Беспощадно, зло и ненужно… (Часть II)
27-28 мая исполняется 110 лет Цусимскому сражению
«Изумруд» оказался единственным крейсером, не бросивший эскадру броненосцев после боя и ночью охранял ее остатки от атак миноносцев.
Утром по приказу Небогатова крейсер вел активную разведку. Разобрав сигнал контр-адмирала с приказом сдаться, барон Ферзен опросил находившихся рядом офицеров и приказал идти на прорыв. В случае неудачи он решил выбросить свой корабль на японский берег и взорвать его. Станция беспроволочного телеграфа была включена на полную искру, забивая переговоры неприятеля. Бросившиеся в погоню японские крейсера начали отставать, и в 14.00 пропали за горизонтом.
Скрывшись от погони, «Изумруд» решил идти в бухту Владимира, с целью занять выгодную позицию для обороны и вызвать помощь из Владивостока. Однако в темноте уже в бухте крейсер наскочил на рифы и не в силах с них сняться был взорван командой. Как оказалось, преждевременно.
Безбронный крейсер II-го ранга «Алмаз» во Владивостоке
Безбронный крейсер II-го ранга «Алмаз».
Командир — капитан 2-го ранга И. И. Чагин.
Вступил в строй 20 мая 1903 года. Водоизмещение 3 285 тонн. Экипаж 295 человек.
«Алмаз» можно назвать крейсером II-го ранга лишь с очень большой натяжкой. Это было «посыльное судно для Тихого океана», а фактически, яхта наместника на Дальнем Востоке адмирала Е.И. Алексеева.
Во время боя «Алмаз», входивший в состав разведочного отряда, занял место в арьергарде эскадры, прикрывая транспорты. И хотя он не смог бы защитить их от нападения японских кораблей, в середине дня «Алмаз» первым открыл огонь по приблизившемуся японскому крейсеру, получив в ответ несколько попаданий.
Когда крейсеры контр-адмирала Энквиста стали в сумерках быстро уходить на юг, Чагин решил пробиваться к Владивостоку самостоятельно.
Для прорыва во Владивосток штурманским офицером «Алмаза» Н.М.Григоровым был выбран вариант идти вдоль западного берега Японии. На скорости 18 узлов крейсер за ночь преодолел опасную зону и утром оказался в открытом море.
Во Владивосток, кроме «Алмаза», сумели прорваться лишь миноносцы «Бравый» и «Грозный». В ходе сражения «Алмаз» получил 29 попаданий, вызвавших незначительные повреждения, и сам выпустил 346 снарядов по неприятелю. На корабле оказались убитыми офицер и четыре матроса, три нижних чина были тяжело ранены, восемь — легко.
Командиры эскадренных миноносцев
Командир эскадренного миноносца «Бравый» — лейтенант П.П. Дурново. Пришел во Владивосток.
Командир эскадренного миноносца «Блестящий» — капитан 2-го ранга А.С. Шамов. Погиб.
Командир транспорта «Камчатка» — капитан 2-го ранга А. И. Степанов 2-й. Погиб.
Командир эскадренного миноносца «Бодрый» — капитан 2-го ранга П.В. Иванов. Интернирован в Шанхае.
Командир безбронного крейсера 2-го ранга «Алмаз» — капитан 2-го ранга И. И. Чагин. Пришел во Владивосток.
Командир эскадренного миноносца «Грозный» — капитан 2-го ранга К.К. Андржиевский Пришел во Владивосток, ранен.
Вице-адмирал Рожественский о миноносцах 2-й Тихоокеанской эскадры:
«Миноносцы обратились в полный хлам. Если бы не зазорно было изводить русскую публику сюрпризами, следовало бы все семь миноносцев бросить здесь (на Мадагаскаре) разрушенными до конца войны. Только затем, чтобы отсрочить этот позор, я поведу их через Индийский океан на буксирах, будут они, следовательно, большим тормозом для эскадры без всякой надежды на исправление в пути. А значит, в конце концов придется-таки отправить их в Сайгон разоружиться рядом с "Дианой"».
Русские миноносцы непосредственно в бою не участвовали, занимаясь в основном спасательными операциями: «Буйный» (повредил винт о плавающие обломки), «Бравый» (получил попадание снарядом в кочегарку), «Быстрый», «Грозный», «Блестящий». Особенно отличился последний, бросившись под обстрелом поднимать из воды моряков с «Осляби», хотя сам уже получил попадание снарядом с затоплением помещений. В ходе этой операции миноносец получил второе попадание, которым был убит командир. Экипаж «Буйного» также проявил инициативу и мужество при спасении людей. Зато «Бедовый» в нарушение всех приказов бросил поврежденный «Суворов» и самовольно присоединился к отряду крейсеров. «Быстрый» также не оказал помощи «Суворову» и просто шел под защитой броненосцев. «Безупречный», «Бодрый», «Громкий», «Грозный» следовали с крейсерами, как им и было приказано. Все они к концу боя оказались под защитой левого, нестреляющего борта русских броненосцев.
