Игра Minecraft – утилизация творческого потенциала

2829 1

С созданием и усовершенствованием компьютерных технологий виртуальное пространство также прогрессировало. От первых игровых автоматов до новейших технологий нас разделяет совершенно небольшой промежуток времени, однако увлеченность людей всей этой виртуальностью растет в геометрической прогрессии. Не будем вдаваться в историю создания компьютеров и игр, а сразу перейдём к проблеме нашего общества – игровой зависимости от виртуального мира.

В этой статье мы хотели бы поговорить о популярной игре Minecraft. Давайте рассмотрим её со всех сторон, выявив плюсы и минусы, очевидные и менее явные, скрытые аспекты игры. Ведь так или иначе, всё это отражается на реальной жизни геймеров и их близких. Какие внутренние качества она формирует и чему может научить? Так ли эта игра безопасна?

Знакомство с Minecraft

Официально игра Minecraft позиционирует себя как компьютерная инди-игра в жанре песочницы с элементами симулятора выживания и открытым миром. Если говорить проще, то это уникальная игра, где можно своими руками делать предметы и воплощать в жизнь самые невероятные архитектурные фантазии, а потом и жить в них. Средневековые замки, деревянные корабли и целые города – можно построить всё что угодно, кирпичик за кирпичиком. Эдакий мир конструктора Lego, только в виртуальной реальности.

Стоит отметить, что Minecraft является творением шведского гейм-дизайнера и программиста Маркуса Перссона. Перссона вдохновили такие игры, как Dwarf Fortress и Dungeon Keeper. Спустя некоторое время программист основал компанию Mojang, выпускавшей в течение некоторого времени игру, а в дальнейшем она была продана Microsoft.

Возрастной рейтинг игры – 12 лет, а основная реальная аудитория Minecraft – дети, не достигшие даже 14 лет. Но изначально игра не рассчитывалась на юных игроков. С каждым днем дети все больше сидят за этой игрой, забывая обо всем остальном. Данная ситуация уже всерьез начинает беспокоить родителей малолетних геймеров. Некоторые родители считают, что эта игра заменяет своим отпрыскам реальных друзей и остальные возможные виды деятельности. Решают эту проблему они вполне легко: либо ограничивают времяпровождение за компьютером, либо отбирают игрушку из рук детей вовсе. В то же время другие родители считают, что эта игра способствует развитию креативности, дает простор для творчества и позволяет общаться со сверстниками. И тут начинаются споры.

http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2015/11/igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-1.jpg

Мнения разделяются

Как утверждают многие родители, эта игра благоприятно влияет на развитие креативного мышления детей. Она позволяет использовать многочисленные материалы для постройки невероятных архитектурных сооружений. Комбинации и сочетания различных элементов могут создавать новые сложные строительные материалы. Они, в свою очередь, представляют широкий плацдарм для творчества ребёнка.

Строится цепочка простых действий, которые нужно выполнить для достижения какого-то результата, например постройки чего-то грандиозного, по меркам ребёнка. Эта цепочка имеет логику в нашем мире, поэтому так нравится детям. Но понимание и взаимосвязь событий в игре примитивные и плоские, что, несомненно, вредно для ребёнка.

Давайте объективно взглянем на ситуацию. Если провести в игре некоторое время и разобраться с тонкостями её механики, она кажется не такой и творческой, как полагают некоторые родители. На самом деле, креативность игры заложена в саму программу – это большое количество комбинаций, материалов и инструментов. Игрокам остается единственная задача – создавать более сложные конструкции. Несмотря на то, что на первый взгляд игра кажется творческой, в действительности это достаточно монотонная деятельность. И большинство детей в связи с этим испытывают раздраженность после длительного периода игры. Minecraft не имеет открытого финала, который стимулирует творческое мышление, а скорее, предполагает достаточно однообразную разработку бесконечных зданий.

