Avia_01.jpg

Но недолго музыка играла. 13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в городе Мариэтта, (Джорджия, США) покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A, выпущенным начиная с 1997 года, и 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем F-22A, переданным ВВС США. Что же стало причиной того, что вместо почти 1000 истребителей, планировавшихся к выпуску, в итоге на вооружение ВВС США было принято менее 200 единиц. Ответ прост — цена!

На текущий момент самолёт F-22A является самым дорогим истребителем в мире, стоящим на вооружении ВВС. По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22A (с учётом всех косвенных затрат, в том числе стоимости программы разработки) достигла 411,7 млн. долларов. Главным образом такая высокая стоимость обусловлена многократным сокращением объёмов закупки данного самолёта — в связи с распадом СССР и окончанием холодной войны из первоначально запланированных 750-900 было закуплено всего 187 единиц.  В 2006 появилась шутка, что F-22 идет «на вес золота» («costs more than its weight in gold»), что буквально соответствовало действительности — на тот момент стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) составляла те же 400 млн. долларов. Почти полмиллиарда за один самолет – как вам?

Ну да, Бог с ним, с «Раптором», нас должны больше интересовать свои передовые разработки. С военным бюджетом Пентагона мы тягаться, конечно, не можем, зато всегда брали другим — надежностью, высоким эксплуатационным ресурсом и прорывными техническими решениями. И Су-35 – как раз живое воплощение российской военной инженерной мысли, всегда опережавшей свое всемя.

Су-35 (по кодификации НАТО «Flanker-Е+») — российский  многоцелевой сверх- манёвренный истребитель поколения 4++, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги. Серийная модификация для ВКС России обозначается как Су-35С. Обозначение «поколение 4++» является условным и указывает, что характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам машин пятого поколения; Су-35С удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.

Разработка Су-35 явилась ответом на появление в США (и планах — в ряде стран НАТО) истребителей пятого поколения. Задание на разработку нового истребителя было направлено в ОКБ «Сухой» в начале 2000-х, а в 2006 году было начато производство установочной партии Су-35. Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке. Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Прошло три с лишним года, прежде чем 3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С (С – значит серийный). И дальше дело пошло куда быстрее – уже 25 декабря 2012 года Минобороны получило на вооружение первые шесть серийных истребителей Су-35С. А 9 мая 2015 4 Су-35С ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

 

http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/02/Avia_02.jpg

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (Су-27). Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка – торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны. Су-35 обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Данные двигатели удовлетворяют всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Су-35 имеет специальное токопроводящее напыление кромки планера и фонаря кабины, применяются специальные материалы для снижения ЭПР. Су-35 оснащен новейшей системой управления вооружением, которая включает оптоэлектронную систему, многофункциональную РЛС, цифровой комплекс управления вооружением. Многорежимная помехозащищенная РЛС имеет режим атаки наземных целей, возможность картографирования земной поверхности, позволяет обнаруживать и «вести» воздушные цели на дистанции до 400 км, а также наземные – до 200 км. Согласно данным ОКБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет эксплуатации.

А теперь самое интересное, — в 2013 году стоимость Су-35С, производимого для ВС РФ, составляла в пересчете на доллары США  — 45 млн $ (экспортный вариант Су-35 стоит 82-85 млн.$, в зависимости от комплектации). После падения курса рубля, стоимость Су-35 в долларовом эквиваленте упала до 20 млн. $, что сделало наш самолет абсолютным лидером на рынке истребительной авиации по соотношению цена/качество. Судите сами – один F-22A обходился американской армии в 450 млн.$., а Су-35С обходится российской – в 20 млн.$. В двадцать раз дешевле! Один F22 против 20 Су-35?! Можно услышать возражения, ну так «Раптор» – это пятое поколение, а наш Су-35 – это всего лишь 4++? И пусть, американские военные хвастливо заявляют, что один F- 22 способен в воздушном бою «завалить» 10 или даже 30 новейших российских самолетов, но мы им не поверим, а попробуем разобраться, насколько Су-35 уступает американским F-22 и F-35, – и уступает ли вообще.

