Интервью Надежды Сватоневой чешскому радио
Интервью Надежды Сватоневой чешскому радио:.
Насколько тяжело создать учебное заведения в Чешской Республике? Какие были у Вас трудности?
Когда я пришла получать лицензию, мне сказали: «Вы знаете, сколько человек приходило перед вами?» Я говорю: «Нет». - «Примерно, миллион, думаю, что ничего особенно сложного нет, просто надо было точно выполнять задание министерства.
По телефону Вы обмолвились, что прошли десятками контрольных визитов из Министерства просвещения.
«В Чехии действует закон, в соответствии с которым школе предоставляется 5 лет для того, чтобы начать обучение и встать на ноги. В нашем случае этого не произошло. В первый же год нашего существования нас посетила инспекционная комиссия, и так происходило каждый год. Однако нам эти проверки помогли окрепнуть и встать на ноги».
Давайте напомним слушателям, о чем идет речь.
Это первая чешско-русская гимназия с четырехлетним курсом обучения, куда принимаются студенты после окончания девятого класса. Учатся, как студенты из стран СНГ, так и чешские граждане».
На каком языке идет обучение?
«У нас всесторонняя гимназия, язык обучения чешский. Я хотела открыть двуязычную гимназию, но студенты предпочли обучение только на чешском языке. Есть уникальные случаи, когда студенты в течение года выучили чешский и успешно сдали экзамены в Карлов университет на юридический факультет. У нас есть очень умные студенты, можно сказать вундеркинды.
В этом году для студентов третьего курса у нас открылась программа экстерна, то есть учащиеся могут за год пройти программу обучения двух курсов. Программа у нас всесторонняя, например, предлагается изучение девяти иностранных языков, обычно студенты выбирают 2-3 языка. На втором и третьем курсе в программе обязательное изучение русского языка и русской литературы».
Вы замечаете отличия по сравнению с чешской системой обучения?
Здание школы «Чешская система обучения в основном на бумаге, к сожалению, не обращается внимания на живых студентов и учителей. Все зависит от детей, от их воспитания и целеустремленности, от того, есть ли у них в жизни какой-то авторитет. К сожалению, у сегодняшнего в основном этого нет, а семьи со своей ролью не справляются. Школа не может решить все, если дома не было решено самое главное. Школа, на сегодняшний день не обладает той функцией, которая у нее была ранее. Раньше она играла более серьезную роль, ныне все зависит от самостоятельной подготовки детей. Но, как же они в возрасте, когда посещают школу среднего уровня образования, могут самостоятельно готовиться? Это довольно абсурдно. Мне кажется, что-либо родители для своих детей должны нанимать учителей, либо у школы должно быть больше средств для решения всех вопросов.
Еще мне хотелось бы, чтобы у нашей школы появился какой-то покровитель.
Например, когда Чехию посетил принц Чарльз, то он побывал и в английской школе, пришел туда, как друг. У нас, к сожалению, такого друга нет. Не этого не хватает. Мы обратились, например, к церкви, у нас был священник, дал очень хорошие советы, освятил школу, и сейчас мы надеемся, что он будет у нас читать лекции о нравственности».
Представитель церкви в гимназии? Как к этому относятся студенты?
«Батюшка не будет читать нравоучение или библию, он просто расскажет об общих законах жизни человечества, о правилах жизни. Для всех наших детей, для нашей молодежи, независимо, из Африки дети, из России, Чехии или из Америки, сегодня это жизненно необходимо, как воздух. В некоторых семьях они не получают достаточной информации об этом, о том как начать жизнь, им просто будет дана пища для размышления, чтобы они начали думать своей головой», - заключает директор Первой чешско-русской гимназии Надежда Сватонева.