Иран. Долгий путь к независимости
Холодный январь 2016 года стал для Ирана весьма и весьма тёплым. И дело тут далеко не в погоде. 16 января МАГАТЭ подтвердило, что Тегеран принял все необходимые меры для остановки своей ядерной программы. Вслед за этим подтверждением, США, ЕС и многие другие страны объявили об отмене санкций в отношении Ирана. Отныне страна, которой откровенно мешали развиваться, может свободно идти к собственному благополучию и процветанию, не встречая на своём пути никаких препятствий.
Вашингтон, являющийся главной занозой в «мягком месте» Тегерана ещё с 40-ых годов XX века, наконец-то сдался, перестав оказывать давление на страну, которая некогда носила прекрасное название: Персия. Конечно, огромная заслуга в благополучном исходе лежит на плечах российских дипломатов, и Иран вовсе не намерен забывать российскую помощь. Так, например, министр торговли Ирана запретил иранским компаниям осуществлять реэкспорт турецких товаров в Россию. Небольшой, но очень приятный реверанс.
К слову, надёжным партнёром России Иран сделали, как раз-таки, США. Хоть и не по своей воле. Каким образом? Нам ответит история последних 75 лет.
Попытка обрести независимость №РАЗ
В августе-сентябре 1941 года вооруженные силы Великобритании и Советского Союза провели операцию по оккупации Ирана. Основной целью кампании была защита британско-иранских нефтяных месторождений, которые могла захватить нацистская Германия. Тогда и Британии и СССР было известно, что иранский шах Реза Пехлеви симпатизировал Гитлеру, несмотря на прибывающие из Европы толпы беженцев, поэтому, как только Пехлеви отказался добровольно впустить войска союзников на территорию страны (что предусматривал Советско-Иранский договор 1921 года), силы Антигитлеровской коалиции приступили к оккупации Ирана.
Поначалу вооруженные силы Ирана оказывали сопротивление британским и советским войскам. Однако, как только шах Реза Пехлеви был свергнут, новый премьер-министр Ирана Али Форуги отдал приказ войскам сложить оружие. 8 сентября 1941 года было подписано соглашение о расположении войск союзников, однако, Тегеран более не имел ни экономического, ни политического контроля над страной. Шахом стал сын Резы Пехлеви – Мохаммед. Однако, несмотря на то, что суверенитет Ирану был возвращен уже в 1942 году, силы союзников оставались в стране до конца войны, а в 1943 году к Британии и СССР присоединились США.
С окончанием Второй Мировой войны, казалось бы, Иран следовало оставить в покое, предоставив этой стране возможность развиваться самостоятельно. Однако если СССР и покинул занимаемый им север Ирана в 1946 году, то Великобритания (при поддержке США) осталась в качестве владельца нефтяных месторождений. Со временем Ирану и вовсе перестали выплачивать долю с добычи нефти.
Долго этот грабёж продолжаться не мог. В Иране появилась оппозиционная демократическая группа «Национальный фронт Ирана», объединившая несколько партий, которые во главу угла ставили благополучие и процветание страны. Отцом «Национального фронта» был Мохаммед Мосаддык, который в марте 1951 года, являясь депутатом Меджлиса, поучаствовал в принятии закона о национализации нефтяной промышленности Ирана. А уже в апреле 1951 Мосаддык был избран большинством голосов новым премьер-министром.
В 1952 году Иран под правительством Мосаддыка разорвал дипломатические отношения с Великобританией и поссорился с США, совершив роковую ошибку, так как этого британцы и американцы стерпеть, конечно же, не могли. Для начала «Англо-иранская нефтяная компания» задействовала механизм мирового бойкота иранской нефти. Таким образом, Иран не мог продавать свою нефть самостоятельно, а тем временем, в Штатах готовили операцию по свержению Мосаддыка. Да, он был избран демократичным путём, но для США уже тогда деньги и геополитика значили намного больше, нежели демократия и свобода.
Операция по свержению Мосаддыка получила название «Аякс», и была проведена совместными усилиями ЦРУ и британской Секретной разведывательной службой. В Иране были организованы массовые беспорядки, в результате которых Мосаддык был отстранен от власти. Шах, скрывающийся в Италии, мог спокойно возвращаться на родину, восстановив прежние отношения с США и Британией. Отставка и арест Мосаддыка ознаменовали конец иранской конституционной монархии. С 1953 и по 1979 год в Иране царила абсолютная монархия, а шах Пехлеви взял курс на радикальную вестернизацию страны.
Попытка №ДВА
С установлением абсолютной монархии в Иране начались массовые репрессии всех критиков режима. Любая оппозиция была запрещена и жестоко подавлялась спецслужбой САВАК. Первым делом шаху было необходимо избавиться от Национального фронта Ирана, в котором заключалась основная угроза монархии, поэтому многие члены этой партии были либо физически уничтожены, либо бежали из страны.
В итоге противостоять диктатуре шаха, пользующегося безоговорочной поддержкой США, в Иране могло только духовенство, самым ярким представителем которого был священник Рухолла Хомейни, позже возглавивший Исламскую революцию 1979 года. Духовенство, главным образом, опиралось на бедную часть религиозных исламских общин, где авторитет шаха, извиняюсь, был на уровне плинтуса.