В июле 2008 г. было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против нескольких американских истребителей – F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, с крайне печальным для заокеанских военных итогом – всего одна победа американских истребителей в более чем 20 воздушных боях против Су-35. Моделирование было проведено на базе ВВС США Хикам (Гавайские острова), чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС США и два – военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-22 и F-35 были «беспощадно избиты русским истребителем Су-35». Его способность сбивать «стеллс»-самолеты во многом объясняется его сверхманевренностью. Силовая установка Су-35 позволяет выполнять ряд сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и уникальный «блин» (или «Pancake» – горизонтальный разворот на 360 градусов с минимальной потерей скорости).

 

Американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». «С появлением Су-35 эта тактика должна быть пересмотрена. F-22 или F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. В этом случае преимущество стеллс-невидимости значительно снижается, – считает Свитман, военный эксперт Defense Industry Daily, – технологии стеллс очень полезны, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Тактическое преимущество выполнения маневров на сверхвысоких углах атаки с резким изменением скорости полета состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает (моделирует), где будет находиться цель через некоторое время, – но только не в случае с «коброй» или «блином». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, заметно снижают дальность эффективного пуска ракет противника», – считает Свитман.

http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/02/Avia_03.jpg

Может быть, F-22 хорош в преодолении насыщенной противовоздушной обороны противника? По данным другого исследования, проведенного в 2012 г. по заказу командования ВВС США, противостоять российским ПВО не способны не только американские самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже многоцелевой истребитель пятого поколения F-22. По результатам этого исследования, для того, чтобы в случае войны с Россией достичь подавляющего превосходства в воздухе, Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400-500 самолетов F-22 «Raptor». В ином случае американская авиация не сможет преодолеть эшелонированную систему противовоздушной обороны России. Для примера: комплекс С-400 «Триумф» способен обнаружить и поразить сверхманевренную малоразмерную цель с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП), которую имеет пятирублевая монета – 0,002 м2  (ЭОП F-22 составляет около 0,3 м2, что, 150 раз больше площади монеты). На испытаниях С-400 в штатном режиме поражал воздушные цели, которые выполнены по технологии «стеллс», то есть самолеты-«невидимки» (в том числе с ЭОП менее 0,1 м2, что превосходит показатели как F-22, так и F-35).

Итак, что же получается: F-22, вовсе не так хорош, как это расписывают американские СМИ и НАТОвские «эксперты», а Су-35С, наоборот, по соотношению эффективность/стоимость не просто наравне с американскими истребителями пятого поколения, а на порядок превосходит их. Кошмарный сон для Пентагона и НАТО. Еще страшнее для американских ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят все недостатки и проблемы нового F-35, когда тот еще даже не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся «самолеты будущего» – истребители-невидимки «Сухого» ПАК ФА. Впрочем, это – тема для отдельной статьи…

P.S. 1 февраля 2016 года было объявлено о том, что Россия перебросила на авиабазу Хмеймим в Сирии 4 истребителя Су-35С для испытания в боевых условиях. Свершилось – лучший истребитель в мире скоро появится в небе Сирии! Приближая день победы сирийского народа – в союзе с Россией – в войне против терроризма!

Андрей Князев,
специально для News Front

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
26 Комментариев » Оставить комментарий
  • 1956 130

    Я читал что этих самолётов всего четыре сделано было. И чё такой кипишь? Или это для поднятия патриотизма? Ведь по большому счёту все его характеристики только заявлены. А как эти машины покажут себя одному богу известно.

    • 38 42

      На начало 2015 года в ВС находилось 35 самолетов СУ 35с – 24 Дальневосточный округ ПВО, 10 в Ахтубинске. К концу 2015 гола д.б. уже 48 самолетов,но достоверных сведений пока нет по точному количеству.А как покажут вот сейчас в Сирии и увидим,хотя уже можно судить по комплексным испытаниям-что равного ему в воздухе пока не предвидится.

      • 24645 16416

        Без информации об их количестве статья всё же неполноценная.

