Как научить ребенка читать, или литература как бронепоезд духа

1519 19

Как приохотить ребёнка к чтению? Как помочь начать читать? Как, наконец, заставить ребёнка взять в руки книгу?

I605_6

На обыденном уровне всё просто.

Новых рецептов нет. Инновации тут бессильны. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский и Антон Семёнович Макаренко отмечали «решающую силу привычки» в воспитании. Волшебная сила постоянства, «структур повседневности», «вода камень точит»… Размеренный, дисциплинированный, спокойный (без надрыва и метаний), целеустремлённый быт… И «культ книги» (Василий Александрович Сухомлинский), книга (хорошая, классическая) на пьедестале, в ореоле почитания, поклонения.

Папа с книгой. Мама с книгой. Лучший подарок – книга. Традиции семейного чтения. Обсуждение прочитанного. Теле- и радиоспектакли вместо пивной рекламы. Библиотека вместо игрового зала. И время не упустить. Самый «откликающийся», сензитивный возраст – 5 – 9 лет.

Вложения окупятся сторицей – душевным контактом с ребёнком, искренней любовью – обернутся. Прочитанные книги – «спящие богатыри» (Василий Александрович Сухомлинский), они изнутри, из субъектности дитяти, будут помогать, защищать, поддерживать, по жизни вести.

В книгах – душа народа, во дни грядущих испытаний нам и нашим детям как никогда нужна будет опора, стержень, оселок. Великая русская литература – бронепоезд духа, до поры стоящий под парами на запасном пути. Но, слышите, раздаётся призывный гудок!!!

Вы скажете утопия, несбыточная мечта. «Легко сказать, да трудно сделать». Трудно, да надо. Обратимся к социально-психологическому и даже идеологическому уровню анализа проблемы.

Чтение – это не бессмысленный, гипнотический, сомнамбулический перебор телепрограмм. Чтение – не компьютерный серфинг. До чтения ещё надо дорасти, добежать, подняться.

Чтение требует концентрации сосредоточенного внимания, произвольности, волевого усилия, активизации воображения и фантазии. Серьёзное чтение не «развлекалово», а работа души. Чтение – это ТРУД. Прежде чем труд чтения превратиться в хлеб насущный для нашей души, в неутомляемую, самовоспроизводящуюся, сладчайшую потребность… Семь потов должно сойти.

kak-nauchit-rebenka-chitat-ili-literatura-kak-bronepoezd-duxa-5

А вот тут-то, чёртик из табакерки выскакивает, и хохочет. Увы, в постмодернистском обществе труд не в чести.

Комфорт, успех любой ценой, гедонизм, поиск удовольствий и острых ощущений, эффективность, понимаемая как «поменьше отдавать, побольше получать». Расслабленное состояние. Всё понарошку. «Живи – играй». «Не парься, не грузись». Не случайно молодёжь сегодня воспринимает чтение, как «напряг», обременение, нечто свойственное для одной из маргинальных групп – «ботанов», «ботаников».

Что же делать?

Понять, что «беременность сама не рассосётся», что так, вдруг дети читать не начнут. Самоустранения государства, общества, различные имитационные обманки – дорога в ад. Без чтения – нет самой важной, мировоззренческой компоненты конкурентоспособности.

Историческое будущее имеет тот народ, дети которого читают. Читателя надо формировать, любовь к чтению проектировать. Надо на всех уровнях запускать деятельность по приучению ребёнка к чтению.

Вот только несколько самых очевидных, лежащих на поверхности действий:

1. Провести санацию, очищение телевидения для детей и подростков. Ввести жесточайшую педагогичскую цензуру информации. Юристы принимают законы, экономисты занимаются экономикой… Дай Бог.

Но почему в педагогику лезут непрофессионалы, почему учитель опущен ниже плинтуса, почему учителя снисходительно поучают все кому не лень, люди, никогда не стоявшие у доски. Учитель – не менеджер, не урокодатель. Додумались, учителя литературы и того, записали в сферу услуг. Учитель – властитель дум. Учитель – «сеет разумное, доброе, вечное». Учителям надо вернуть себе достоинство, обрести голос, возглваить борьбу за умы и души детей.

Нужна защищённая, развивающая коммуникативно-знаковая среда. Взять фильмы, мультики, песни, созданные в СССР. Закупить лучшую классику народов мира. А то обрушили на ребёнка девятый вал противоречивой, неструктурированной информации. Погрузили в интернет-порно-контент, загрузили социологической рекламой, рисующей жующих, жизнерадостных дебилов как образец для подражания, провозгласили с высоких трибун «воспитывать потребителя», и ещё удивляются, ба, дети не читают!

