Харьков год спустя
http://voicesevas.cdnvideo.ru/img/e2c887cc76dcc96b189cf18b0e3b10a8.jpgЭкономика
Больше всего изменения коснулись экономики:
- стоимость жилой недвижимости упала на 30-40%
- безработица выросла в разы. Это связано не только с упадком производства и падением спроса практически на все, но и массовым разорение частных предпринимателей (мелкого бизнеса)
- на заводах месяцами не платят зарплату в т.ч. заводе им. Малышева (распространилось такое гос. мошенничество, как “трудовая карусель”: берут на роботу людей и держат их без зарплаты пока они не уйдут, затем на их место берут следующих, которые еще на что то надеяться и согласны повторить судьбу первых, таким образом получают бесплатную рабочую силу)
- “знаменитый” рынок Барабашова начал умирать. Рынок был сильно завязан на региональных оптовых покупателей и россиян, которые перестали приезжать. Спрос среди жителей Харькова сильно упал в связи с массовым безденежьем. В связи с чем началось сокращение реализаторов и закрытие магазинов (чего раньше никогда не наблюдалось)
- количество мужского трудоспособного населения значительно сократилось, что заметно даже визуально (связано с мобилизацией, службой в ВСУ, трудовой эмиграцией.
- На рынке труда и аренды недвижимости в значительной мере ощущается наплыв беженцев, стоимость аренды жилья повысилась, а количество предложения сократилось (беженцы живут в тяжелых условиях по 3-5 человек в комнате), при этом готовы работать за еду.
- нормальным заработком сейчас считается 2000-2500 грн. (100$), хорошим 5000 грн. (200$), а всего год/полтора назад 500-1000$ соответственно. При этом стоимость коммунальных услуг, продукты питания остались привязаны к доллару.
Настроения
Настроение населения сильно изменилось за прошедший год, люди практически полностью разочаровались во всех идеях, в т.ч. идеи народных республик, сейчас вообще мало кого интересуют идеи, всех интересует только вопросы личных доходов, выживания и безопасности, и поскольку государство Украина не обеспечивает этих потребностей, то настроения все больше становятся антиправительственными: 80% не поддерживают хунту, и в то же время не видят смысла в пути Донбасса (ХНР). Протестные настроения выражаются в пассивной форме (тихой злобе и ропоте), т.к. люди не видят способа разрешения проблем ни путем очередной смены власти, ни отделением от Украины, ни федерализации.
Проукраинские и националистические настроения в городе, которые стали набирать силу в 2014 (при масштабной поддержки из Киева) тоже практически сошли на нет из-за полного разочарование властью и катастрофического падения доходов населения. Потенциал пропаганды, цензуры, преследования спецслужбами уже был максимально использован и исчерпал себя в 2014 году, удержав ситуацию тогда (но для нового витка распада явно недостаточен).
Фактически, сейчас государство держится на штыках и отсутствии альтернативных ему идей, а так же мысли что: “может стать ,только, еще хуже” и “ломать – не строить”. В общем, народ стал более прагматичным, изменилось отношение к стандартам жизни и взаимодействия с другими людьми в худшую сторону (практически процесс “одичания”). На людей в форме смотрят косо, иногда с осуждением, иногда с непониманием, как на идиотов, 85% негативно.
http://voicesevas.cdnvideo.ru/img/a4a10ea51105ce8f559a8f997acec66b.jpg
Элита
Харьковская элита, так же как и население озабочена исключительно индивидуальным выживанием, уже не оглядываясь ни на идеологические, ни на политические взгляды. Однако городская элита озабочена еще и тем, что ей надо постоянно делиться с Киевом не только местными бюджетами, но и личными средствами, которые приходится терять для сохранения собственного существования и продления полномочий. Получается ситуация в которой Киев выжимает все на всех уровнях из Харькова, ничего не предлагая взамен, кроме угрозы применить силу. Рано или поздно, это приведет к тому, что само существование “харьковской элиты” станет нерентабельным и не возможным из-за непомерных поборов, как официальных, так и не официальных, а так же стремительного падения экономики в целом. Поэтому, чисто с экономической точки зрения у “харьковской элиты” возник выбор: либо отделится от Киева (перестать платить), либо отдать ему последнее и погибнуть от истощения и разорения (ситуация напоминает “продразверстку” 20-х годов).
Кернес (городской голова Харькова, – прим. “Голоса Севастополя”) не имеет такой поддержки, чтобы поднять кого то, хотя его и ценят как хорошего хозяйственника, но не более. Возможно он, движимый трусостью, опять пытается договориться с Киевом, но ситуация сегодня такова, что делится последний ресурс и “прослойка” в виде Кернеса не нужна, его хотят заменить обычным менеджером из Киева, так будет и выгоднее и безопаснее, для режима. Не исключаю, что Кернес устроит и поддержит, что-нибудь провокационное и шумное, чтобы снова всех сдать и продать, а взамен получить благосклонность “хозяина” и еще год “жизни”, как в 2014 году.
(И только в самом крайнем случае, заручившись чьей то поддержкой, примкнет к группе “экономического сепаратизма”, о чем написано ниже)
http://voicesevas.cdnvideo.ru/img/f4c3e9be4f31b2c195cc2af7ae63fdbe.jpg
Выводы и прогноз
Сложившаяся ситуация в Харькове не может продолжаться бесконечно в силу стремительного и окончательного разорения, как общего так и на уровне “элит”, и одновременного роста запросов агонизирующего Киева. Поэтому вслед за идейным сепаратизмом 2014 (при поддержке донецких элит и РФ) в 2015-2016 начнется экономический сепаратизм организованный местными элитами, с прикрытием некими идеями в Харькове и не только (без оглядки на РФ и Запад). Возможно, Коломойский возглавит и объединит “экономический сепаратизм”, как самый сильный игрок региональных элит. Учитывая огромное количество оружия из зоны конфликта и безработных людей с боевым опытом, а так же общего ослабления украинского государства, возможности для организации отдельных государственных образований гораздо выше, чем в 2014, но уже по другой причине. Однако, я не рассматриваю вариант захвата власти в Киеве некой силой, т.к. это бессмысленно, нерентабельно и не решит проблемы распада, банкротства на всех уровнях недееспособного государства (проблема не только в экономическом банкротстве проекта, но и в огромном внешнем долге), любой “новый хозяин” в столице получит неподъемную нагрузку проблем в виде экономически несостоятельных регионов западной Украины, Севера и части Юга, неподъемных долгов, неразрешимых противоречий, поэтому единственный выход в данной ситуации – это полное переформатирование бывшей Украины с изменением границ и государственного устройства до любой модели, которая сможет быть жизнеспособной, хотя бы по частям. Мне кажется что единственное, что еще поддерживает целостность проекта 1991 года – это собственные интересы внешних игроков: РФ, ЕС, США, но насколько времени хватит их усилий по реанимации трупа Украины неизвестно, скорее всего, не более 1 года, потом распад изнутри сделает процессы мало управляемыми.