Игра наполнена разнообразным миром флоры и фауны. В Minecraft дети конструируют и исследуют бесконечное число новых миров и манипулируют ими с беспрецедентным контролем и точностью. В ней встречаются диковинные растения, цветы, злаковые культуры, деревья, большое количество зверей, как диких, так и домашних животных.

Но сама по себе игра Minecraft – это мир, состоящий из кубов и пикселей. Как флора, так и фауна – всё нарисовано примитивно и искажённо, очень ярко, с использование кислотных цветов. Такая беспорядочная графика очень быстро «садит» зрение и пагубно сказывается на пространственном восприятии окружающего мира. Никакие текстурные расширения тут не помогут, все объекты всё равно будут квадратными.

Да и большинство представителей животного мира игры – кровожадные монстры. С самых первых шагов в игре мир являет собой агрессивную среду, в которой необходимо обороняться от монстров, защищаться от набегов неприятелей, создавая примитивный мирок для собственного благополучия и безопасности.

http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2015/11/igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-2.jpg

Виртуальные друзья тоже познаются в беде?

Но как же социальная составляющая игры? Если дети играют в онлайновую версию, то они заводят знакомства со сверстниками и находят новых друзей. Следовательно, как считают некоторые родители, запретить игру – это значит отделить своих детей от друзей. Но не спешите с такими выводами, не всё так однозначно, как кажется.

Мир игры Minecraft – полностью меркантильный мир, законы которого построены на добыче ресурсов и накоплении благ. И этих самых благ зачастую недостаточно для всех игроков, поэтому им приходится прибегать к соперничеству друг с другом намного чаще, чем к дружбе и сотворчеству. В игре достаточно просто убить более слабого игрока, чтобы забрать себе его имущество, переносимое игроком в рюкзаке. Но этим всё не ограничивается. Разрушив постройку другого игрока, можно поживиться редкими материалами, из которых эта самая постройка была возведена. Так, для многих юных геймеров такие понятия как вандализм и мародёрство идут рука об руку со всем игровым процессом. Присвоить блага другого – самый простой способ заполучить ресурсы, пустяковое дело. Не придётся тратить уйму времени и сил на однообразную монотонную деятельность по добыче материалов в опасных подземельях.

И самое интересное то, что такие действия ничем не пресекаются. Благополучно разграбил другого игрока – и тебе ничего за это не будет. Максимум, что может произойти – получишь поток отборных оскорблений, матов и угроз. И не удивляйтесь, что в эту игру играют в основном юные ребята – школьники, их лексикон очень богат и разнообразен, когда речь идёт об ущемлении власти и собственного эго.

Одной из социальных особенностей в игре является мелкое хулиганство и пакостничество. Юные игроки, которые находятся в игре достаточно давно, ищут новые, более изощрённые способы получения удовольствия. Таким образом, можно встретить смертоносные ловушки, расставленные среди построек других игроков, не говоря уже о банальном затоплении и поджоге жилища.

Всё вышесказанное имеет силу, если выбран режим игры «Выживание», но рассмотрим и другой режим под названием «Творческий».

http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2015/11/igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-3.jpg

Как делается рейтинг: конвейер контента

В режиме «Творчество» игроки имеют неограниченный доступ ко всем предметам, вещам, и строительным блокам, их больше не нужно добывать или воровать. Можно посвятить время исключительно творчеству – созданию любых архитектурных построек. Но если что-то было создано, то очень захочется показать своё творение кому-либо. И стремление похвастаться не всегда ограничивается демонстрацией своего шедевра родителям. Вот отсюда и растут ноги у тонн контента во всевозможных каналах ютуба, посвященных игре.

Вы скажете: «Интерес к игре имеет благоприятные последствия, так как дети хорошо освоили программу, научились создавать свои режимы игры, управлять игровым сервером, создавать и редактировать видео и вести на YouTube свой собственный канал».

Видео компьютерной игры Minecraft, таинственного мира для большинства родителей, собирают наибольшее количество просмотров именно на YouTube. По данным исследования, проведенного компаниями Newzoo и Octoloy, видео игры в Minecraft всего за месяц собирает 3,5 миллиарда просмотров.