Миноносец «Грозный»
Эскадренный миноносец «Грозный».
Командир — капитан 2-го ранга К.К. Андржиевский (ранен).
Спущен на воду 6 июля 1904 года. Водоизмещение 404 тонн. Экипаж 4 офицера и 68 матросов.
Во время Цусимского сражения принял участие в спасении людей со вспомогательного крейсера «Урал», взяв на борт 10 человек. На рассвете «Грозный» у выхода из Корейского пролива присоединился к миноносцу «Бедовый», на котором находился раненый вице-адмирал Рожественский. У острова Дажелет русские миноносцы были замечены японцами, которые сразу устремились в погоню. Увеличив ход, «Грозный» приблизился к «Бедовому», с которого последовало приказание идти во Владивосток. На вопрос командира «Грозного», почему не принять бой, ответа не последовало. В этот момент японские корабли открыли огонь. «Грозный» начал уходить от противника, а миноносец «Бедовый» поднял флаг Красного Креста и белый флаг.
В погоню за «Грозным» пустился японский миноносец «Кагеро». В произошедшем бою оба миноносца получили повреждения. В результате японский миноносец прекратил погоню. На «Грозном» было 6 пробоин, из них одна подводная, убито 4 и ранено 3 человека, в том числе командир. Чтобы дойти до Владивостока миноносцу пришлось сжечь в топках все деревянные вещи, включая рундуки и шлюпки. «Грозный» стал одним из трех кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры, достигших Владивостока после боя.
Миноносец «Безупречный»
Эскадренный миноносец «Безупречный».
Командир — капитан 2-го ранга И.А. Матусевич (погиб).
Спущен на воду 30 июля 1902 года. Водоизмещение 440 тонн. Экипаж 4 офицера и 62 матроса.
«Безупречный» находился в распоряжении контр-адмирала Энквиста. Утром 28 мая миноносец был атакован японскими крейсером и миноносцем. После часового боя русский корабль был потоплен. С него не спаслось ни одного человека, и о его последних минутах ничего не известно. Вместе с «Безупречным» погибли 5 офицеров, 2 кондуктора и 66 нижних чинов.
Миноносец «Бедовый»
Эскадренный миноносец «Бедовый».
Командир — капитан 2-го ранга Н.В. Баранов (сдался в плен).
Во время Цусимского сражения «Бедовый» входил в состав 1-го отделения миноносцев и держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев, находясь в распоряжении флагманского броненосца «Князь Суворов». В бою миноносец не выполнил своей задачи и не снял экипажи с гибнущих броненосцев.
На следующее утро на «Бедовый» с поврежденного «Буйного» перевели раненого вице-адмирала Рожественского со штабом. После этого миноносец совместно с «Грозным» направился во Владивосток. Около 3 часов утра русские корабли были настигнуты двумя японскими миноносцами. «Грозному» был отправлен приказ прорываться во Владивосток, а сам «Бедовый» решил сдаться. На миноносце подняли белый флаг и флаг Красного Креста, после чего корабль сдался подошедшему миноносцу «Садзанами» и был отконвоирован в Сасебо.
После заключения мира и возвращения пленных. В июне-ноябре 1906 года в Особом присутствии военно-морского суда Кронштадтского порта состоялся процесс по делу о сдаче миноносца «Бедовый». Разбирательство проходило в условиях политической цензуры, разбирались лишь дела о сдаче кораблей в плен, но не об ответственности за поражение в битве.
Командир миноносца капитан 2-го ранга Н.В. Баранов и несколько других офицеров были признаны виновными в преступной сдаче миноносца «Бедовый» японцам и приговаривались к смертной казни через расстрел, но с ходатайством суда на имя императора о замене смертной казни на заточение в крепость на 10 лет или о еще большем смягчении наказания.
Миноносец «Буйный»
Эскадренный миноносец «Буйный».
Командир — капитан 2-го ранга Н.Н. Коломейцев.
Эскадренный миноносец «Буйный» находился в распоряжении командира броненосца «Ослябя». Как только «Ослябя» начала тонуть, миноносец полным ходом подошел к гибнущему кораблю и под огнем начал спасать плавающую в воде команду. Всего «Буйный» взял на борт 204 человека, после чего попал под обстрел японских крейсеров и вынужден был прекратить спасение экипажа броненосца.
