Животворящий взгляд
Современные ученые какое-то время назад исследовали и описали эффект "взгляда" на человека. И назвали его эффектом Пигмалиона.
В чем же заключается их открытие.
В том, что мы транслируем свое отношение ко всему, с чем соприкасаемся. Хотим мы этого или нет, но это наше отношение, касаясь человека или предмета, оказывает на них воздействие. Такую трансляцию ученые назвали "взглядом" и провели ряд экспериментов, и вот один из них.
В американскую школу пришли 2 практикантки. Они не знали ничего об учащихся. И никакого впечатления и сформированного отношения к детям у них не было. Одной из них, указав на очень сильный класс, рассказали, что это дети слабые, их нужно "тянуть" и всячески их подталкивать, чтобы они смогли написать итоговый тест по математике. А второй практикантке, указав на довольно слабых в плане успеваемости детей, сказали, что класс сильный, и учатся там очень сообразительные дети.
Через два месяца работы этих практиканток дети написали тест. И - о чудо! - слабый класс был на высоте. Они справились с заданием с несвойственными им рвением и оценками. У "сильных" же дело пошло довольно натужно, и они написали хуже обычного. Совпадение? Как я уже написал, это был ряд подобных экспериментов, и совпадения не было. Результаты были аналогичными во всех случаях.
Что же произошло? Дело было во "взгляде" - отношении педагогов к детям. Психика ребенка очень пластична и подстраивается под отношение к нему гораздо быстрее, чем у взрослого. И довольно быстро дети ухватили отношение к себе как к сильным или как к слабым и... действительно стали такими: сильные ослабели и слабые - стали сильнее. На взрослых этот эффект действует так же, разница лишь во времени воздействия. Оттого в сфере развития взрослых также стал известен эффект взгляда - эффект Пигмалиона, и, например, передовые западные компании учитывают этот эффект в подборе кадров и в командообразовании.
Не случайно говорят, что человек - "жертва своего окружения" или что "нет пророка в своем отечестве". К сожалению, от "взгляда" окружения зависит, сможем ли мы реализовать в себе то лучшее, что в нас есть; или же нам придется реализовывать и развивать те недостатки, которые конечно же есть у каждого.
И я вот что думаю. У русских принято ругать себя, страну, свою семью, своих друзей, незнакомых людей, казнить неугодное правительство, объединяться по принципу "против кого сегодня дружим, девочки". А ясно ли нам, что мы своим отношением делаем тех, кого так яро критикуем, как раз такими, какими мы их видим? Ведь я говорю уже не о гипотезе, а о доказанном эффекте воздействия нас с вами на других людей. Понятно ли нам, что мы буквально рубим сук, на котором сидим, и вредим своей же собственной жизни и благосостоянию, желая своему же правительству провалиться сквозь землю? Это недальновидно во всех отношениях.
Можно ли изменить свой взгляд? Можно, хотя и непросто.
Как это сделать? Попробую описать этапы.
1. Стать сильным настолько, чтобы не зависеть от взглядов других на тебя.
Фактически обрести психологию сильных, управляющих ситуацией и людьми. О психологии сильных и слабых - отдельный рассказ. Но если вкратце, то это познавший и победивший себя в разной степени. Но даже здесь эффект Пигмалиона может "догнать", ведь и сильные иногда слабеют. Ну и массированная атака взглядов, прикованных к тебе, все же может свалить с ног любого героя. Так было с Периклом, который умер от стрел взглядов недовольных граждан Афинского государства: по официальной версии его свалила чума. Это так. Но она бушевала уже какое-то время до этого, и он не болел. Заболел и умер он в то время, когда его сначала отстранили от управления, но затем снова пригласили - уже заболевшего. Он не смог вынести яд критики.
2. Становясь сильным, сможешь помочь друзьям подтянуться. Если только твои друзья - не критиканы, а умеющие поддерживать лучшее, что в тебе есть. Такая взаимная поддержка дорогого стоит. В таких отношениях люди оживляют друг в друге их настоящих и напоминают другу другу о лучшем в них. Можно создать такой мини-социум из своего окружения, который не убивает, а оживляет. В семье, кругу друзей, на работе. Где угодно.