В 1963 году за антишахскую деятельность и критику Запада Хомейни был арестован. Арест духовного лидера вызвал многотысячные протесты и демонстрации, которые, конечно же, были подавлены силовым путём. В итоге Хомейни был посажен под домашний арест, однако, выйдя через 8 месяцев на свободу, продолжил заниматься тем же, чем и прежде. В ноябре 1964 года Хомейни был повторно арестован и выслан из страны.
Депортация Хомейни была огромной ошибкой, которую деспотичному монарху предстоит в полной мере осознать лишь через 15 лет. Находясь за границей, Рухолла Хомейни лишь ещё больше усилил свою антишахскую деятельность, написав монументальный труд, в котором изложил основные принципы государственного устройства. Его книги и аудиокассеты контрабандой пересылались в Иран, где он с каждым днём приобретал всё большую популярность.
Следующей ошибкой шаха после депортации имама стало банальное бездействие. Пехлеви ничего не собирался менять, за что вскоре и поплатился.
Попытка №ТРИ
В январе 1978 года одна из иранских газет опубликовала клеветническую статью на Хомейни. Студенты, вышедшие на демонстрацию против статьи, были расстреляны полицией. Это, как принято считать, и стало основным толчком к началу Исламской революции. По всему Ирану бунт вспыхивал за бунтом, рабочие выходили на забастовки, а 2 декабря 1978 года в Тегеране прошла 2-х миллионная (!) демонстрация, требующая сместить шаха.
Шах Пехлеви не получил ожидаемой военной поддержки от администрации тогдашнего президента США Джимми Картера. Вашингтон не был уверен, что военное вмешательство уже как-то поможет монарху, да и сам Картер боялся вводить войска из-за негативных публикаций о Пехлеви в американской прессе. Иранская монархия была обречена, и 16 января 1979 года шах бежал из Ирана.
Восторгу митингующих не было предела, а уже 1 февраля в Иран вернулся долгожданный изгнанник – Хомейни. В стране был проведен референдум, результатом которого стало рождение Исламской Республики Иран. Согласно новой Конституции, высшая власть в стране стала принадлежать духовенству в лице имама Хомейни (после смерти – приемнику), а гражданскую и политическую власть должны были осуществлять президент, меджлис и премьер.
Независимость ON
В ноябре 1979 года группа радикально настроенных студентов захватила посольство США в Тегеране. В плену оказалось 66 сотрудников американского посольства, 13 из которых были практически сразу освобождены (женщины и афроамериканцы), а 1 был отпущен чуть позже из-за серьезной болезни. Иран потребовал у США выдать бежавшего шаха, однако, Америка отказалась, обложив Иран санкциями, будто бы это могло как-то помочь. Штаты попробовали освободить заложников самостоятельно, но операция «Орлиный коготь» закончилась полным провалом.
В итоге всех заложников освободили лишь 20 января 1981 года (52 человека находились в плену более 1 года) при посредничестве правительства Алжира. Мало того, что Иран уже находился под гнётом западных санкций, так ещё и в 1980 году на страну напал Ирак, начав затяжную войну, которая продолжалась в течение 8 лет.
США сказали своё слово и в Ирано-Иракской войне, спровоцировав один из самых громких скандалов 80-ых. Дело в том, что после того как Ирак перешёл в наступление, США ужесточили санкции в отношении Ирана, запретив продавать Тегерану любые виды вооружений, намереваясь, тем самым, добить молодую исламскую республику. Однако отдельные члены администрации США продолжали в обход всех запретов тайно поставлять оружие в Иран. Деньги с продажи оружия шли на финансирование никарагуанских повстанцев-контрас, так же, несмотря на запрет Конгресса. Дело получило название в прессе «Ирангейт» (по аналогии с «Уотергейтом»).
Тут стоит отдать должное Ирану. Несмотря на десятилетия санкций, а также войну с Ираком и непосредственную близость террористов «Исламского государства», с 1979 по 2007 год ВВП Ирана увеличился в 6 (!) раз. Население – в 2 раза, а уровень грамотности – в 3 раза. Однако в то же время экономика Ирана страдает от сильной инфляции.
Снятие в 2016 году всех санкций с Ирана, безусловно, сулит этой стране дальнейшее процветание. Уж если Иран в условиях санкций не позволил экономике рухнуть, то теперь и подавно. Иран уже договорился с Китаем о стратегическом сотрудничестве сроком на 25 лет, подписав за одну встречу порядка 17 договоров и соглашений. Так же председатель КНР и духовный лидер Ирана обсудили на встрече возможность создания современного Шёлкового пути, что сулит так же немало выгод, как Китаю, так и Ирану. Однако в условиях напряженной ситуации на Ближнем Востоке, эту идею придется пока заморозить.
Также Иран по-прежнему активно развивает отношения с Россией, которая стала непосредственным участником переговоров по иранской ядерной программе. На сегодняшний день Иран является государством-наблюдателем в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и союзе БРИКС. В принципе, освободившись от санкций, Иран легко может интегрироваться в обе организации, став в них полноправным участником, способным привнести много полезного.
Иран прошёл долгий путь к полной политической, духовной и экономической независимости. Сегодня у Ирана есть все шансы стать самой могущественной и процветающей страной на Ближнем Востоке. Думаю, Тегеран не постесняется их использовать.