Эта новость вряд ли удивит большинство родителей, которые безнадежно пытаются оттащить своих детей от экранов. Ни велосипед, ни футбол, ни пикник в парке не способны отвлечь внимание юных геймеров от часов просмотра роликов, в которых другие люди создают строения из маленьких пиксельных кирпичей.

Эту увлеченность родители называют по-разному: одни называют это развитием, другие – зависимостью. В действительности же видеоконтент на ютубе – это крючок, входной билет в мир утилизации творческого начала ребёнка. А дальше замкнутый круг. Разработчикам «капают» деньги, а ребёнок становится игровым наркоманом.

Майнкрафт – это игра, а значит, здесь во главе всех действий стоит удовольствие, которое ребенок получает от набора ограниченных действий и предсказуемых результатов. О каком самоконтроле и осознанности выбора можно говорить, когда речь идет о 6-7-8-летнем ребенке?

Да, справедливо предположить, что зависимость от игр во многом зависит от характера ребенка, его психологического типа личности, восприимчивости и т.д., но зависимость от компьютерных игр еще и прямо пропорциональна их примитивности.

Все компьютерные игры очень вредны, особенно для детей. Они создают психологическую зависимость, у детей нервная система не до конца сформирована, они быстро привыкают, хотят играть постоянно. А Майнкрафт – это квадратный мир, формирующий упрощенное восприятие действительности и плоскость мышления.

Самое страшное в этой игре – скрытое пагубное воздействие. Даже взрослые люди пишут такое: «Это самая спокойная, мирная и творческая игра из всех играных моими детьми, я очень рада, что они ее скачали. Она явно лучше всяких стрелялок, где кровищи полно или надо постоянно драться и убивать, она творческая и в ней есть смысл» А может, взглянем правде в глаза, и не будем выбирать из двух зол меньшее?

Дети в этой игре ищут славу и признание среди других игроков и сверстников. Они хотят обрести чувство значимости в этом мире, своей полезности, раскрыть свой потенциал.

Если сравнивать эту игру с книгами, то Книги развивают мышление, фантазию (не ограниченную возможностями игры), учат грамотности и умению мыслить, углубляясь в детали, причины и следствия.

http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2015/11/igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-10.jpg

Виртуальная свобода или реальное воспитание?

В многочисленных статьях и сообщениях на форумах и сайтах родители жалуются, что Minecraft завладела жизнью их чад, они пренебрегают домашними делами и школьными заданиями, раздражены, когда им запрещают играть. Как результат, многим родителям приходится запрещать эту игру вообще либо строго ограничить время за компьютером. Один отец так пояснил свое решение ограничить время: «Minecraft, как и иные игры, вызывающие зависимость, безгранична, а детство детей – нет. Я бы хотел, чтобы они познавали не виртуальный, а реальный мир».

Ребенок должен играть в настоящие, “живые” игры, где действуют свои физические законы, а не придуманные и искажённые. Виртуальные миры очень опасны мгновенным и определенным результатом. Реальная же жизнь неопределенна, многогранна и неочевидна. Поэтому привлекательнее знакомиться с миром Майнкрафта, который исследовать гораздо проще для ребёнка. Это самостоятельность, вседозволенность, отсутствие обязательств и наказаний, словом, «безграничная» свобода. Но самое лучшее образование то, которое учит жить и ориентироваться в реальном мире, а не в виртуальном, как бы сложно это не было.

Чтобы научиться думать в стиле «А как это работает» нужны не компьютер и Майнкрафт, а увлеченность и пытливость ума, которая может быть врожденной или ее могут привить родители, занимаясь с ребенком, воспитывая его. А дальше ребенок должен учиться что-то творить не нажимая на кнопки, а своими руками (мелкая моторика очень полезна для речевого аппарата), например, собирая модели парусников или самолетов.

Лучше уж творить в реальном мире. А всё творчество в виртуальных мирах – это утилизация энергии творчества, простая и бессмысленная её трата, бесполезная.