3. Обретя такой живительный взгляд на друзей, можно учиться смотреть таким же взглядом на мир. Да, ты будешь видеть и достоинства, и недостатки мира. Но ведь ты уже научился смотреть так, что твое отношение сеет не смерть и болезнь, а помогает расцвести тому прекрасному, что взрощено душой. Ты стал видеть прекрасное. И это стало призмой, через которую ты отныне смотришь на мир, потому что она стала тебе важнее, чем призма недостатков.
Взгляд - это технология. Технология, позволяющая миру строить прекрасное или выражать себя нелучшим образом, прогибаясь под спудом нашего цинизма, например. Мы не сможем изменить весь мир, но мы можем изменить мир к нам ближайший. И кто знает: возможно, это станет живительной эпидемией, и мы хотя бы своими животворящими взглядами сможем помочь сильным мира сего построить что-то лучшее, чем было до сих пор. И будет нам тоже от этого счастье.
Сразу возникают вопросы: 1.почему правительство до сих пор не провалились под землю? 2. Ты сам то веришь что мы сами сделали представителей власти ворами?
а вот насчет учителей верно: ученик всегда оправдывает ожидания учителя
система проста – если ты уверена, результат не заставит себя ждать, стоит засомневаться – хоть мизер, крах полный
Марин, ты уточни какое правительство, ваше американское?
В статье пишут про русских.
Ваше правительство почему то тоже не проваливается, хотя этого пол земного шара хочет.
Невозможно изменить мир силой взгляда.это очередной эзотерический бред
Согласен, силы взгляда не достаточно.
На нас сверху Бог смотрит совершенным взглядом, но люди почему-то сразу не становятся совершенными.
Или например приходишь ты в школу, учитель смотрит на тебя совершенным взглядом.
Но чтобы научиться и стать лучше. нужно самому приложить усилия. И это меняет людей.
Одного взгляда не достаточно, хотя и необходим такой взгляд ведущего..
“…И я вот что думаю. У русских принято ругать себя, страну, свою семью, своих друзей, незнакомых людей, казнить неугодное правительство, объединяться по принципу “против кого сегодня дружим, девочки”…”
Автор имеет ошибочный взгляд на окружающую действительность, в частности на русских. Соответственно проецирует на русских несоответствие. Однако, русские таковыми не станут в массе своей, а потому, ошибочное восприятие чего-то или кого-то в последствии даст о себе знать автору. Иногда это больно…)))
Это тот случай, когда имеющее место явление описывают с политическим подтекстом, чтобы выудить свою рыбку…
Приведу пример. У меня старший брат отучился в школе(старшие классы) раньше меня. Он-победитель разнообразных олимпиад,ЧМ по городу по лыжам, ЧМ моего города по-рукопашке(милиооник-то же знаете эффект на “юношу”) и т.д.-идеал 1990 года,я-нет(дитя своего времени). Потом подрос я(троек в четверти до 8-9 класса не было никогда), но я попал к учительнице по РЯ и Лит-ре. “Своим братом прикрытся хочешь, встал и вышел из класса-щенок”(сильное знакомство-правда?)Злостный учитель, но у нас-бандиты в классе диктанты писали на “2″, но в школу милиции поступали с “5″(интересные были времена). Все мои понты с “кавычками и скобками”-это она. Я помню свое детство, многие получали деньги с “мясников” и “ларечников”, прикрываясь и отдавая “долю”(вернее наоборот копейку кидали в “обратку”-им).НО… если она-СКАЗАЛА, лучше на урок не приходить-уничтожит языком.
Я не представляю чтобы она сказала,услышав “у русских принято ругать свою страну”?
У меня живых мужиков из класса-осталось 3-ое(кто как-ушел,кто-бандит, кто-мент, кто-наркотики). Не от старости умерли и остальные. Галина Дмитриевна брала “материал” и пыталась сделать человека.Мне плевать на примеры из статьи. У меня в глазах-стоит ОНА-”статуя преподавания”. Монстр. Но с годами пониманию, “эффект” от преподавания был у всех(абсолютно).У нее не было “слабых” и ” сильных”-тем более любимчиков.