После возвращения к эскадре на «Буйном» заметили горящий русский корабль. Им оказался флагманский броненосец «Князь Суворов». Под огнем неприятеля «Буйный» на сильной зыби подошел к наветренному борту броненосца. Каждую минуту хрупкий корпус миноносца могло раздавить о броню «Суворова». Тем не менее миноносец и снял с гибнущего броненосца З.П. Рожественского с частью его штаба.
Утром «Буйный» соединился с миноносцами «Бедовым» и «Грозным». К этому моменту на нем были серьезно повреждены машины и не хватало угля. Адмирал и штаб были переданы на «Бедовый», а команда перешла на крейсер «Дмитрий Донской». Миноносец затонул с поднятыми кормовым и стеньговыми флагами.
Миноносец «Бравый»
Эскадренный миноносец «Бравый».
Командир — лейтенант П.П. Дурново.
Спущен на воду 29 июля 1902 года. Водоизмещение 440 тонн. Экипаж 4 офицера и 62 матросов.
«Бравый» входил в состав 1-го отделения миноносцев, находясь в распоряжении контр-адмирала Небогатова. Как только «Ослябя» начал тонуть, миноносец полным ходом подошел к гибнущему броненосцу и под огнем начал спасать плавающую в воде команду. Всего «Бравый» взял на борт более 150 человек, после чего попал под обстрел японских крейсеров и вынужден был прекратить спасательные работы. В это же время «Бравый» получил попадание 203-мм снаряда, который нанес кораблю сильные повреждения. На миноносце погибло девять человек, в их числе пять — из состава экипажа «Осляби», шестеро человек получили тяжелые ранения.
К вечеру поврежденный миноносец отстал от эскадры, и на нем было принято решение о самостоятельном прорыве во Владивосток. Для того чтобы сделать корабль менее приметным, на миноносце срубили мачту и красили трубы мелом. В пути подошел к концу уголь: в топку отправили все имевшееся дерево.
Утром 30 мая «Бравый» оказался без топлива в нескольких десятках миль от Владивостока. Помог искровой телеграф. Причем радиус его действия был увеличен при помощи поднятого над кораблем воздушного змея. «Бравый» стал подавать сигналы, принятые на радиостанции Владивостока. Навстречу ему был выслан миноносец с углем. «Бравый» стал одним из трех кораблей эскадры, достигших Владивостока.
За проявленную в бою инициативу и самостоятельный прорыв лейтенант Дурново был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
Команда миноносца «Бодрый»
Эскадренный миноносец «Бодрый».
Командир — капитан 2-го ранга П.В. Иванов
Спущен на воду 4 мая 1902 года. Водоизмещение 440 тонн. Экипаж 4 офицера и 62 матроса.
«Бодрый» находился в распоряжении контр-адмирала Энквиста. Утром 28 мая он взял на борт команду с гибнущего миноносца «Блестящий». Было принято решение уйти в Шанхай, где принять уголь и попытаться самостоятельно прорваться во Владивосток. Но на следующий день миноносец попал в жестокий шторм, а в ночь на 30 мая уголь на корабле подошел к концу. Из тентов пришлось соорудить самодельные паруса. Вскоре терпящий бедствие «Бодрый» был замечен с английского парохода, который на буксире привел русский корабль в Шанхай. Там миноносец разоружился до окончания военных действий.
Вспомогательный крейсер «Урал»
Вспомогательный безбронный крейсер «Урал».
Командир — капитан 2-го ранга М.К. Истомин (попал в плен).
Экипаж 19 офицеров и 491 матрос.
Изначально океанский лайнер «Шпрее», построенный в 1890 году в Штеттине, предназначался для трансатлантической линии Бремен — Саутгемптон — Нью-Йорк. В 1899 году был перестроен, после чего получил новое название — «Кайзерин Мария Терезия». В марте 1904 года российское Морское ведомство через посредническую фирму приобрело пароход якобы для Добровольного флота. В апреле бывший лайнер был вооружен и стал русским вспомогательным крейсером.
Во время Цусимского сражения «Урал» получил задание по охране транспортов. Огромный небронированный корабль стал удобной целью, и японцы накрыли его практически первым залпом. Всего в бою погибли 22 и были ранены 6 членов команды. Считая, что корабль обречен, Истомин перевел экипаж на транспорт «Анадырь» и другие суда эскадры. Не зная, что корабль покинут командой, японцы обстреляли «Урал» тяжелыми снарядами, но он продолжал держаться на воде и затонул только после попадания торпеды. Часть экипажа вместе с капитаном попала в плен.
Транспортное судно (мастерская) «Камчатка»
Транспорт (мастерская) «Камчатка».
Командир — капитан 2-го ранга А.И. Степанов (погиб).
