Ответим Турции по-путински
В недавнем послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин не мог не упомянуть обострившиеся отношения с Турцией. Ответ на агрессию будет, и одними экономическими запретами дело не ограничится. Вариантов ответной реакции множество. Об одном из них хотелось бы рассказать подробнее.
Ассоциация ЛСОП (Лига содействия оборонным предприятиям) выступила с предложением назвать 7-й Ростовский переулок именем пилота сбитого в Сирии бомбардировщика Су-24 Олега Анатольевича Пешкова. Глава Лиги сообщил, что соответствующее письмо уже отправлено мэру Москвы Сергею Собянину. Естественно, переулок выбран неслучайно, ведь именно там расположено здание посольства Турции.
Оставим в стороне этический вопрос и рассмотрим правомочность такого переименования.
Тема переименований сейчас довольно популярна. Москвичи активно обсуждают перспективу переименования станции метро «Войковская». А до этого либерально настроенные граждане ратовали за присвоение Москворецкому мосту имени Бориса Немцова. Благодаря этому все нюансы подобного процесса разобраны довольно подробно.
Итак, основные правила наименования улиц столицы описаны в девятой статье закона «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы».
Текущее название (7-й Ростовский переулок) появилось в результате переименования в начале XX века и не имеет особой исторической ценности. С этой точки зрения переименование вполне возможно.
Называть улицы именами героев не противоречит исторически сложившимся традициям присвоения топонимов в Москве, так что и по этому пункту все в порядке.
Вся загвоздка в последних двух пунктах статьи. Во-первых, название улицы должно быть мотивированным. К этому вопросу вернемся чуть позже. А во-вторых:
«Присвоение имен, фамилий известных жителей города Москвы, граждан Российской Федерации и иностранных граждан может производиться только новым улицам и по истечении 10 лет со дня смерти указанных лиц, за исключением случаев, когда такое присвоение рекомендовано Президентом Российской Федерации и Мэром Москвы».
Указом президента подполковнику Пешкову было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). В соответствии с этим высоким званием на родине Героя должен быть установлен бронзовый бюст. Правда, на это необходим отдельный указ президента. Пока же губернатор Алтайского края приказал установить в родном селе Олега Анатольевича мемориальную доску. Открытие запланировано уже на 23 февраля 2016 года.
Но кто сказал, что бронзовый бюст в селе Косиха должен стать единственным памятником нашему соотечественнику?
Из интервью председателя комиссии Мосгордумы по монументальному искусству Льва Лавренова «Новой газете», которая лоббировала установку памятника Немцову, мы знаем, что памятники в Москве устанавливаются исходя из трех критериев: значимости человека, месте предполагаемого размещения и финансирования.
Значимость Героя России не подвергается сомнению, у нас таких немногим больше тысячи на всю страну. В качестве места можно использовать небольшой сквер в конце нынешнего 7-го Ростовского. Там как раз есть свободная площадка, и при этом памятник не будет мешать пешеходам, как неудавшийся монумент на Москворецком мосту. А уж собрать денег на такое дело вообще не тяжело. На фильм «28 панфиловцев» собрали даже больше необходимого, а тут речь идет о гораздо меньшей сумме.
Таким образом, препятствий для установки памятника нет. А теперь возвращаемся к пятому пункту девятой статьи о наименовании улиц. Сразу после принятия решения об установке памятника появляется однозначная мотивация для переименования 7-го Ростовского переулка в улицу имени Героя России Олега Пешкова. Останется только получить рекомендацию президента и мэра Москвы. Реально ли это? Безусловно.
Теперь вернемся к этической стороне переименования. Может ли Россия позволить себе такого рода действия? А почему нет? Некоторые страны совершенно сознательно называют улицы именами откровенных террористов, преследуя при этом только одну задачу — насолить России. А мы хотим назвать переулок именем нашего летчика, который погиб, сражаясь с заразой, грозящей всем без исключения жителям планеты. Такое имя нельзя не увековечить.
Не буду скрываться за формулировками, такой ход будет весьма болезненным уколом в адрес Турции. Но уколом справедливым и заслуженным.
Комбинация в стиле нашего президента. Никаких обоюдных экономических потерь, никакого прерванного сотрудничества. Но с каждого конверта, депеши, телеграммы, ноты, заявления, — с любого официального документа, вплоть до счета за заказанную пиццу, на работников турецкого посольства будет смотреть имя сбитого их страной русского летчика.
Пусть помнят.
Илья Новицкий