2. Прекратить третировать русский язык и литературу в школьных программах. В 1950 году на чтение, чистописание, русский язык в начальной школе отводилось 15 часов, сейчас от 3-х до 5-ти. Это позор и вредительство. Важно ещё и качество литературы. Почему изымают, уменьшают часы на Шолохова, Маяковского, Фадеева, Горького… Кем заменяют? Зачем вводят невразумительные элективные курсы?

3.Вернуть сочинение как ГЛАВНЫЙ экзамен в гуманитарные ВУЗы, как инициацию, «тест» на зрелость, взрослость. У ЕГЭ должна быть альтернатива!!! Почему, если у нас демократия, НИКАК не учитывается мнение большей части народа? Мы выполняем чей-то политический заказ? Несём тяжкое бремя взятых на себя политиками обязательств?

kak-nauchit-rebenka-chitat-ili-literatura-kak-bronepoezd-duxa-2

И ещё, может, главное, сокровенное. Соскучился наш народ по большому, альтруистическому историческому делу. Духовное – превыше материального. Взаимопомощь, братство людей – превыше пещерного индивидуализма. Человек рождён для счастья, мечты, борьбы, подвига. Долой теплохладность терпимости – толерантности к пороку, лжи, ненависти, злобе. Очень надеюсь, что русская литература спохватится, очнётся от постмодернистского чёрного морока. «Пора, красавица, проснись»! Вновь, как всегда воспой героев, подобных Тарасу Бульбе, Павке Корчагину, Алексею Мересьеву…

И там, на кромке горизонта, пусть их встретит Дон Кихот, и с песней они направятся на встречу солнцу, к своему читателю.


Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
19 Комментариев » Оставить комментарий
  • 7736 4434

    ВСЁ ВЕРНО!!!!!!!!!!!!!

  • 1980 1427

    Если сам не читаешь,то и ребёнок читать не будет.Если равнодушен к будущему ребёнка,важнее для тебя свои заботы,а не то,что волнует самого дорогого твоего существа,то растёт он как трава у обочины.Воспитание-это работа души человека.Если душа с маковое зёрнышко,то какое воспитание,сплошные муки с ребёнком и у ребёнка с тобой.Читайте А.С.Макаренко “Лекции для родителей”.Если не обращать внимания на необходимый в те времена пафос,много полезного можно извлечь из советов гения педагогики.

    • 107 33

      Люся, с приходом к власти большевиков русская семья планомерно и целенаправленно разрушалась.
      Людям создали невыносимую жизнь, особенно тяжело было женщинам.
      Это мужчина мог спиться, уйти из семьи, не выдержав трудностей, но женщины всегда растили и защищали детей, как могли. Проблемы наших детей-это проблемы нашего правительства и общества на 99%,
      потому что женщине не создают условий, чтобы она могла спокойно растить и воспитывать своего ребёнка (или нескольких),не заботясь о куске хлеба и крыше над головой.
      С женщины огромный спрос, с женщины-матери-вдвойне. А полномочий и финансовых возможностей практически никаких, в этом и проблема.

  • 43 25

    Да,согласна с RUSом,семью,как развивающий фактор,низвергли…Но и школа сделала всё,чтобы отвергнуть детей от чтения и умения и желания МЫСЛИТЬ,РАЗМЫШЛЯТЬ.( Все прослушали лекцию Ясюковой Л.А.на этом сайте в рубрике”Свобода слова”?) Нет мотивации к чтению,детям недосуг задавать умные вопросы и искать на них ответы в книжках. В лучшем случае они возьмут уже пережёванную кем- то информацию в инете.Всё делается целенаправленно и мы знаем кем и для чего…

  • 18951 12807

    И, всё-таки тяга к чтению – вещь индивидуальная. Скажу о реальных людях: один уже до школы бегло читал, в школе медаль заработал, но как перестал читать для своего удовольствия в 13 лет, так и всё. Высшее получил, по жизни ошибок навалял, сейчас ниже плинтуса. Другой читал к школе по слогам, учился хорошо, для себя почти не читал, Высшее игрушечное. Но таких мудрых по жизни ещё поискать, у человека всё схвачено, если надо, всё в интернете найдёт, дурости и ошибок не делает. Да чего далеко ходить, я всю жизнь читаю, а мне нечего ответить на вопрос:”Если ты такой умный, то почему такой бедный?”. Книжки для меня – огромное наслаждение, но практически мне пользы не много, разве конкретные вопросы вычитать.
    Короче, в книжках есть очень много, но не всё, помимо этого нужна ещё врождённая мудрость, и, если она сочетается с начитанностью, вот тогда хорошо.