Предлагаем ознакомиться с классификацией выявление игровой зависимости у детей. Стоит отметить, что данная классификация подходит не только для игры Minecraft, но и для любой другой онлайн РПГ и ММОРПГ игры.

http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2015/11/igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-7.jpg

Классификация выявления игровой зависимости

Первая стадия:

Эта стадия отличается своей безобидностью, но может послужить отправным пунктом в эту самую зависимость. Здесь ребёнок знакомится с игрой ради интереса, этому могут способствовать такие моменты как: развлечения с друзьями, скука, лень, а также наличие огромного количества свободного времени, которое нечем занять. Характеризуется эта стадия тем, что мыслительный процесс об игре происходит только в момент непосредственного с ней взаимодействия, время взаимодействия спонтанно.

Вторая стадия:

Игра начинает заполнять свободное время ребёнка, не ущемляя при этом более важные дела: работу по дому, учёбу и другие бытовые дела. При этом всё же у человека появляется жажда виртуальных сражений.

Третья стадия:

Происходит совмещение или оттеснение некоторых занятий, например, ребёнок начинает есть во время игры или пытается уменьшить время прогулки с собакой, для того, чтобы поиграть. В голове начинает бурно развиваться процесс увлеченности, мысли о событиях или поступках в игре появляются в течение всего дня. Если ваш ребенок перешел на третью стадию – уже сейчас требуется немедленное вмешательство.

Четвертая стадия:

Если ребенка не остановить, то начинается четвертая стадия. Она характерна заменой важных дел, таких как уборка, домашние задания, прогулки с друзьями и т.п. Мысли на 50-70% заняты игрой в Майнкрафт.

Пятая стадия (критичная):

Человек предпочитает больше уделять внимание игре, чем некоторым физиологическим потребностям: есть, пить, ходить в туалет. 98-100% мыслей — о том, как прокачать новый уровень и надеть более хорошую броню.

Первая стадия вообще не опасна даже для психического здоровья. Вторая и третья влияют на внутренний баланс и вовлеченность в игровой процесс, который в реальной жизни ничем не поможет. Четвертая непосредственно влияет на жизнь человека, он начинает неохотно общаться, его речь будут содержать много слов или аналогий из игр, он будет мало уделять внимания саморазвитию, учёбе, работе, семье, общению. Пятая стадия погружения действительно угрожает жизни, оказывая влияние на психику.

Что же делать в случае, если игровая зависимость ребёнка находится на третьей, четвертой или пятой стадии? Как отучить от игры своего ребёнка? Предлагаем несколько простых советов, которые смогут в этом вам помочь.

Экспертный комментарий психолога М.Новицкой о подростковой игромании:

Как избавить ребёнка от игровой зависимости

  1. Врага надо знать в лицо. Постарайтесь вникнуть в суть этой игры, определитесь, почему она опасна для вашего ребенка. Выясните, что его привлекает в “Майнкрафт”, так вам будет легче предлагать альтернативы.
  2. Пусть процесс “отлучения” происходит постепенно. “Майнкрафт” имеет несколько режимов. Для начала договоритесь с ребенком играть только в режиме “Креатив”, где можно строить парки, здания, самолеты, корабли и нет никакого насилия и жестокости.
  3. Договоритесь о времени, которое ребенок может посвятить игре. Заведите на компьютере отдельный аккаунт, который будет отключаться через 1-2 часа после начала сеанса.
  4. Если ребенку нравится строительство в виртуальном мире, перенесите его увлечение в реальность. Купите конструктор и стройте вместе: покажите, что и в нашем трехмерном пространстве можно создать много всего интересного.
  5. Если в компьютерной игре ребенка привлекают приключения, интересные задания и поиски, устройте ему квест в реальности. Организуйте семейный поход на природу, в горы, придумайте задания, заранее спрячьте “сокровища”, подключите к игре всех членов семьи.
  6. Составляйте распорядок дня таким образом, чтобы у ребенка оставалось меньше времени на компьютерные игры вообще и на “Майнкрафт” в частности. Если после школы и домашних заданий у него все еще остается много свободного времени, запишите его на спортивную секцию или в какой-нибудь кружок.
  7. Самое важное – не упустить тот момент, когда ребенок еще готов оторваться от гаджетов и пойти с вами на прогулку в парк, в кино, отправиться в гости и предаться другим радостям реального мира.

