Как учил Будда

1313 0

Будда беседовал с каждым человеком согласно его способности понять и применить Знание - по его сознанию.
И форма такой беседы была с каждым своя. С кем-то он обсуждал лошадей, с кем-то красоту короны, с кем-то подробности прошлой жизни, в которой человек проявил себя особо героически или особо нехорошо, с кем-то чистоту его опочивальни. А со своими учениками Будда говорил о сердце и закалке духа. Зачем? Лишь дисциплинированный дух и чистое сердце способны принести пользу всем мирам, не злоупотребив силой, которая тоже растет по мере обучения.

Главная практика учеников заключалась не в медитации, нет. Она заключалась в выполнении ежедневных обязанностей перед соучениками и окружающими людьми. Это и физический труд, это и поддержка друзьям и обратившимся за помощью мирянам в трудных сражениях с внутренними стихиями и омрачениями. Это была медитация в действии, ведь единственно действия и его следствия могут дать адекватную оценку духовных достижений ученика.

Как Будда помогал укреплять свой дух? Он давал неожиданные упражнения или неосуществимые задания ученику и спрашивал о результате. Всю свою находчивость, внимательность, усидчивость и самостоятельность должен был проявить ученик, чтобы решить задачу. Если задача была решена, Учитель давал следующую. Если не была - следовала тренировка во внимательности, наблюдательности или бесстрашии. У каждого свое слабое место, и ничто не могло быть сокрыто от Учителя.

Примеры таких упражнений

Однажды Благословенный Будда сказал ученикам: «Посидим в молчании и оставим глаза зрячими». По истечении времени Учитель спросил: «Сколько раз я изменил мое положение?» Кто-то заметил десять изменений, кто-то всего три, и кто-то утверждал, что Учитель оставался недвижим. Владыка Знания улыбнулся: «Я изменил положение и складки одежды семьдесят семь раз. Пока не научимся различать действительность, не станем Архатами».

Среди занятий, когда утомление уже овладевало учениками, Будда предлагал самый неожиданный вопрос и ждал скорейшего ответа.
Или, поставив самый простой предмет, предлагал описать его не более, чем тремя словами, или не менее, чем сотнею страниц.
Или, поставив ученика перед запертой дверью, спрашивал: "Чем откроешь ее?"
Или посылал музыкантов под окно и заставлял петь гимны совершенно противоположных содержаний.
Или, заметив докучливую муху, предлагал ученику повторить слова, неожиданно сказанные.
Или, проходя перед учениками, спрашивал: "Сколько раз прошел?" Или, заметив боязнь перед животными или перед явлениями природы, ставил условием побороть.

И даже ставшие Архатами под руководством Учителя продолжали упражняться. И дисциплина их была пожалуй самой трудной и самой востребованной на земле. Они упражнялись в сострадании. И главным слабым их местом был соблазн совершать чудеса.

"Три Архата неотступно просили Будду позволить им испытать чудо. Будда поместил каждого в темную комнату и запер их. После долгого времени Благословенный вызвал их и спросил о виденном ими. Каждый рассказал разные видения. 

Но Будда сказал: "Теперь вы должны согласиться, что чудеса не полезны, ибо главного чуда вы не ощутили. Ибо вы могли ощутить бытие вне зримости, и это ощущение могло направить вас за пределы Земли. Но вы продолжали сознавать себя сидящими на Земле. И мысли ваши притягивали к Земле волны стихий. Набухание стихийных обликов вызвало потрясения в разных странах. Вы разрушили скалы и уничтожили ураганом корабли. Вот ты видел красного зверя с пламенной короной, но огонь, извлеченный тобою из бездны, спалил дома беззащитных – иди и помоги! Ты видел ящера с ликом девы, ты заставил волны смыть рыбацкие лодки – спеши помочь! Вот ты видел орла летящего, и ураган снес урожай трудящихся – иди и возмести! Где же польза ваша, Архаты? Сова в дупле полезнее провела время. Или вы трудитесь в поте лица на Земле, или в минуту уединения возвышайте себя над Землею. Но бесполезное возмущение стихий пусть не будет занятием мудрого". 

 

Обсуждение тут: http://dmitriyraevskiy.livejournal.com/140482.html 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Комментирование закрыто.