Вооруженный транспорт «Камчатка» после 17:00 получил несколько попаданий снарядов, в результате которых были повреждены машины. Транспорт остановился и стал легкой мишенью. Тем не менее, малокалиберные пушки «Камчатки» вели огонь по японским миноносцам, пытаясь прикрыть «Князя Суворова». После 18:30 транспорт был атакован легкими силами противника, расстрелян и затонул. Погибли 327 человек, из них 68 мастеровых.
Пароход Русского Восточно-Азиатского пароходства (угольный транспорт) «Корея»
Пароход Русского Восточно-Азиатского пароходства (угольный транспорт) «Корея» .
Вместе с эскадрой транспорт «Корея» прошел от Кронштадта до Цусимского пролива. Во время похода буксировал миноносцы и бункеровал углем крейсера. Во время последнего перехода был загружен углем, минами и большим количеством запасных частей для кораблей эскадры.
В начале Цусимского сражения шел замыкающим в колонне транспортов. В ходе боя получил одну крупную пробоину в районе угольных ям и незначительные повреждения надстроек (осколками было ранено 2 человека). В темноте потерял эскадру и некоторое время вместе с транспортом «Анадырь» следовал на юго-запад, но утром направился в Шанхай. Перед заходом в порт были выброшены за борт мины. 12 июня был интернирован в Шанхае. В ноябре 1905 года прибыл во Владивосток, где принимал участие в перевозке военнопленных из Японии.
Госпитальное судно Российского общества Красного Креста «Орел»
оспитальное судно Российского общества Красного Креста «Орел».
Командир — капитан 2-го ранга Я.К. Лахматов.
Введен в эксплуатацию в 1890 году. Водоизмещение 8175 тонн. Экипаж 87 человек.
Первый русский пароход, отвечавший требованиям мирового торгового флота того времени. Строительство осуществлялось на стапеле в Ньюкасле. В 1902 году был переоборудован во вспомогательный крейсер, а в 1904 году в госпитальное судно. Медперсонал плавучего госпиталя насчитывал 86 врачей, 20 медсестер, 10 санитаров и 15 помощников. На судне было 9 палат, 444 койки, операционная, 2 перевязочные, стерилизационная, опреснитель, рентгенографический аппарат, лаборатория, аптека, пекарня.
Во время Цусимского сражения «Орел» держался на траверзе боевых сил эскадры. Японцы расценили это как нарушение правил Гаагской конвенции и реквизировали судно, как военный приз.
Транспортное судно (мастерская) «Анадырь»
Вооруженный транспорт «Анадырь» (5 французских 57-мм пушек) под командованием капитана 2-го ранга В.Ф. Пономарева был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. В начале боя шел головным в колонне транспортов. Вместе с другими транспортами, спасая тонущий вспомогательный крейсер «Урал», попал под сильный обстрел. В суматохе протаранил борт буксира «Русь», который быстро затонул. После боя смог уйти на Мадагаскар, а затем вернулся в Россию.
Военно-госпитальное судно «Кострома» в Одессе
С началом русско-японской войны «Кострома» (3574 тонны) была переоборудована под плавучий госпиталь на 200 коек и включена в состав отряда контр-адмирала Небогатова. 27 мая захвачена японским вспомогательным крейсером и отконвоирована в Сасебо. В июле того же года, в соответствии с Гаагской конвенцией, была освобождена и вернулась во Владивосток. В сентябре 1905 года пришла в Одессу, где была возвращена в состав Добровольного флота.
Буксирный пароход Добровольного флота «Свирь»
Морской буксирный пароход-спасатель «Свирь».
Выполнял функции посыльного судна. Во время Цусимского сражения спасал команды погибших русских кораблей, в том числе 95 человек из команды вспомогательного крейсера «Урал» и команду буксирного парохода «Русь». После завершения сражения, в котором погиб один член команды, был интернирован в Шанхае.
Адмирал Того посещает вице-адмирала З.П. Рожественского в госпитале
Раскаивался ли в чем-то Рожественский?
8 марта 1906 года, уже вернувшись в Россию и будучи уволенным с морской службы, он писал:
«Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был кричать на весь мир: Берегите же последние ресурсы флота! Не посылайте его на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры. Позором Цусимского боя я затмил все позоры армий и флотов. Русский народ проклял меня…»
Вице-адмирал З.П.Рожественский-наглядный пример слабой личности в военной сфере,повлекшей такое позорное поражение России,смерти элиты флота.Ведь сражались и гибли жертвуя собой лучшие.Через 84 года Горбачёв продаёт всю страну в рабство.Однако,как был 1945 год,так будет ещё и возродившаяся Россия!
А вот Люся личность в военной сфере сильная. И потому может давать экспертную оценку. Вы бы хоть на состав японского флота посмотрели. По людям, кораблям и типу кораблей.