        • 5072 1708

          Всё-таки дело даже не в количестве,а в том,что не все создатели на Запад удрали и в том,что есть нацеленность и деньги на создание производства,способного воплощать в жизнь спроектированное конструкторами.Создание команды сегодня на первом месте,количество будет.

    • 13186 12184

      Да ничего странного….Нужно “спасибо”туркам сказать,а так же саудитам,катарцам,их кураторам с другого континента.Даже Украина “засветилась”.На ее территории в больницах для участников АТО лечились раненые “бармалеи”.Целой группе государств выгодно пополнять контингент террористов на территории Сирии,что бы поддерживать хаос.Потому и не уменьшается их количество….

      • 5072 1708

        К тому же,не смотря на такое противостояние,территория освобождается,потому и обвинения в сторону РФ всё острее и беспредметнее.Идёт перемалывание “бармалеев”,руками которых Америка и вершит свои безчеловечные дела.Победа уничтожит все государства зла на этой территории,поэтому в эфире полный беспредел.

  • 1956 130

    Светослав: Вспомни хоть по школе как забивали мозги народу про не победимость красной армии.Как малой кровью будем воевать на чужой территории.Как отступали до Москвы.Как в первые месяцы 2 млн. попало в плен.Как потребовалос почти 30 миллионов жизней чтобы одолеть супостата. Поэтому у меня вызывают настороженность все эти восхваления о непобедимости нашего оружия.

    • 13186 12184

      Да,элемент “шапкозакидательства”существует,да и реклама вооружения имеет место.В ВОВ мы победили ценой колоссальных потерь нашего народа.Но в ходе войны у нас и появилось вооружение,превосходящее немецкое,-”Катюша”например,Т-34,-лучший танк Отечественной,и другое оружие.Примерно раз в сто лет кто-нибудь прет на Россию,получает по-соплям,и опять затихает лет на сто…Что,опять время пришло?…Мы победим,потому что за нами ПРАВДА!

  • 1956 130

    Stelm :Зато все довоенные фильмы пропогандировали летучесть,прыгучесть и быстроту советских танков.А пришли немцы со своими т-3;т-4 и раздербанили всех наших прыгунов.Теперь возьмём наше время.И опять прыгучесть и летучесть с быстротой.Не наводит на размышление?

    • 13186 12184

      Анатолий,в задачу СМИ любого государства входит так же привитие патриотизма граждан,частично этим объясняется восхваление современного вооружения.Опять же реклама,-без нее сейчас никуда.Но,если объективно посмотреть эти образцы:,например С400, “Панцирь С”,те же “Калибры”,-то аналогов с такими характеристиками у пиндосов нет.Откуда эта истерика в последнее время прозападных СМИ? Они до недавнего времени считали наше вооружение старым,ржавым,времен СССР.Теперь у них мозг перевернулся,стали срочно разрабатывать программы что бы нас догнать.В Сирии как раз уже в боевых условиях проходит тестирование современных образцов,-и СУ-35,о котором статья выше,и другой техники.В начале ВОВ немалую роль в нашем отступлении сыграло и бездарное командное управление войсками.Сейчас все иначе(если Вы следите за этим),создан и работает современный центр управления,аналогов ему нет.Так что если в чем-то накосячим,то только по-своей человеческой глупости,а техника хорошая.

    • 44634 23602

      Наводит толик,на размышление что свою аналитику ты подчерпнул при просмотре комиксов явно детского уровня.Не было у нас прыгучих танков,а были скоростные БТ- шки,со слабой броней,плохим обзором и связью.Но в целом в танковых боях немцы не имели преимуществ,а основные потери наши несли с воздуха и при отступлении из за плохого снабжения,той же горючкой.Почитай мемуары,хоть это и трудно после комиксов,но нужно.)

  • 834 -59

    А из чего собираются росиянские аэропланы? И где их можно посмотреть?

  • 1956 130

    Stelm: Всё таки АНАЛОГОВ нет? ХИ-ХИ.

    • 13186 12184

      Анатолий,ну ей богу невнимательно же читал….Я написал С ТАКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ нет,привел пример С400,у пиндосов “Пэтриот”,наш “ПанцирьС”,-у пиндосов вообще подобного нет,очередь на его покупку выстроилась у иностранцев до 2018 года….Вооружение у нас хорошее,только его мало,пока.