    • 107 33

      :”Если ты такой умный, то почему такой бедный?”.

      Как раз на этот вопрос можно очень легко и правильно ответить.
      Деньги есть только у хазарской мафии и их слуг и шабесгоев, больше ни у кого, будь ты хоть семи пядей во лбу. Особенно если тебе посчастливилось жить и работать в РФ.
      ———————————————————————–

      Да, люди разные, у иных мудрость некнижная, а иные переученные без толку.
      Не надо судить чужую жизнь , чужие успехи и ошибки снаружи.В каждой семье своё воспитание, материальные возможности, образовательный уровень родителей/бабушек/дедушек/рдоственников.
      К тому же обстановка в РФ была очень сложная ,особенно в последние 20 лет, так что даже умный и образованный человек порой просто не имел шанса прожить жизнь так, как хотел, а некоторым повезло вписаться в рынок, особенно с “житейской мудростью” и не будучи обременённым моральными принципами.

      Не знаю ни одного человека, которому бы хорошие книги пошли во вред.

      • 18951 12807

        Дык Вы же знаете, как я пласталась за чтение, тогда сцепились со Славянином, помните? Хорошие книжки никогда никому не во вред, абсолютно согласна. Но, во-первых, кажется, что те книжки, которые мы в детстве считали хорошими, во многом устарели, а новые книжки (я же всё равно много читаю) во многом кажутся плохими и вредными. Не уточняю, пост не резиновый. В пример приводила родственников. Ещё одно доказательство, что человек на 80% имеет врождённые качества, его не переделаешь ни чтением, ни ругачками, что дано, то и будет.
        А читать детям и себе надо, и приучать надо к чтению, но это ещё не всё, к сожалению.
        Просто точки зрения имеют свойство меняться, у меня, в частности, за эту зиму многое в голове перевернулось, не в последнюю очередь благодаря интернету. Что будет? Что будет?

        • 107 33

          “что те книжки, которые мы в детстве считали хорошими, во многом устарели, а новые книжки (я же всё равно много читаю) во многом кажутся плохими и вредными. ”

          Книжки нашего детства никогда не устареют! Они нас учили доброте, трудолюбию, уважению к старшим, умению ладить!
          Если Вы имеете ввиду под плохими книгами изданнyю после 90х проплаченную Западом шизофреническую макулатуру-100%.

          • 18951 12807

            Знаете, может, некоторые книжки мне просто надоели, если много перечитывать – тускнеют. Пишу субъективно, чисто про себя. Есть и несомненные шедевры, конечно.

    • 1980 1427

      Тоже хочу сказать о присказке на тему про “… если мудрый,то почему бедный”.Это кричащая безнравственность недочеловеков.Моцарт,Бах,Бетховен,Леонардо да Винчи и многие другие значит дураки?В царской России считалось дурным тоном подвозить ребёнка к гимназии,миллионер останавливался за квартал,чтобы никто не видел,что он подвёз ребёнка,а сегодня во взрослых и детских коллективах что престижно?Сказки Пушкина никогда не постареют,они развивают нас на уровне подсознания,классика развивает нашу душу,образное мышление.Мой сын до 12 лет прочитал очень много лучших произведений для детей,Марка Твена читал раз шесть переворачивая с последней страницы на первую.В школе постоянно с поднятой рукой на всех уроках,всезнайка почти.Когда делал уроки не знаю,всё запоминал на уроках,все экзамены без проблем.Очень много значит и трезвость родителей,и чтение суперовых книг в детстве.

      • 18951 12807

        Для радостного знакомства в мировой литературой нужен определённый уровень обеспеченности, иначе возвышенные мысли просто растворяются. Когда нет перспектив, вернее, перспективы только на нищету, это формирует сознание в несколько ином ключе. Сколько могла, сама читала детям и побуждала к чтению, честно! Да, и давайте не хвалить своих детей в интернете, это не комильфо. Вы никогда не бились лицом об асфальт? Так вот, жизнь – жёстче!

        • 107 33

          “Для радостного знакомства в мировой литературой нужен определённый уровень обеспеченности, иначе возвышенные мысли просто растворяются.”
          Вот уж не всегда! Бывает, наоборот, если у ребёнка с детства есть всё и ему потакают,
          то тяги к знаниям явно не прибавляeтся. В время как малообеспеченные дети понимают,что единственный шанс выбиться в люди-это хорошо учиться

        • 1980 1427

          Согласна, получилось как хвастовство.Хотела о сути вопроса.Высшие психические функции от природы не зависят никак-это доказано в психологии экспериментами.Всё зависит,кроме физиологии,от условий взращивания ребёнка,все действительно могут стать Леонардами,достаточно почитать как его взращивали.Без понятийного мышления личности нет,а оно развивается именно через обучение,в том числе,чтению зрительно-логическим методом.То есть по нашим старым букварям.Сегодня в школе учат сначала звуки и,если ребёнка дома не научили по буквам читать,у него письмо идёт по тому как он слышит и понимание того,что он читает,отсутствует.Что и наблюдается у некоторых комментаторов этого сайта явно пострадавших от новой технологии обучения в школе.

