Сталинград – битва за будущее
Когда 22 июня 1941 года солдаты Вермахта пересекали советскую границу, они были уверены, что через четыре месяца будут маршировать победным парадом по Красной площади. Ведь фюрер обещал. Да, и как не поверить? Позади Варшава и Париж и почти вся Европа у ног Германии.
Шёл второй год войны. Середина июля. Непокорённая Москва осталась далеко позади, а впереди блестела, величаво неся свои воды Волга. После неудачи под Москвой Волга стала главной целью Вермахта. Ох, и горькой же окажется волжская водичка для немцев, а вместе с ними и для итальянцев, румын, финнов, хорватов и венгров – гостей непрошенных, а потому и привеченых хмуро.
Немец – хороший солдат, всегда готовый исполнить любой приказ. Фюрер велел взять город и удерживать его любой ценой. И дело не в том, что город носит имя заклятого врага Гитлера. Сталинград был очень важным транспортным узлом, взятие которого отрезало Советский Союз от юга страны, а немцам открывало путь к бакинской нефти.
И немцы навалились на город всеми силами. Пехота и танки прорывались по суше, а сверху на Сталинград падал смертоносный груз. Бомбардировка зажигательными бомбами привела к образованию огненного смерча, превратившего жилые кварталы в адское пекло. Позже немцы в Дрездене на себе испытают, что это такое. Ещё до взятия города он превратился в дымящиеся руины.
А немцы шли и шли, упорно продвигаясь вглубь разрушенных кварталов. Часто противников разделяла стена, этаж или лестничная площадка. А немецкой пехоте приходилось драться с советской — винтовками, гранатами, штыками и ножами. Борьба шла за каждую улицу, каждый завод, каждый дом, подвал или лестничный проход. Даже отдельные здания попали на карты и получили названия: Дом Павлова, Мельница, Универмаг, тюрьма, Дом Заболотного, Молочный Дом, Дом Специалистов, Г-образный дом и другие.
19 ноября 1942 года советские войска начали операцию «Уран». 23 ноября была окружена 6-я армия Вермахта под командованием генерала Фридриха Паулюса – одного из авторов плана «Барбаросса». Наверное, с тоской он вспоминал то время, когда с лёгкостью и предвкушением быстрой победы рисовал стрелки на картах, не зная ещё, сколь далеко от начальных планов заведёт его военная судьба.
А пока ему предстояло чуть больше двух месяцев пребывать в окружении, наблюдая как тает его армия не только от советского оружия, но и от холода и голода. Гитлер приказал ему оставаться на месте, обещая снабжение по воздуху. Но обещания Гитлера не многого стоят. 30 января 1943 года Гитлер произвёл Паулюса в фельдмаршалы со словами: «Ни один немецкий фельдмаршал ещё не сдавался в плен». А этот сдался через день, не видя возможности и смысла сражаться дальше.
2 февраля 1943 года прекратили борьбу остатки 6-й армии Вермахта. Геббельс сказал немцам, что все они погибли вместе с командиром. Но они не погибли, а оказались в плену: раненые, голодные, обмороженные, больные и измождённые. И только что бывшие их смертельными врагами красноармейцы, как могли, пытались помочь этим несчастным бедолагам. Русский солдат страшен в бою, но милостив к побеждённому.
Только с тех пор, когда у немца случается что-нибудь очень-очень плохое, он забывает своё немецкое «шайзе» и вспоминает город на далёкой Волге, где, возможно, больше 70 лет назад погиб его дед. Сталинград – страшное слово для немцев. Это как Березина для французов и Полтава для шведов. А для нас Сталинград – славное имя славной победы, символ непобедимого героизма и мужества.
2 февраля мы празднуем победу в битве за Сталинград – самой крупной битве в истории человечества. Со Сталинграда начинается победоносное шествие Красной Армии на Запад – в логово зверя. Но до этого ещё долгих два года. А пока присядем на остаток стены какого-то дома в уставшем от бесконечной стрельбы Сталинграде и помянем тех, кто не дожил до этой победы. Кто сражался до конца и погиб за Родину. За её будущее. За каждого из нас.