Борьба за польский суверенитет набирает обороты
Политика – это борьба интересов больших групп людей. Если борьба, то, значит, есть конфликт. Конфликты можно решать двумя способами. Первый способ очень простой: дубиной по башке и на два метра под землю. Нет человека – нет проблем. Но можно же и самому огрести. Нехорошо. Лучше всё-таки договариваться. А как договариваться, если договаривающихся не двое, не трое, а тысячи и даже миллионы? Вот для этого и придумали парламенты и демократию.
При демократии любое решение принимается большинством голосов. При этом те, кто голосовал за другой вариант, не подвергаются репрессиям. Они подчиняются принятому решению и работают над тем, чтобы в следующий раз победить. Винить в своём проигрыше они могут только самих себя: не смогли убедить большинство в своей правоте.
Но ведь признавать свои ошибки тяжело и неприятно. И хуже всего это даётся главным «поборникам» демократии – либералам. Мы по своей стране знаем, что после череды сплошных неудач наши либералы вместо того, чтобы проанализировать свои ошибки, стали обвинять народ в неправильности. Я не буду вспоминать весь набор ярлыков, которые они вешали и вешают на свой потенциальный электорат.
Не отличаются самокритичностью не только российские либералы, но и либералы всей Европы. Политика открытых дверей в отношении мигрантов и кризис беженцев вызвал понятное недовольство местных жителей, которые стали отдавать всё больше голосов за патриотические силы, которых оппоненты окрестили евроскептиками.
Во Франции только совместные усилия республиканцев и социалистов лишили Национальный фронт победы. А вот в Польше победили правые – консервативная партия «Закон и справедливость» во главе с Ярославом Качиньским. Думаете, проигравшие занялись анализом своих ошибок? Ничуть! Они свой проигрыш свалили на избирателей. Мол, поляки поддались предвыборным обещаниям консерваторов.
Но кто ж виноват-то, что консерваторы оказались убедительнее? Тем более, что проигравшие выборы находились у власти и имели все шансы понравиться полякам, чтобы те снова проголосовали за либералов и либеральную экономику. Но с делами-то у них плохо. Либералы превратили Польшу в американский протекторат. Приход к власти консерваторов поставил под угрозу это положение.
Отсюда и весь переполох в связи с решением польского сейма внести некоторые поправки в закон о Конституционном суде. Понятно, что ставшая теперь оппозиционной либеральная пресса во всю пытается представить эти поправки злодейством, направленным на ограничение прав конституционного суда, а в конечном итоге – сворачивание демократии и установление диктатуры. Лех Валенса и вовсе заявил, что Польша находится на грани гражданской войны и призывает к досрочным парламентским выборам. Раздаются и окрики из Брюсселя и Вашингтона. Мол, польские власти нарушают принцип верховенства закона.
Очень интересны все эти заявления. Посмотрим же на сами поправки. Так ли уж они страшны, как ими пугают? Собственно, поправок две. Теперь для принятия решения недостаточно простого большинства голосов, а нужно набрать две трети. Кроме того, для кворума необходимо присутствие 13 судей, а не 9, как было раньше. И что же тут страшного? Где тут угроза демократии?
Конституционный суд – это высшая судебная инстанция страны, принимающая решение по самым важным вопросам. Можно ли к этому относиться легкомысленно? Нет. Все члены Конституционного суда обязаны являться на заседания. Это их долг. Фактически закон требует от судей исполнения ими должностных обязанностей. Демократии это никак не угрожает.
Мало того. Девяти человекам легче сговориться друг с другом для принятия солидарного решения, чем тринадцати. Не зря же Качиньский назвал Конституционный суд «бандой дружков» и пообещал эту банду разбить. Ещё четыре мнения добавятся к девяти, т.е любой вопрос будет рассмотрен более тщательно. И поскольку теперь требуется две трети голосов для вынесения вердикта, вердикт окажется более взвешенным.
Консерваторы подготовили огромную программу реформ в социальной сфере, которая фактически означает сворачивание либерального курса. Один пункт об уменьшении пенсионного возраста чего стоит! Собирается партия Качиньского нанести удар и по ювенальной юстиции. Детей перестанут отбирать у родителей только из-за их бедности. Для поддержки семей разработана программа, напоминающая наш «Материнский капитал».
Но самое-то главное, что вместе с либералами от власти были отодвинуты олигархи, связанные с Вашингтоном, и естественно, проводившие политику Вашингтона. И сейчас эти олигархи разогревают политическую ситуацию в Польше, выбрав своей мишенью поправки к закону о Конституционном суде. Против этих поправок ополчились чиновники Евросоюза, которые требуют их немедленной отмены и даже угрожают санкциями.
Но больше всего Вашингтон и Брюссель напрягает возможность того, что патриотично настроенные консерваторы начнут самостоятельный диалог с Москвой. И руководствоваться в этом диалоге они будут не чужими методичками, а национальными интересами своей страны. А это кошмарный сон Вашингтона, если кто-то в мире дерзает отстаивать свои интересы.
Не факт, что нам больше понравится новая политика Польши в отношении с Россией. И не факт, что наши отношения резко потеплеют. Но с этими людьми хотя бы можно будет разговаривать, зная, что они говорят от себя, а не выполняют чьи-то поручения. А пока поляки празднуют Рождество и едят запечённого карпа. Пожелаем им счастливого Рождества и успехов в новом году.
Евгений Радугин