http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2015/11/igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-6.jpg

Человек, начинающий играть в компьютерные игры, попадает в так называемую виртуальную реальность, хотя этого не осознает до тех пор, пока не перестанет играть вообще. Виртуальная реальность опасна для психики. Для этого нам бы хотелось поделиться с вами несколькими историями, найденными на просторах интернета, в которых центральное место занимает игра Майнкрафт.

Случай в школе

Работаю учителем 1 класса давно. Есть ученик, мальчик умненький, способный мальчишка, обычный, в целом, на сегодняшний день ребёнок. Правда, имеются небольшие проблемы в саморегуляции, поведении, прослеживается гиперактивность. Всё было неплохо до нового года, когда дети не вернулись с каникул.

Я просто его не узнала – сплошные истерики на уроке, чуть что – слёзы, отказ от работы. Сначала не придала этому значения, первый день после каникул, видимо…

На следующий день ребёнок категорически отказывался заходить в класс, стоял в коридоре угрюмый. Вышла, поговорила с ним ласково, вроде одумался – сел учиться. Но к последнему уроку всё дошло до того, что выл сидя под столом, рыдал, кричал «школу ненавижу, все дебилы, хочу сидеть дома и играть в Майнкрафт». Дословно, он орал так, как будто у него ломка.

Конечно, сразу позвонила маме, разговаривали долго. Мама сказала, всё, игру удалим и с компьютером повременим.

Днём позже, что тут было! И выл и под партой рыдал, и по классу ходил… Начал бить одноклассников с жуткой злобой. Говорит, что всех и вся нанавидит, давайте мне Minecraft! Ходил по школе с телефоном, пытался найти Wi-Fi, чтобы на телефон скачать игру. Опять звоню маме, всё рассказываю. Посоветовала срочно искать психолога, идти к неврологу, говорить с сыном, начать хоть что-то делать, по наклонной же всё покатилось. Пригласила её в школу посидеть на уроках.

Четверг. Сегодня. До сих пор трясёт. Ребенок выл, катался по полу, грыз мебель!!! и требовал вернуть Майнкрафт. На уроках пыталась его всячески отвлекать, вызывала, спрашивала, хвалила. Результат – истерика: «Меня не спрашивают и не вызывают, меня учительница вообще не любит».

Уже посадила его на колени, прижала к себе, поила водичкой, гладила по голове, успокаивала, как могла. Так он весь трясется, рыдает и орет, что жить не хочет без Майнкрафта, что дома с балкона выпрыгнет, что нет ничего интересного в этой жизни. Кое-как успокоила.

Пошли за руку к школьному психологу. Там всё тоже: «Меня не любят, друзей нет, в школе всё плохо, один я дома одинешенек (а брат, а родители, а бабушка, которая дома постоянно?), игрушки все неинтересные, по TV нет ничего интересного. Подавай Майнкрафт». Говорит, что боится, как бы у него что-то не украли или не убили. Просто абзац!

Как спрашивают про игру – глаза горят, и говорит, говорит, говорит. Выяснили, что он не отрываясь играл все каникулы! Всё! Я ничего за 15 лет работы в школе не видела страшнее этой ломки. Это ужас. Это не передать словами просто, как наркоман без дозы.

Выдирал у одноклассника телефон из рук, чтоб поиграть. Потом выл, что у него друзей нет и никто его не любит. Приехал папа. Весь разговор сводится на одно – верните Майнкрафт. Я буду себя так вести, пока не вернете. Мне не надо ничего, пока не вернете. Рыдает, воет и весь аж крючится – верните-е-е!!! Страшно… Мне очень-очень страшно.