          • 18951 12807

            Всё наследуется, в том числе и высшие психические функции, структура личности. Леонардо уникальны. Каждый может стать только собой, а не Леонардо. Откуда у Вас такие странные идеи, от веры в могущество педагогики, дык нет этого могущества, просто учат детей приспосабливаться к идиотским требованиям взрослых, некоторых так и не могут научить. Учёба слишком книжная, сиди и зубри, пиши, считай. А жить, решать за себя и за других, отвечать за свои слова и решения, путешествоать, мастерить, воевать, выживать, любить, в конце концов, никто не учит, по крайней мере в школе. Хорошо, если родня или знакомые, но и то не всегда. До чего человек сам дорастёт, то и имеет, а дорастает он в соответствии с генетической предрасположенностью. Как есть слух музыкальный, так и на прочее врождённый талант потребен. Задача педагога раскрыть врождённый талант, дать человеку проявиться в соответствии со своими внутренними склонностями.

        • 1980 1427

          Это не мои идеи,я долго изучала научные открытия по направлению становления личности,возможностям человека.Именно по музыкальному слуху Глен Доман(медик,невролог) в своей школе максимального развития человеческих способностей в Филадельфии доказал,что за год развивает музыкальный слух у немузыкальных детей и он становится лучше,чем у отобранных.Только надо знать как.А французский этнограф Велар отдал на воспитание своей тётушке девочку-младенца,которую подобрал на брошенной стоянке самого отсталого племени в латинской Америке.Через 20 лет она знала несколько языков,стала этнографом и её невозможно было отличить от европейки.Это факт,признанный в науке.Даже посмотрите безконтактные бои русских спецназовцев-невероятные вещи.Человек много чего может,но многим и многим просто лень.А на счёт могущества педагогики…Вы просто не знакомы с цифрами ,которые говорят о деятельности колоний А.С.Макаренко.Это просто суперовые результаты и в экономике его колоний, хозяйственной деятельнсти колонистов.

          • 18951 12807

            Уже писала, что знала труды Макаренко близко к тексту, он тут не совсем монтируется.
            Чем больше с человеком заниматься, тем больше будет отдача, да только в обычной жизни больше характерно талант загубить нищетой да убогостью окружения, чем его развить индивидуальными занятиями, кто и на какие шиши будет индивидуально дураков вытягивать? На умных и то особо внимания не обращают, чтбы не мешали. Вы разве не в курсе нашей школы, как там всё чудесно? Ах, Люся, мы все хотим хорошего, а хаваем, что дают…

        • 1980 1427

          Труды Макаренко в большинстве художественная литература,а фактология-это документация,к которой доступ был закрыт до 1991 года.Я использовала его принципы и частично технологию в работе с так называемыми “трудными” (в интернате)-за год класс стал лучшим и жили без воспитателя (по его болезни пол-года).Работает,но нужно владеть профессионально.Коммунарство 70-х годов – только элемент его технологии,а какой эффект!Современная школа-это подготовка сознания поколения к глобализации по англосакски.Я думаю ,что вскорости прекратят.Согласна с одним из комментаторов,что последними падут министерства культуры и образования.Сейчас государству надо просто не пасть под атакой Запада.Последние шесть лет общалась с украинскими старшеклассниками-много классных ребят.Не так просто дух славянства уничтожить.А на счёт нищеты.А сколько великих из такой среды пришли.И не наговаривайте,вы всё подряд не “хаваете”.

  • 43 25

    К сожалению,мудрость берётся не из книжек.Вы слушали мудрого деда из Вологды? Вот это мудрость!…Она не в том,как больше заработать денег,а в том,чтобы уметь ПРАВильно (по ПРАВИ) жить,по конам Вселенной,которых мы не знаем.Если человеку дано интуитивно нащупать эти ПоКОНЫ,следовать им – он счастлив. Иногда книжки являются интеллектуальным мусором…Книги расширяют границы мира,но мало кого учат быть в этом мире счастливым…важно умение задавать себе правильные вопросы и находить на них ПРАВильные ответы…

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)