  • 674 354

    На словах выигрывать легко.НАТО всегда объективно оценивало Советское вооружение (оно же Российское),и давала им свих классификации и не принижало их военный потенциал.Шапками они точно не кидают.Наоборот говорят:”смотрите,что у Русских,нам нужны деньги,что бы сделать лучше”.Многим не понравится,но многие их виды вооружения на шаг впереди,и они уже в армии,а не на стадии испытаний.Мне нужна ОБЪЕКТИВНОСТЬ,а всю жизнь пропаганду подсовывают.ВПК должен работать,а не телевизор с виртуальными победами.

    • 44634 23602

      Если не секрет Андрей то поделись,что у них за чудо оружие которого нет у нас.И почему их новейший фрегат в прошлом году был практически обезоружен всего лишь одним устаревшим Су 24 вооружённым новейшим комплексом электронной борьбы.

      • 674 354

        Где я написал,что какого то аналога нет? Хотя этого пока нет http://newsland.com/community/5652/content/4921594. Ударные беспилотники, только в этом году должны поступить в армию РФ http://topwar.ru/87760-.html,а у Израиля и США уже второе поколение на подходе.Хотели кстати у Израиля закупать. РЭБ они обкатывали в Югославии,и последний раз в Ливии успешно использовали.Я надеюсь,что наши корабли защищены от РЭБ,но если честно не уверен. Остальное в разной степени сопоставимо по качеству,но по количеству как быть? Вооружение стран НАТО и РФ в лоб пока не сталкивалось. Я не уверен в защищенности наших новейших танков от “Джавелинов” например. Не одного воздушного боя не было. Был сбитый самолет и “удар в спину” не оправдывает отсутствие защищенности СУ-24. Мы не знаем как поведет себя даже С-400,на мишень типа F-35. Русский человек верой силен,ею же и слаб. Я на веру не принимаю статьи о никчемности вражьей силы, вижу только кидание шапками пока.

        • 44634 23602

          Насчёт танков на АННА полно роликов снятых игиловцами как похожими на джавелин птурами бьют по нашим 72.Ну не очень если стоит активная броня,был разок попадание с крыши В башню сверху без активной брони.Танк сгорел,но водила все таки успел выскочить.Надеюсь видел кадры пробитых В бочину абрамсов обычным советским рпг7.Насчёт авиации так сами амеры признают слабость своих Ф16 В реальном бою.Ракеты наши бьют дальше позволяя безнаказанно уходить после пуска.Насчёт старых крылатых ракет,так наши С 300 испытывались на наших более быстрых с коэффициентом поражения 0,8.По С 400 данных нет.Электромагнитное оружие разрабатывается более 10лет а толку.Эффективность рассчитана В статье одной как не представляющая развития низко эффективная модель,по памяти пишу может что не так.)Ну что она будет сбивать если на неё пустят несколько ракет.Одна энергетическая установка потребляет с небольшой ядерный реактор.Все это тупиковый виды вооружений как и снятые амерами истребители невидимки.Бомберы оставили пока,так как заменять нечем.А у нас тот же ТУ 160 не имеет аналогов.Про новинки РЭБ даже не буду и говорить,амеры отстали на порядок.Если бы имели полную уверенность,то давно б напали на нас исподтишка,почему и турков подталкивают как грузин на жернова.Сами то все равно будут свысока наблюдать.Только Эрдоган не дурак,понял что падмоги не будет,только обещания,вот и просит Путина о встрече.Ага щас,некрен было подставлятся с самолетом.Сбили то амеры,а турки теперь В дурачках,но гордых.)

  • 24645 16416

    http://mikle1.livejournal.com/2737837.html?nojs=1

    Всего к 20 мая в ходе агрессии против Югославии блок НАТО потерял 109 самолетов (сбиты безусловно), еще 15 самолетов сбиты вероятно, 12 самолетов повреждены. Сбито 16 вертолетов и 18 БПЛА, а также 164 крылатых ракеты «Томагавк» (этих эпизодов в данном документе нет)…

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)