Я, если честно, очень растеряна и не знаю, как с ним так построить школьную жизнь, чтоб снять это состояние. Очень надеюсь, что родители срочно найдут хорошего психолога, потому что я тут чувствую бессильность. Да, загружаю его сегодня заданиями – помочь, раздать, помыть доску, спрашиваю чаще всех, вместе взятых. Но парню-то плохо.

Сыну дома сказала, чтоб я больше вообще не слышала и не видела ничего про Майнкрафт вообще. Потому что тоже была попытка подсесть, аж до истерик, но, видимо, вовремя выловили и ограничили мы это дело.

http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2015/11/igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-8.jpg

Рассказывает мама игрока в Майнкрафт

Сверстники моего сына (14 лет) сутками сидят в этой игре, по скайпу переговариваются. Я не разрешаю такое количество времени проводить возле компьютера, особенно в учебное время. Так он психовал, орал, что другим можно, а мне нет… Обращались к неврологу и к психологу, так как учебу забросил, со школы приходил – и в компьютер, даже не поев и не поучив уроки.

_______________

Ещё одна мама игрока в Майнкрафт пишет

Мои дети помешались на этой игре. Хотят сутками напролет играть в нее. Для любопытства решила тоже сыграть. Так и не поняла от чего так фанатеют дети, графика ужасная, смысл игры не понятен, рекламирует агрессию. Надо убивать зомби, некоторых можно убить огнём. Насчет графики – все квадратные: и люди, и животные, и зомби. Дети играют как в компьютере, так и вдобавок закачали на телефон. После этой игры в магазинах появились игрушки – персонажи этой игры и еще различные аксессуары, которые стоят баснословно, хотя из себя ничего ценного и не представляют. Не могу понять, почему детям так она нравится, что они готовы на все пойти, чтобы в нее поиграть?

_______________

И ещё одна мама игрока в Майнкрафт пишет

Зависимость развивается жуткая, просто мы, взрослые, на это внимания не обращаем, а реально дети пришли со школы – и в компьютер, и так до 12 ночи, сама свидетель, как одногодки сына онлайн сидят в такое время (учебное), а когда же они гуляют, помогают родителям, читают книги? Не все такие, но очень многие. А игры очень влияют на детскую психику, развивая чувство вседозволенности. В игре же можно зайти в дом, забрать вещь и ничего тебе не будет, можно спрыгнуть с крыши и тоже ничего не будет. Ребенок привыкает и переносит это на жизнь.

http://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2015/11/igra-minecraft-utilizaciya-tvorcheskogo-potenciala-9.jpg

Заключение

Уход в виртуальную реальность, как уже ранее оговаривалось, происходит из-за наличия большого количества свободного времени, не сложившейся личной жизни, отсутствия видения будущего, неимения любимых занятий и т.п.

Также нужно оговорить момент создания ММОРПГ и похожих проектов. Ни для кого не секрет, что игры производят ради денег. Для того чтобы «срубить» их побольше, нужно заинтересовать как можно больше людей, этим и занимаются их создатели. Поэтому, чем больше людей зависимы от виртуальной реальности, тем больше прибыль тех, кто их создаёт и продаёт.

Занимайтесь боевыми искусствами, рисуйте, играйте на музыкальных инструментах, читайте, общайтесь с людьми, любите, узнавайте что-то новое! – “Хочешь изменить мир – измени себя”. А если же вас всё устраивает, то помогите другим. В мире есть огромное количество занятий, развивающих вас как личность, но это точно не игра в компьютерные игры!

Рекомендуем также посмотреть наши видеообзоры:

World Of Tanks: Виртуальные герои

Компьютерные игры: Шокирующая реальность виртуального мира

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий
  • 11304 8884

    Методы воздействия на психику человека посредством таких вот “лоскутных” картинок с односложной палитрой разрабатывались ещё лет 40 назад. Эффективно для возбуждения “эпилептоидных” состояний – создания зацикленности, ступора. Выплыло в виде игрушек для зомбирования детишек.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)